Библиографическое описание:

Григорьева И. А. Проблемы и перспективы разработки и внедрения профессиональных стандартов в сфере профессионального образования // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1204-1206.



Организация работы в техникуме по обновлению образовательных программ с учетом профессиональных стандартов (по материалам педагогического совета).

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональный стандарт, образовательная программа, федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, рабочие группы.

В Николаевском-на-Амуре промышленно-гуманитарном техникуме 16.03.2016 года прошел запланированный педагогический совет на тему «Проблемы и перспективы разработки внедрения профессиональных стандартов в сфере образования».

На повестке мероприятия обозначились следующие темы: «Внедрение профессиональных стандартов в систему среднего профессионального образования», «Актуализация основной профессиональной образовательной программы с учетом профессионального стандарта».

«Когда-то профстандарты вывешивались на улице. Во времена Петра I сапоги вывешивались у сапожников. Вот это тоже профстандарты. Сейчас другие времена — другие требования. Нужно подойти к решению задачи самым серьезным образом», — привел пример президент Владимир Владимирович Путин.

Профессиональный стандарт. Все только об этом и говорят! Что это? Это страшно? Это больно? Не так страшен черт… Если перейти из состояния нервной ажитации по отношению к научной терминологии, то стандарт — это своего рода эталон компетентности, измеритель квалификации. «Это будет паспорт при приеме на работу», — отмечает Путин.

С июля сего года в экономике России потечет по аорте время профессиональных стандартов. С этой поры предстоит регулярно подтверждать собственное профессиональное соответствие. В имеющихся справочниках требования к работникам недостаточно точны и редко обновляются, что является непростительным упущением в наше стремительное время с бушующим потоком информации и турбообновляющихся технологий. Поэтому на их смену приходят профессиональные стандарты. Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум реализует программы 3 профессий и 7 специальностей, обеспечивая город и регион специалистами. Когда на педагогическом совете встал вопрос о решении проблемы кадрового голода, педагоги техникума сразу обозначили, что современное развитие технологий значительно опережает существующую систему требований производства к составу рабочих профессий, их компетенциям, не обеспечивая своевременную трансляцию в систему образования. Профессиональный стандарт определяет актуальные требования к работнику. Поэтому стандарты должны адаптироваться к изменениям и обновляться каждые 3–5 лет. А диплом подтверждает лишь то, что человек прослушал определенные курсы лекций и получил определенные умения в процессе обучения. Но через какое-то время требуется, чтобы квалификация этого человека вновь была оценена, чтобы было понятно, может ли он владеть теми компетенциями, которых требует сегодняшнее производство. И тогда требуется независимая оценка квалификации работника.

«Цель введения профессиональных стандартов — это повышение качества трудовых ресурсов, рост профессионализма работников. Их конечная цель — повышение конкурентоспособности работника на рынке труда». Что может предложить педагогическое сообщество профессионального образования работодателю? Это учитывать при разработке образовательной программы профессионального образования, обучения не только текст утвержденного на федеральном уровне профессионального стандарта, но и требования регионального рынка труда, работодателя, с которым непосредственно взаимодействует организация, осуществляющая образовательную деятельность.

Таким образом, профессиональный стандарт — это новое приспособление, которое свяжет интересы работодателей, работников и образовательных организаций.

Чтобы сблизить систему профессионального образования и потребности работодателя, обозначилась потребность обновления образовательных программ с учетом профессиональных стандартов. Практическое применение профессионального стандарта для системы профобразования — разработка образовательных стандартов и программ, соответствующих требованиям рынка труда.

«Пока идёшь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице

Дорога та, что сам искал

Вовек не позабудется»

Эти строки Николая Рыленкова подчеркивают то особое пространство обучающей деятельности через открытие, организованное на педагогическом совете, в котором педагоги совершили для себя субъективное «изобретение», опираясь на цикл познания, строя и проверяя гипотезы, и самостоятельно нашли верное решение начать работу по приведению в соответствие с профессиональными стандартами и требованиями регионального рынка труда образовательные программы по профессиям и специальностям, реализуемым в техникуме, как решение проблемы по обеспечению производства высококвалифицированными кадрами.

Создав условия для активной творчески-рабочей деятельности, заместитель директора по УМР Боровик Светлана Васильевна и старший методист Григорьева Ирина Александровна поделили коллектив на рабочие группы по актуализации образовательных программ с учетом профессиональных стандартов. Обозначились следующие рабочие группы, закрепленные приказом директора, согласно реализуемым профессиям и специальностям в техникуме: 1 группа — по разработке образовательной программы по профессии Автомеханик — Белокрылова В. Н., Долотов В. Т., Абрамова Н. В., Кайдалов А. Ю.; 2 группа — по разработке образовательной программы по профессии Сварщик — Манаенкова З. Д., Карасев Д. В., Румянцева О. А., Полканова С. В., Солончук С. А.; 3 группа — по разработке образовательных программ по профессии Повар, кондитер, по специальности Технология продукции общественного питания — Самотонина Т. В., Огнянникова Н. А., Мыслицкая Е. А.; 4 группа — по разработке образовательной программы по специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) — Марченко Е. С., Зарубина М. В., Лямина О. А., Дыдочкина Р. Н.; 5 группа — по разработке образовательной программы по профессии Мастер ЖКХ — Гололобова В. Ф., Буш С. Ю., Медведева Л. Я.; 6 группа — по разработке образовательной программы по специальности Дошкольное образование — Криволесова Т. В., Новикова В. И., Син Е. Б., Анисимова А. Г. Блинова О. П.; 7 группа — по разработке образовательной программы по специальности Преподавание в начальных классах — Попова С. В., Стародубова И. Д., Петьков А. А., Пчельников Г. П., Ангина С. В., Шумилова Е. В., Полупанова Е. А.; 8 группа — по разработке образовательной программы по специальности Программирование в компьютерных системах — Мурзагалиева О. А., Целищев А. В., Черняев А. И., Аббасов Х. А.; 9 группа — по разработке образовательной программы по специальности Монтаж, наладка электрооборудования промышленных и гражданских зданий — Огнянников С. А., Чередник Р. Г., Кувалов С. А.; 10 группа — по разработке образовательной программы по специальности Подземная разработка месторождений — Кравцова Ю. Н., Иштуганова А. О., Пойлова С. П.

Методика актуализации образовательных программ достаточно сложна, но педагоги и с ней справились. И первые шаги по сопоставлению федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и профессиональных стандартов, в части анализа их терминов, конкретно видов деятельности ФГОС и обобщенных трудовых функций ПС, были благополучно осуществлены. Преподаватели поняли, что формулировки требований ФГОС СПО и ПС могут формально не совпадать, при сопоставлении необходимо обращать внимание на их смысл, чтобы определить объективную дельту изменений.

Наибольшую трудность вызвал поиск профессионального стандарта для разработки программ у тех групп, у которых программа не соответствовала наименованию стандарта. Пришлось приложить усилия по анализу трудовых функций, соответствующих уровню квалификации для подбора профессионального стандарта. На педагогическом совете были созданы комфортные условия для подбора стандартов на сайте Минтруда России (http://profstandart.rosmintrud.ru/), где размещен Национальный реестр профессиональных стандартов, включающий реестр профессиональных стандартов, реестр областей и видов профессиональной деятельности, реестр трудовых функций.

На этапе рефлексии преподаватели техникума отметили важность проведения анализа профессионального стандарта и образовательной программы, что способствует также выявлению соответствия между имеющимися в образовательной организации материально-техническими, методическими, кадровыми ресурсами и условиями, объективно необходимыми для реализации образовательной программы. Отмеченные несоответствия должны стать основой для планирования повышения квалификации педагогических кадров, наставников на производстве, решения вопросов поставки или модернизации учебного оборудования, определения баз практик, закупки или разработки учебно-методических пособий, учебников.

Выполнение всех этих условий при проектировании образовательной программы может привести к достижению качественного результата — профессиональной квалификации выпускников, востребованной сферой труда.

Решением педагогического совета стала организация работы по обновлению образовательных программ через сопоставление. Это позволит выделить составляющие дополнительный вид деятельности профессиональные компетенции, практический опыт, умения и знания, возможны ли и необходимы дополнения, изменения в составе уже имеющихся во ФГОС видов деятельности на уровне профессиональных компетенций, практического опыта, знаний и умений.

Выводом сопоставительного анализа в данном случае может стать обоснование расширения содержания междисциплинарных курсов, видов работ практик в профессиональном модуле или введение дополнительной учебной дисциплины, необходимой для поддержки освоения модулей. В каждом конкретном случае необходимо принимать коллегиальное решение рабочей группы.

Профстандарты изменят образование. Профстандарты изменят нас. А мы изменим профстандарты.

Литература:

  1. Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015–2020 годы.
  2. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию Правительству РФ от 4 декабря 2014 года.
  3. Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»
  4. Приказ Минобрнауки России от 02.07.2013 г. № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»
  5. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2020 года.
  6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle