Библиографическое описание:

Досанов Н. Е., Жасузакова М. Ж. Эффективность управления активной системой и административный контроль // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 191-194.



Введение.Организации охватывают различные сферы деятельности людей в обществе. Механизмы взаимодействия людей через социализацию создают условия и предпосылки развития коммуникабельности, формирования позитивных моральных норм людей в общественных и производственных отношениях [1].

В данной работе рассматривается эвристический подход к формализации процедуры административного контроля Ак. Такой подход дает нам возможность глубже понять такие фундаментальные вопросы ТАС как: суть обратной связи в управлении организационными структурами, роль процедуры Ак при получении информации о выполнении плана активными элементами (Аэ); оценка управляемости самой организационной системы [2].

Цель работы. Найти условие эффективности работы процедуры административного контроля Ак активной системы, т. е. условие баланса выполнения плана активной системой при Ак: G()Ŝ.

Метод решения. Мы будем понимать под ‹‹организацией›› организационную систему как объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. Эту систему определим как активная, а людей как активные элементы этой системы.

Для начала рассмотрим различия в управлении пассивными и активными системами. Для пассивной (например, технической) системы зависимость y=G() является фактически моделью системы — управляемого объекта, отражающего регламент его функцирования [3].

Иначе обстоит дело в активных системах с), т. е. системах, в которых управляемые субъекты обладают свойством активности, в том числе — свободой выбора своего состояния. Помимо возможности выбора состояния элементы активной системы э) обладают собственными интересами и предпочтениями, осуществляют выбор состояния целенаправленно (в противном случае их поведение можно было бы рассматривать как пассивное). Соответственно, конкретизируется и модель системы , которая должна учитывать проявления активности управляемых субъектов э). Управляющее воздействие U по своей физической природе имеет два компонента: силу и глубину. От этих компонентов воздействия и зависит выбор типа управления.

Сила воздействия F — воздействие, влияющее на состояние объекта управления. Это может быть информационный сигнал, стимул, власть, авторитет, приказ, инструкция, и.т. д.

Глубина воздействия Q — степень влияния воздействия на объект управления. Сочетание силы и глубины воздействия определяет тип управления. Управление — это воздействие, имеющее вид U=F&Q. Естественно, на это воздействие обязательно будет реакция управляемого элемента.

Реакции Аэ на управляющие воздействия в нашем случае разделили на четыре группы:

S — сопротивляемость Аэ на управляющие воздействия. Сопротивляемость выражается в нежелании выполнять план.

I — избирательность Аэ на управляющие воздействия. Она выражается в избирательности (предпочтительности) при выполнении плана.

N — неопределенность Аэ на управляющие воздействия. Она выражается в неопределенности или безразличии при выполнении плана.

А1 — активность Аэ. Она выражается в большом желании выполнить план.

Ĺ={S,I,N,A1} — фактически не только определяет yA активной системы, но дает возможность руководителю организации оценить потенциал организации и составить стратегический план [4]. Таким образом модель активной системы выглядит так:

G()=(S) & (I)& (N) & (A1)(2)

Если цель центра обозначим как Ас(Х,): где Х – план, который должен выполнить Ас,  — множество типов Аэ, то задача управления к выбору оптимального управления =(y)U, :AU, т. е. допустимое управление, максимизирующее эффективность. Другими словами, необходимо найти, при каких условиях работают процедуры административного контроля Ак

*Argmax K()={UU K()K()}(3)

У центра Ас существует цель Ас (Х, ) в виде планов Х и совокупность активных элементов Аэ, выполняющих эти планы. Точно так же существует цель АэАэ (xj,yi,rj), где xjХ, yiА, rj. Из-за разницы (несовпадения цели) Ас (Х,) — Аэ (xj,yi,rj) появляется необходимость в процедуре административного контроля за выполнением Х активными элементами Ас. Здесь, Х — совокупность планов Ас которая должна выполнять; А — совокупность состояний Ас после воздействий U;  — совокупность типов Аэ. Такое несовпадение выявляется с помощью процедуры административного контроля к), т. е.

Ак: G()Ŝ(4)

В многоэлементных Ас план, назначаемый і-му Аэ обозначим xjХ,X — множество допустимых планов, сообщение о выполнении плана i-го Аэ будем обозначать si Ŝ, iI. Выполнение плана xi Аэ-том, в общем случае выявляется на основе сообщении si. Такое сообщение собирается с помощью процедуры административного контроля Ак.

Будем считать, что центр определяет планы по процедуре планирования : ŜX, где Ŝ=, X=и план, назначаемый і-му Аэ, будет определяться выражением: хi=(S), іІ; siS.

Для того чтобы определить условие для процедуры Ак обеспечивающее эффективность управления (3), проанализируем процедуру планирования [5].

План Х состоить из {aij(xj)}-частей, здесь хjX — содержание плана, аіі-тая часть этого плана. С другой стороны Х должен выполняться к заданному сроку t={t1,t2,t3, ….}. Части плана, выполняемого к заданному сроку, выразим как a11t1(x1)xj-a, часть плана Х, выполняемого за время t1 активным элементом Аэ. Таким образом, центром Ас задается множество планов, элементы активной системы Ас которого должны выполнять в заданное время t:

X={a11t1(X1),a22t2(X2), …., antn(xnn)}(5)

здесь t=t1+t2+….+tn.

После этого руководители структуры Ас распределяют по Аэ-там эти планы. При этом руководители структуры Ас должны четко сформулировать содержание планов х12,….хn которых активные элементы Аэ должны выполнять в заданный срок следующим образом:

x1t1=b1t1 время

x2t1=b2t2 время(6)

xktk=bktk время

Здес bk — содержание плана xk, xkХ, t=t1+t2+….+tk общее время для выполнения работы { b1,b2,….bk}. C другой стороны bkB работа, являющаяся содержанием плана Х, делится на части =++….+ и требует определенного промежутка времени tk для выполнения этих частей работы bk. Таким образом план Х будет функцией, B и t, т. е. Х(B,t).

То, что Аэ будет выполнять план хj, который отражается на сообщении , X(B,t) на сообщении Ŝ. Сообщение о том, что элемент Аэ выполнил план xi будет отражаться на сообщении Результирующим сообщением Ŝ о выполнении плана Х будет:

Ŝ =(7)

Это равенство выражает формирование сообщений, передаваемых центру Ас через Ак. Именно функцией процедуры административного контроля Ак, является недопущение искажения этого сообщения.

Исходя из вышеизложенных соображений процедуру планирования : ŜX можно представить в виде следующей таблицы:

Таблица 1.

Исходя высше изложенных соображений процедуру планирование

Аэ

Хti

b

b1

b2

b3

bn

Ŝ

Аэ

Аэ

Аэ

Ас

S'1

S'2

S'3

S'4

S'5

S'6

S'e

Ŝ=

Эта таблица выражает баланс выполнения плана Х активными элементами Аэ организации в заданное время.А условие выполнения плана выражается процедурой:

X:cŜ(8)

Эта процедура показывает, что результаты процедуры Ак определяют эффективность управления организацией. И это можно выразить следующей теоремой.

Теорема. Если план, Х которого Ас должен выполнить и Y-выполненная часть этого плана. Тогда процедура выполнения этого плана выглядить как Ŝ:YХ.

Доказательство. Чтобы cкорректировать план Х центру Ас нужно неискаженное сообщение Ŝ. Если Ŝ будет искажаться, то корректировка плана будет необоснованной. Если сообщение искажается, то из таблицы видно, что баланс выполнения плана нарушается, т. е. Ŝ <1, если сообщение выполнения плана не будет искажаться, то баланс выполнения плана не нарушается, т. е. Ŝ =1. На основе (4) G(η)=1. Из этого следует

Тем самым ясно видно, что результаты работы процедуры Ак прямо влияют на эффективность управления организацей.

Таким образом Argmax K(), если выполняется условие (8). Процедура Ак (4) определяет, выполняются ли условия (8). Из этого выходит, что содержание сообщений Ŝ, является результатом работы процедуры Ак, т. е. процедура Ак сообщает центру организации о неискаженности сообщений Ŝ. Тем самым центр узнает о выполнении условия (8) и примет управленческие решения.

Выводы. Сегодня повышение эффективности управления организационными структурами при ограниченности ресурсов имеет актуальный характер.Сдругой стороны, эффективное управление активной системой требует эффективной процедуры Ак. Так как в процессе управления, без обратной связи, руководитель организации не может принимать оперативно управленческих решений. Поэтому в Асбудет разумным представлять передачу сообшений Ŝ о выполнения плана активным элементом Aэ организациис помощью процедуры административного контроля Ак. Необходимость этого возникает из-за существования в структурах Ас и между активными элементами реакции на управляющие воздействия. В этом случае искажение сообшений Ŝ, передаваемое центру будет минимальным. За счет этого эффективность управления максимизируется.

Литература:

  1. Новиков Д. А. Теория управления организационными системами. — М.: Издательство физико-математической литературы, 2007. — 584 с.
  2. Н. Т. Рустамов, М. Ибраим, Р. Б. Абдрахманов. Закономерности организационных успехов и не удач. — Т.: «Fanvatexnologia»2009, 200 с.
  3. Д. А. Новиков, С. Н. Петраков. Курс теории активных систем. — М.: СИМТЕГ, 1989. — 104 с.
  4. Рустамов Н. Т., Жасузакова М. Ж. Алгоритмический и программный инструментарий стратегического планирования. — Т.: «Fan va texnologiya», 2013, 120 с.
  5. Nasim Rustamov and Nurbai Dosanov. Effect of Administrative Control Procedures to Efficiency of Organization Management. International Journal of Mathematical Analysis. Bulgaria. Vol. 9, 2015, no. 11, р. 521–526.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle