Библиографическое описание:

Бердиев Г. И., Душабоев Ж. Ж. Диверсификация экспорта промышленной продукции // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 624-626.



В экономической теории существует два различных подхода к понятию модернизации промышленности. Первый подход — «функциональный» — предполагает сосредоточение на исправлении провалов рынка с воздействием всю экономику, не нарушая распределения ресурсов между секторами. Соответствующие меры направляются на создание инфраструктуры, улучшение распространения информации, улучшение функционирования рынка капитала и т. д.

Второй подход часто называют «избирательным подходом», он заключается в изменении распределения ресурсов в экономике, способствуя росту определенных секторов или регионов [2].

Как считают специалисты, экспортно-ориентированный экономический рост зависит не только от количества экспортной продукции, но и от того, какую именно продукцию экспортирует страна [2]. Одна структура производства может быть более способствующей модернизации промышленности и диверсификации, а другая — наоборот. Так как ресурсы и общественные блага для разных отраслей промышленности значительно различаются, очень важно расставить приоритеты в ключевых секторах, которые требуют активов, использующихся в широком диапазоне, отличных от уже производимых товаров [3].

Для анализа продуктивности («сложности», производительности, доходности) экспортной корзины Узбекистана можно использовать подход [4], основанный на теории сравнительных преимуществ и концепции дискретного пространства экспортируемых товаров Хаусманна-Клингера [5], разработанный учеными Гарвардского университета Хаусманном, Хвангом и Родриком. Согласно данному подходу, чем больше страна экспортирует высокотехнологичных товаров, тем более высокодоходной является ее экспортная корзина.

По результатам расчетов, уровень продуктивности экспорта Узбекистана (EXPY) и соотношение EXPY/ВВП на душу населения в Узбекистане в 2014 г. составили 6.3, что является достаточно высоким показателем (в Китае этот показатель за 2014 г. составил лишь 3.6, на Украине — 4.4, в Малайзии — 1.9). Это свидетельствует об имеющихся хороших перспективах для роста экономики Узбекистана [6].

Необходимым условием достижения конкурентоспособности и выхода на мировые рынки является повышение уровня углубления переработки сырья (например, природного газа) и продуктов первичной обработки (например, цемента).

Узбекистан принимает меры по развитию диверсификации экспорта по двум направлениям — вертикальному, т. е. создание новых инновационном-ориентированных сфер экономики (освоение новой продукции), и горизонтальному — т. е. расширение и развитие существующих сфер (повышение конкурентоспособности имеющихся товаров и услуг).

Для того чтобы достичь максимального успеха в сфере диверсификации экспорта, необходимо развивать оба направления параллельно.

В Узбекистане реализуется крупный инвестиционный проект «Строительство Устюртского газо-химического комплекса» с вводом в эксплуатацию в 2016 году (проектная мощность: 400 тыс. тонн полиэтилена, 100 тыс. тонн полипропилена) [6].

На сегодняшний день полипропилен занимает второе место в мире среди полимеров по объему потребления (его доля 26 %), уступая только полиэтилену. Полипропилену удается держаться на такой высокой позиции благодаря более низкой себестоимости и теплостойкости. Этот термопластичный полимер пропилена используется во многих сферах экономики (электроника, автомобилестроение, текстиль, сельское хозяйство, медицина и т. д.). Производство данного товара создает дополнительный импульс для развития другой сопряженной (новой) продукции: инженерной пластмассы, труб и фитингов, полипропиленовой пряжи, пропиленового шпагата и т. д.

Одним из основных строительных материалов является цемент. Доля производства цемента в 2014 г. составила 78 % от объема выпуска промышленности строительных материалов.

За период 2000–2014 гг. доля экспорта цемента (продукта первичной обработки) была снижена в структуре экспорта строительных материалов с 74,2 % в 2000 г. до 27,4 % в 2014 г. Благодаря диверсификации структуры экспорта промышленности строительных материалов было освоено производство новых видов продукции повышенной степени готовности, таких как, например, изделия из цемента. Доля готовых изделий из цемента в общем объеме экспорта строительных материалов составила в 2014 г. 23,2 % (в 2007 г. — 7 %) [6].

Переход от производства сырья и низко технологичных товаров к производству товаров с более высокой добавленной стоимостью будет осуществлен в долгосрочной перспективе (2020–2030 гг.). Товарами вертикальной диверсификации будет являться новая инновационная-ориентированная продукция, имеющая высокие конкурентоспособные характеристики: например, телефонные аппараты для сотовых сетей, относящиеся к продукции машиностроительной отрасли (приборостроение).

Являясь приоритетной отраслью, машиностроение обладает высоким уровнем технологической сложности — при прочих равных условиях эта отрасль вносит больший вклад в процессы структурной трансформации, чем другие. Товары на уровне 4 знаков HS из группы 85 «Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности» и группы 90 «Инструменты и аппараты оптические измерительные, медицинские и т. д» относятся к высокотехнологичной продукции машиностроительной отрасли (приборостроение) [7].

Развитие машиностроения в стране способствует росту численности высоко квалифицированных специалистов: инженеров, менеджеров, финансистов, рабочих и т. д. Его стратегическая важность заключается не столько в прямых, сколько в косвенных мультипликативных эффектах, способствующих росту экономики и реализации структурных преобразований.

Вероятность того, что новый товар в будущем будет обладать выявленными сравнительными преимуществами зависит от того, какое количество необходимых для него факторов производства уже используется в экономике, т. е. имеет значение мера близости каждого товара к текущей экспортной корзине. Показатель «расстояния» между товарами и текущей экспортной корзиной страны измеряет способность страны адаптировать имеющиеся факторы производства, а также профессиональные знания и навыки к производству нового товара.

Литература:

  1. Belloca М. and М. Di Maio (2011), «Survey of the literature on successful strategies and practices for export promotion by developing countries» Working Paper 11/0248, International Growth Center.
  2. Hausmann R., Hwang J., Rodrik D. «What you export matters». NBER Working Paper Series, 2005. № 11905.
  3. Rodrik D. «Industrial Development; Stylized Facts and Policies», Harvard University, 2006.
  4. Экспортная корзина — это набор товаров, экспортируемых со сравнительным преимуществом.
  5. Hausmann R., Klinger В. «The Structure of the Product Space and the Evolution of Comparative Advantage». Harvard University, Center for International Development, Working Paper 146, 2007.
  6. Рынок, деньги и кредит. Журнал. — Т.: ToPrint, 10/2015. — 72с.
  7. Международнаяклассификация Harmonized Commodity Description and Coding System.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle