Библиографическое описание:

Винькова Т. В., Петринская В. А. Организация таможенного контроля за ввозом и вывозом лицензируемых товаров // Молодой ученый. — 2016. — №10.1. — С. 1-3.



Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в связи с неустойчивым мировым политическим и экономическим положением (речь в частности идет о санкциях отдельных государств в отношении России и ее ответных контрмерах [8]) и, в этой связи, необходимостью использования наряду с таможенно-тарифными методами регулирования, а также запретов и ограничений в целях защиты внутреннего рынка.

При этом «роль системы запретов и ограничений неуклонно растет, что требует ее постоянного совершенствования» [7, с. 94].

Одним из таких элементов указанной системы запретов и ограничений выступает лицензирование ввоза и вывоза отдельных товаров, первостепенно предполагающее защиту внутреннего рынка от неконтролируемого экспорта сырьевых товаров, регулирование вывоза материальных природных ресурсов, контроль зачисления валютных доходов.

Лицензирование зачастую может применяться и как предупредительная мера в отношении недобросовестных конкурентов в среде национальных товаропроизводителей. Данная мера реализуется на основе общепринятых в мировом сообществе режимов, включая соответствующие положения Соглашения об импортном лицензировании и Всемирной торговой организации [1].

В современный период мировой опыт зарубежных стран в сфере торговли направлен на усовершенствование административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование зачастую применяется в целях выполнения международных обязательств, а также в исключительных случаях, например, для защиты национальной экономики [5].

Государство, находясь в условиях рыночной экономики, осуществляет прямое вмешательство в торговую деятельность страны с помощью использования лицензий, ограничивая количественно размеры импорта, а в ряде случаев и полностью запрещая ввоз отдельных товаров. При отсутствии таможенных пошлин или при их нерациональном использовании или воздействии, для достижения выравнивания внешнеторгового и платежного баланса возникает объективная необходимость лицензирования внешнеторговых операций, что позволяет эффективно использовать иностранную валюту.

Лицензирование ввоза и вывоза как инструмента государственного регулирования внешнеторговой деятельности обладает рядом особенностей. В данной ситуации специальное разрешение необходимо не только для осуществления деятельности, связанной с экспортом и импортом товаров, а для вывоза и ввоза отдельных видов, перечни которых определяются, в первую очередь, экономическими интересами государства.

Перечни лицензируемых товаров вводятся законодательством Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) [30]. Единый перечень состоит из товаров, запрещенных к перемещению через границу ЕАЭС, и товаров, ограниченных к перемещению через границу ЕАЭС (то есть лицензируемых).

Порядок лицензирования экспорта и импорта товаров распространяется на всех участников внешнеторговой деятельности независимо от формы собственности, места регистрации и положения на рынке. При этом как отмечают авторы, «лицензирование применяется на определенные периоды времени по отдельным товарам, включенным в перечень продукции общегосударственного назначения» [9, с. 121].

Министерство торговли Российской Федерации реализовывает выдачу лицензий через своих уполномоченных в регионах, и лишь в отдельных случаях выдача осуществляется через уполномоченного по Центральному району.

Лицензия – документ (соглашение), дающий право на выполнение внешнеторговых операций с определенными категориями товаров, а само по себе лицензирование, наряду с количественными ограничениями, представляет собой «наиболее действенный способ внерыночного прямого и гибкого регулирования экспорта и импорта» [6].

Квоты и лицензии контролируют самостоятельность предприятий в сфере торговли с третьими странами, ограничивают круг стран, с которыми могут быть заключены сделки по определенным товарам, регламентируют номенклатуру и количество товаров, разрешенных к импорту и экспорту.

Для получения лицензии участник внешнеторговой деятельности представляет следующие документы:

 заявление на выдачу лицензии по форме в одном экземпляре на бумажном носителе и в электронном виде;

 копию договора, оформляющего внешнеторговую сделку (только в случае оформления разовой лицензии);

 копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

 копию лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с оборотом товара, в отношении которого введено лицензирование на территории государства-члена ЕАЭС;

 другие документы, если они определены в правовых актах, на основании которых введено лицензирование данного товара [4].

Система лицензирования используется с целью оперативного контроля над соблюдением квот. Однако она используется многими странами в качестве самостоятельного средства нетарифного протекционизма. Лицензирование позволяет государству активно вмешиваться в формирование объема, товарной и географической структуры торгово-экономической деятельности тех, кто участвует во внешнеторговой деятельности.

После ввоза (вывоза) товаров в количестве, соответствующем квоте, указанной в лицензии, или после истечения срока действия лицензии лист исполнения лицензии, подписанным начальником таможенного поста, передают копии лицензии в отдел таможни, который сверяет сведения, указанные в листах исполнения с данными из Журнала регистрации копий лицензий.

Отдел таможни копии лицензий после получения всех листов исполнения лицензии и заполнения оборотной стороны копии лицензии направляет в отдел таможни оригинала лицензии копии листов исполнения с подписанным начальником отдела сопроводительным письмом, в котором указывается общее количество товара, выпущенного таможней по лицензии. Дата и исходящий номер письма вносятся на оборотную сторону копии лицензии. Копии лицензий и листы исполнения хранятся в отделах таможен в специальных папках по порядковым номерам. Лицензируемые товары должны быть перемещены через таможенную границу ЕАЭС до истечения срока действия лицензии. Соблюдение указанного условия подтверждается данными копии лицевой стороны оригинала лицензии, заверенной таможней оригинала лицензии и представляемой владельцем лицензии в таможенные органы, расположенные в пунктах пропуска на границе, через которые осуществляется перемещение товаров в счет лицензии. Контроль срока действия лицензии на вывоз товара может осуществляться по экземпляру таможенной декларации, представляемому в таможенный орган, расположенный в пункте пропуска на границе (рис.).

Владелец лицензии, либо уполномоченное надлежащим образом им лицо, одновременно с оригиналом лицензии предоставляет в таможенный орган письменное заявление о постановке лицензии в произвольной форме.

Рис. Схема осуществления контроля за исчерпанием квоты лицензии или исчерпанием срока действия лицензии

Постановка лицензии на контроль осуществляется в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня регистрации заявления в таможенном органе.

Перемещение лицензируемых товаров через таможенную границу ЕАЭС и подача таможенной декларации осуществляется в пределах срока действия лицензии. Списание количества товара в счет лицензии осуществляется при его выпуске в соответствии с первой заявленной таможенной процедурой, кроме процедуры таможенной транзита.

Внесение и заявление корректировок, которые касаются наименования лицензируемых товаров и (или) изменения количества их для каждого таможенного органа, в котором планируется произвести таможенное декларирование лицензируемых товаров в счет лицензии, владелец лицензии обязан представить в таможенный орган, поставивший лицензию на контроль, новое заявление с внесенными изменениями, к которому должны прилагаться документы, заверенные таможенным органом копии лицензии ранее не представленные в таможенный орган при таможенном декларировании указанных в них товаров.

Таможенный орган прекращает выпуск лицензируемых товаров в случаях исчерпания из количества, указанного в заверенной копии лицензии, перераспределения количества товаров, указанного на оборотной стороне заверенной копии лицензии, между таможенными органами либо изменения таможенных органов, в котором планируется произвести таможенное декларирование лицензируемых товаров в счет лицензии.

Особенности контроля ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров, в том числе постановки лицензий на контроль и снятия их с контроля, учета количества товаров, ввозимых (вывозимых) по этим документам, при осуществлении таможенного декларирования с использованием таможенной декларации в виде электронного документа и программных средств, обеспечивающих автоматизированный контроль за исполнением лицензий, а также в случаях, если лицензируемые товары ввозятся (вывозятся) через государственную границу государства - члена ЕАЭС, могут определяться органами государственной власти , уполномоченными в области таможенного дела.

Литература:

  1. Соглашение по процедурам импортного лицензирования. Заключено в г. Марракеше 15.04.1994 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  2. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  3. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 (ред. от 17.11.2015) «О мерах нетарифного регулирования» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  4. Решение Комиссии таможенного союза от 22 июня 2011 года № 687 «О Положении о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  5. Баклаков П.А. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности. Учебное пособие / П.А. Баклаков, Е.В. Зыбина, Н.А Степура, А.В Кулешов, В.А. Гайфутдинов, О.В. Шишкина. СПб: ИЦ «Интермедия». 2014. 896 с.
  6. Вельяминов Г.М. Международное право: опыты. М.: Статут, 2015. 1006 с.
  7. Воротынцева Т.М. Контроль таможенными органами за перемещением товаров животного и растительного происхождения: Учебн. пособие. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 100 с.
  8. Глекова В.В., Костин А.А., Костина О.В., Москаленко О.А. Форсирование межстрановой «блокады»: развитие внешней торговли России в условиях экономических санкций // Инновации и инвестиции. 2015. № 5. С. 104-110.
  9. Прокушев Е.Ф., Костин А.А. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник и практикум. 9-е изд., пер. и доп. М.: Издательство Юрист, 2015. 537 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle