Библиографическое описание:

Водопьянова Т. А., Точенова А. А. Представление недействительных документов как основание для неприменения запретов и ограничений // Молодой ученый. — 2016. — №10.1. — С. 3-6.



Актуальность темы исследования обусловлена тем, что контроль документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, в настоящее время играет важную роль в защите рынка от низкокачественной и небезопасной продукции.

Отметим, что помимо основной задачи по выполнению фискальной функции, Федеральная таможенная служба (далее — ФТС России) выполняет задачу обеспечения соблюдения торговых ограничений, установленных законодательством Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) и законодательством Российской Федерации.

Сформированная нормативная правовая база, а также имеющиеся силы и средства, представленные как государственными органами, так и негосударственными органами и организациями, позволяют таможенным органам проводить соответствующие практические мероприятия, направленные на выполнение поставленных задач.

Меры технического регулирования по объему контролируемых товаров занимают основное, главенствующее место и охватывают практически всю номенклатуру товаров.

Качество и безопасность декларируемых участниками внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) товаров подтверждается с помощью предоставления в таможенный орган разрешительных документов, удостоверяющих соответствие товаров обязательным требованиям, или сведений о них.

К таким разрешительным документам относятся: документ об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренный техническими регламентами ЕАЭС; сертификат соответствия или декларация о соответствии ЕАЭС, оформленные по единой форме, на продукцию (товары), включенную в Единый перечень [2]; сертификат соответствия или декларация о соответствии, предусмотренные законодательством государства — члена ЕАЭС, на территорию которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры; иные документы, предусмотренные законодательством государства — члена, на территорию которого продукция (товары) помещаются под таможенные процедуры[1].

Представление недействительных документов недобросовестными участниками ВЭД влечет за собой административную ответственность, что можно увидеть на примере обширной судебной практики.

В частности, ООО «АЗИМУТ» обратилось с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области с требованием к Екатеринбургской таможне об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности [4].

Из фабулы дела следует, что 25.09.2015 ООО «АЗИМУТ» на Екатеринбургском таможенном посту Екатеринбургской таможни путем подачи декларации на товары в электронной форме осуществлено декларирование «Аксессуаров к карнавальным костюмам для взрослых; изделие предназначено для использования во время маскарадов и праздников».

В целях соблюдения запретов и ограничений ООО «АЗИМУТ» представлено письмо органа по сертификации продукции ООО «Гарант Поставка», согласно которому продукция — прочие изделия для праздников и развлечений, карнавалов: парики из полиэтилентерефталата, для взрослых (код ТН ВЭД ЕАЭС — 9505900000), не включена в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации и Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.

В ходе проведения таможенного досмотра указанной продукции было установлено, что часть изделий предназначена для детей старше 3-х лет, о чем свидетельствовала соответствующая маркировка на этикетке.

Таким образом, было выявлено административное нарушение по ч. 3 ст. 16.2, а именно:

 заявления недостоверных сведений об описании части товара являющимися изделиями для детей старше 3-х лет, но не для взрослых;

 представления письма органа по сертификации продукции ООО «Гарант Поставка», являющегося недействительным документом (так как признаки фальсификации сведений), что послужило основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений.

Однако суд отказал в удовлетворении требования ООО «АЗИМУТ» и соответственно подтвердил правомерность привлечения общества к административной ответственности в виде штрафа таможенным органом.

В подтверждение действий суда отметим, что Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 798 утвержден Технический регламент «О безопасности игрушек» (далее — ТР ТС 008/2011) [1].

В соответствии с п. 1 ст. 3 ТР ТС 008/2011 игрушки выпускаются в обращение на рынке при их соответствии указанному техническому регламенту, а также другим техническим регламентам, действие которых на них распространяется, и при условии, что они прошли подтверждение соответствия требованиям безопасности технического регламента.

Подтверждение соответствия игрушек осуществляется в форме сертификации. Игрушки, соответствующие требованиям безопасности технического регламента и прошедшие подтверждение соответствия должны иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств — членов ЕАЭС.

Заметим, что в Перечень продукции ТР ТС 008/2011 включаются изделия для праздников, карнавалов или прочие изделия для увеселения, включая предметы для показа фокусов и шуток из товарной позиции 9505 ЕТН ВЭД ЕАЭС, которые и были ввезены ООО «АЗИМУТ», но без представления сертификата соответствия.

Так как данный сертификат не был подан декларантом вместе с декларацией на товары юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, так как у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, анализ судебной практики показывает, что принятие судебными органами судебными органами положительных или отрицательных решений для лиц, привлеченных к административной ответственности, зачастую зависит от конкретных обстоятельств при возбуждении таких дел.

Как мы выяснили, качество и безопасность товаров подтверждается представлением в таможенный орган соответствующих документов, удостоверяющих соответствие товаров обязательным требованиям. При этом необходимы тщательный анализ документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, подробное изучение сведений, указанных в маркировке товаров, а также их соответствие друг другу. Как мы видим из материалов дела, обществом на момент ввоза и декларирования товаров был представлен ненадлежащий документ, который не только не подтверждал соответствие ввозимой продукции требованиям Технического регламента, но и относился к иной категории товаров.

К сожалению, такие случаи не единичны, а выявленные факты фальсификации, представления фиктивных или выданных с нарушением установленного порядка документов увеличиваются с каждым годом, что подтверждается данными, изложенными в Итоговом докладе о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2015 год и плановый период 2016–2018 годов [3], а также справочных материалах к заседанию коллегии ФТС России [5].

Согласно указанным источникам таможенными органами РФ за 2014 было выявлено более 56 тысяч случаев представления сведений о недействительных документах при декларировании и выпуске подконтрольных товаров, в том числе с использование системы управления рисками (в сравнении с 2013 годом показатель увеличился почти в 5 раз). В 2015 году таможенными органами выявлено более 152 тысяч случаев представления для целей таможенного декларирования недействительных документов, подтверждающих соответствие товаров требованиям безопасности (рис. 1).

2014 г.

2015 г.

Рис. 1. Количество случаев представления сведений о недействительных документах при декларировании и выпуске подконтрольных товаров в 2014 г. и выявленных недействительных документов в 2015 г.

Судя по представленным данным можно сделать вывод о том, что количество случаев предоставления недействительных документов с целью несоблюдения запретов и ограничений значительно увеличивается и таможенным органам необходимо разработать комплекс мер для повышения показателя соблюдения запретов и ограничения, в том числе связанных с представлением соответствующих разрешительных документов. Необходимо вести тщательно таможенный контроль запрещенных или ограниченных к ввозу товаров, в том числе проводить в отношении данной категории товаров таможенный досмотр с целью получения полной и достоверной информации, проводить глубокий анализ всех сопроводительных документов и их соответствия перемещаемым через таможенную границу ЕАЭС товарам. Также немаловажным фактором результативности работы таможенных органов в данной области является знание и умение применять на практике нормативно-правовые акты, непосредственно регламентирующие ввоз или вывоз запрещенных или ограниченных товаров, так как практика показывает, что судебные споры проигрываются таможенными органами из-за несоблюдения установленного порядка должностными лицами таможенного органа.

Стоит отметить, что под недействительными документами понимаются также поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, а не только документы, содержащие недостоверные сведения или документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, которые были подробно рассмотрены в данной статье, поэтому сегодня для таможенных органов будет особенно актуально также совершенствовать и обновлять технические средства таможенного контроля, функционирование которых непосредственно связанно с обнаружением поддельных документов.

Литература:

  1. Решение Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 798 (ред. от 12.12.2012) «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности игрушек» (вместе с «ТР ТС 008/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности игрушек»)» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  2. Постановление Правительства РФ от 1.12.2009 года № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  3. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2015 год и плановый период 2016–2018 годов [Электронный ресурс] URL: http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=artic le&id=20613: – 2015–2016–2018-&catid=475:2015–03–12–09–57–15&Itemid=2588 (дата обращения: 07.04.2016).
  4. Правила для бизнеса — 2015: Уроки судебных дел: сборник / Сост. М. В. Завязочникова; Под ред. С. Г. Пепеляева. М.: Статут, 2015. 446 с.
  5. Таможенная служба Российской Федерации в 2015 году:Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. [Электронный ресурс] URL: http://search.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7995&Itemid=1845 (дата обращения: 07.04.2016).

[1] В России согласно Федеральному закону от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (п.п. 3 п. 3 ст. 232) – это разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений, если они необходимы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle