Библиографическое описание:

Качай Ю. С. Особенности механизма управления в единой системе таможенных органов, как важнейшего регулятора обеспечения экономической безопасности страны // Молодой ученый. — 2016. — №10.1. — С. 26-28.



Важнейшая роль в процессе регулирования внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) принадлежит таможенной службе, которая является одним из базовых институтов государственного регулирования экономических отношений.

«Национальная экономика государств создает все более стабильный рынок товаров и услуг, что в свою очередь способствует формированию регулируемых таможенных отношений. При этом, одним из основных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности является политика в области таможенного дела, проводимая государством, а таможенные отношения, являясь инструментом оказывают значимое влияние на развитие международных торговых отношений между странами» [2, с. 245].

Таможенное регулирование является неотъемлемой частью экономической политики государства и зависит от общих целей государственного экономического развития. Национальная безопасность, включающая государственную, общественную, экономическую,энергетическую, техногенную, экологическую, информационную и личностную, обеспечивается при условии продолжительной стабильности, достаточной защищенности, способности своевременно выявлять опасности и предпринимать меры при условии выполнения комплекса политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации, а также устранение возможных угроз.

Обеспечение экономической безопасности является одной из важнейших задач развития, поскольку предполагает такое состояние экономики, которое поддерживает достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и инновационного развития государства. Определяющими факторами экономической безопасности являются: предотвращение роста преступных посягательств, направленных против экономической безопасности страны, осуществление безопасного перемещения грузов через таможенную границу, контроль и предупреждение преступлений в сфере таможенного права, обеспечение экономической безопасности при осуществлении внешней торговли товарами, создание условий для развития внешнеэкономической и внешнеторговой деятельностью. На таможенные органы возложено выполнение важнейших задач по обеспечению экономической безопасности. Федеральная таможенная служба (далее — ФТС России), как правоохранительный орган выполняет следующие функции: ведет борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, оказывает содействие в борьбе с международным терроризмом.

Экономическая безопасность страны напрямую зависит от результативного осуществления контроля со стороны таможенных органов за ВЭД и внешнеторговой деятельностью.

ВЭД представляет собой обмен товарами, предметами и услугами, производственное сотрудничество в виде совместного производства (международная специализация и кооперация), научно-технический обмен, оказание экономической и технологической помощи, валютно-финансовое и иные формы взаимодействия между странами. К основным видам ВЭД следует отнести следующее: внешнюю торговлю товарами, услугами, информацией, предметами интеллектуальной деятельности; производственную кооперацию, которая представлена в форме взаимодействия и взаимозависимости между партнерами в смежных процессах разделения труда; инвестиционное сотрудничество как объединение трудовых, финансовых, технических, технологических и научных ресурсов иностранных партнеров; валютно-банковские и финансово-кредитные операции, сопровождающие коммерческую или предпринимательскую внешнеторговую сделку.

«В условиях происходящих интеграционных процессов таможенные органы способствуют выполнению интересов государства во внешней торговле, реализации политики протекционизма,осуществляют контрдействия угрозам безопасности России, преступлениям и административным правонарушениям, обеспечиваютувеличение доходов федерального бюджета, то есть направляют все силы на создание подходящих условий для успешного осуществления и развития внешнеторговой деятельности и снижение затрат участников ВЭД путем сокращения времени, необходимого для выполнения таможенных формальностей, повышение качества предоставляемых государственных услуг в области таможенного дела» [4, с. 93]. Особую актуальность в современных условиях приобретает анализ деятельности таможенных органов.

ФТС России, являясь федеральным органом исполнительной власти в области таможенного дела, непосредственно подчиняется Министерству финансов Российской Федерации и обеспечивает выполнение функций государства по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенной политики, функций агента валютного контроля и специальных функций по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями (рис.).

Рис. Взаимосвязь и взаимозависимость участников процесса управления в единой системе таможенных органов

«В ряду важнейших задач, обусловленных современными реалиями российской экономики, особое место принадлежит комплексу мер, направленных на развитие и совершенствование систем управления организациями и учреждениями. Эти вопросы одинаково актуальны как для действующих производственно-хозяйственных систем, так и для государственных структур, вновь создаваемых организаций, темпы роста которых обусловлены спецификой современной экономики» [1, с. 196]. Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» установлена единая система таможенных органов. К структурным компонентам единой системы таможенных органов следует относить: ФТС России, региональные таможенные управления (РТУ), таможни и таможенные посты (ТП). Необходимо отметить, что каждая из подсистем является самостоятельным структурным подразделением или таможенным органом.

Одним из основных условий эффективной деятельности единой системы таможенных органов является грамотный, квалифицированный, профессиональный и дисциплинированный персонал. Федеральным законом от 23 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» регламентировано, что таможенная служба включает: правоохранительную и гражданскую службу. То есть, кадровый состав представлен должностными лицами (государственными служащими) и работниками бюджетной сферы. К должностным лицам следует относить: сотрудников, проходящих службу по контракту и федеральных государственных гражданских служащих.

Важнейшими элементами эффективной организации таможенного дела являются выбор оптимальной структуры таможенной службы и варианта размещения ее органов на территории страны. Таможенная служба РФ строится и функционирует как единая система. Принцип единой системы таможенных органов неразрывно связан с однородными принципами, на которых основываются организация и осуществление таможенного дела: единой таможенной политики, единой таможенной территории, единого таможенного законодательства, единого тарифного регулирования и сочетания его с мерами экономической политики.

В условиях реформирования единой системы таможенных органов все больше внимания уделяется профессиональной подготовке должностных лиц таможенных органов, издано достаточное количество нормативно-правовых документов, регламентирующих профессиональную подготовку государственных служащих. Следовательно, результативная деятельность управленческой системы выполнима при существовании организующего (формирующего) начала, направляющего и регулирующего активность компонента системы. Практика показывает, что управление таможенными органами без специальных теоретико-методологических знаний не может привести к эффективному её функционированию, а целенаправленно приведет к осложнениям во внешнеторговой сфере деятельности, возникновению опасностей при обеспечении национальной и экономической безопасности.

Литература:

  1. Гончарова Е. Н., Зайцева О. А. Формирование структуры управления в таможенных органах на современном этапе развития таможенного дела в Российской Федерации // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. 2010. № 2 (34).
  2. Москаленко О. А., Костин А. А., Костина О. В. Трансформация таможенной политики России в современных условиях. Международная научно-практическая конференция «Наука, техника и высшее образование» Канада, Вестмаунт, 2013.
  3. Петрушко Е. Н., Шкилёв В. В. Основные направления организации процесса управления таможенными органами Российской Федерации // Fundamentalscienceandtechnology — promisingdevelopmentsVI: ProceedingsoftheConference. NorthCharleston, 3–4.08.2015, — NorthCharleston, SC, USA: CreateSpace, 2015, p. 331.
  4. Петрушко Е. Н.,Шкилёв В. В. Основные направления совершенствования экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе развития таможенной службы //Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2015. № 19 (216), выпуск 36/1.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle