Перспективы интеграции Узбекистана в глобальное информационное общество | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 06.05.2016

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Рахматов, К. У. Перспективы интеграции Узбекистана в глобальное информационное общество / К. У. Рахматов, Б. Ф. Янгибоев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 835-837. — URL: https://moluch.ru/archive/114/28950/ (дата обращения: 23.04.2024).



В условиях глобализации производство ИКТ все больше и больше структурируется вокруг мировых производственных цепочек, создаваемых предприятиями типа «сеть» в поисках технологической ренты. Конкуренция идет не по конечным товарам, а по всем продуктам в цепи по созданию стоимости, формируемой ТНК. Это ведет к глобальному разделению труда (ГРТ), описанному Г. Гереффи. [1] Появляются устойчивые группы предприятий, занятых наукоемким производством на начальной фазе разработки и запуска в серию инновационных продуктов, производством оригинального оборудования и производством продукции по оригинальным разработкам. Вспомогательные же производства все чаще передаются предприятиям-подрядчикам (аутсорсинг), или контрактникам, в сфере производства и услуг.

Международное сотрудничество в области развития социально-экономических приложений информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является составляющим элементом государственной политики формирования информационного общества в Узбекистане.

В разработке регулятивной политики Правительство Республики Узбекистан ставит перед собой задачу массового внедрения и использования информационных технологий во всех сферах экономики и жизни общества и создание благоприятных условий для вхождения в глобальное информационное общество.

Исходя из этой задачи, формируется и реализуется национальная программа развития ИКТ на краткосрочную и среднесрочную перспективы. В настоящее время реализуются программы, направленные на развитие инфраструктуры, внедрение ИКТ в деятельность органов государственного управления и государственной власти на местах, развитие национального сегмента сети Интернет. Данные программные документы были приняты в течение 2002–2005 гг. и рассчитаны до 2020 г. Для отслеживания процесса реализации этих программ обозначены целевые ориентиры.

Нормативно-правовую базу сферы ИКТ составляют из специфичных (отраслевых) законов и 6 смежных законов, 3 Указа Президента Республики Узбекистан, более 40 Постановлений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров и более 600 подзаконных актов.

Для реализации этих законов и осуществления регулятивной политики созданы институты, отвечающие за развитие различных аспектов сферы ИКТ.

Высшим органом в сфере развития компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий выступает Координационный Совет по развитию компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий, возглавляемый заместителем Премьер-министра Республики Узбекистан.

Рабочим органом Координационного Совета выступает Узбекское агентство связи и информатизации (УзАСИ), которое является специальным уполномоченным органом по государственному регулированию в области ИКТ, и в соответствии с законодательством Республики Узбекистан по лицензированию в сфере телекоммуникаций, осуществляет лицензирование видов деятельности юридических лиц в сфере телекоммуникаций.

Представление интересов частного сектора в разработке и реализации нормативных документов осуществляет Ассоциация предприятий и организаций информационных технологий Узбекистана, учрежденная в конце 2005 года и объединяющая 50 компаний и фирм.

С самого начала реформ, сфера связи была определена стратегической отраслью экономики, где предполагалась сохранение ведущей роли государства.

Для реализации государственной политики Правительством была утверждена «Программа развития компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий на 2008–2018 годы». К числу основных задач данной программы было отнесено:

− оснащение компьютерной техникой и развитие компьютерных сетей;

− создание благоприятного таможенного режима для завоза компьютерного оборудования и комплектующих к нему;

− создание предприятий по сборке, обслуживанию, наладке компьютеров и различных сетей, а также локализации производства комплектующих к компьютерам;

− создание индустрии программных продуктов;

− формирование центров по разработке программного обеспечения (ПО), поддержка национальных производителей программного обеспечения посредством создания благоприятного таможенного и налогового режима и содействие экспорту национальных программных продуктов.

Особое значение для Узбекистана имеет развитие экспорта ПО, учитывая наличие высококвалифицированных специалистов и конкурентоспособные цены на предлагаемые услуги.

Особо быстрыми темпами в мире в настоящее время развиваются индустрия и рынок программного обеспечения. Так, темпы ежегодного роста мирового рынка ПО составляют, от 10 % до 20 %.

Значительную долю в этом секторе занимает разработка ПО на экспорт, так называемый аутсорсинг ПО.

Аутсорсинг ПО возник как феномен в 80-е гг XX в. и означает реструктуризацию организационной структуры компании и передачу вспомогательных производственных процессов сторонним субподрядчикам. В мировой практике наряду с термином аутсорсинг часто используются тождественные понятия «оффшоринг» или «оффшорный аутсорсинг».

В настоящее время совокупный объем мирового рынка ИТ-аутсорсинга составляет более 60 млрд. долл., из которых экспорт ПО — не менее 50 %. В списке экспортеров ПО лидирует Индия с выручкой в 10 млрд. долл. в год, на втором месте Ирландия с выручкой в 4 млрд. долл. в год, на третьем — Китай с выручкой в 3 млрд. долларов в год. Россия с выручкой в 1 млрд. долл. на четвертом месте, что вполне сопоставимо с объемом экспорта ПО из трех лидирующих стран, учитывая темпы роста российского ИТ-рынка.

В Узбекистане количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области производства ПО составляет более 200 компаний.

Общее количество специалистов, занятых в индустрии разработки ПО оценивается в 3000–4000 человек. Официальная регистрация программ для ЭВМ и баз данных ведется в Государственном реестре программных продуктов или Государственном реестре баз данных путем подачи заявки их авторами или правообладателями в Государственное патентное ведомство. Так, по данным этого ведомства наибольшее количество поданных заявок (почти 93 %) приходится на Ташкент, Самарканд и Бухару. Из общего количества поступивших заявок 27 % приходится на образование, 20,5 % на медицину, 17 % на технологические процессы, 15 % на механику и сейсмологию, 10 % на бухгалтерский учет и банковское дело, остальные на др. сферы деятельности.

Общий объем рынка программных продуктов в Узбекистане оценивается от 10,5 до 14,7 млн. долл. Около 50–60 %) разрабатываемых программных продуктов относятся к системам управления базами данных, 15–25 % — на веб-дизайн. При этом наиболее востребованными на рынке остаются программные продукты для поддержки бухгалтерского учета, платежных систем, функционирования банковской инфраструктуры. Банковский сектор наряду с телекоммуникационным являются основными потребителями ПО в Узбекистане. В последнее время проявляется большой спрос на системы электронного документооборота.

Согласно экспертной оценке общий объем экспорта ПО из Узбекистанаоценивается в 1,5–5 млн. долл., а доля экспорта в общем объеме разработки ГІО составляет 34,3 %.

Большинство компаний рынка экспорта ПО, кроме разработки ПО, предлагают также и ряд услуг своим зарубежным потребителям. Среди предоставляемых услуг доминирует веб-дизайн (69 %), на втором месте по популярности услуги в области кодирования (написания исходного текста программ) и оказания технической поддержки ПО (по 54 %). Услуги в области ИТ-консалтинга своим клиентам могут предложить 31 % компаний.

Большинство компаний предоставляют свои решения для сферы услуг (77 %). Следующими по популярности отраслями являются отрасли различных технологических циклов, телекоммуникаций, промышленности и производства, банковский сектор, финансы и страхование (по 54 %).

На третьем месте находятся органы государственного управления, оптово-розничная торговля, транспорт и туризм, нефтегазовый сектор и энергетика (по 38 %).

Литература:

  1. Индустрия экспорта программного обеспечения в Узбекистане // Исследование Проекта ПРООН ІСТР — Т.,2006, с. 5.
  1. 2 http://www.comnews.ru
  2. http://www.aci.uz
Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, программное обеспечение, продукт, баз данных, банковский сектор, бухгалтерский учет, государственное управление, Координационный Совет, регулятивная политика, сфера телекоммуникаций.


Похожие статьи

Анализ и функционирование рынка информационных услуг...

В частности, система телекоммуникаций Узбекистана имеет прямые международные каналы по 28

Очень важное значение использования ИКТ имеет в сфере государственного управления.

Проект «Политика ИКТ» ПРООН и Правительства Республики Узбекистан.

Открытые образовательные ресурсы в Узбекистане

Для обеспечения качественной работы в сфере связи и информатизации Правительство Республики Узбекистан ставит перед собой задачу массового

Особенностями существующей регулятивной политики в сфере телекоммуникаций на сегодняшний день являются

Условия перехода к полной автоматизации бухгалтерского учета...

Узбекистан, бухгалтерский учет, участник бизнес-процесса, электронный вид, электронная цифровая подпись, регистрирующий орган, государственная регистрация, программный продукт, полная автоматизация...

Современное состояние формирования электронной коммерции...

В государственных органах компьютеры все еще используются, в основном, для осуществления бухгалтерского учета, учета и оформления документации, обобщения и

Бажанова Т. Т. Определение и сфера действия универсальной почтовой службы в Узбекистане.

Становление и развитие системы «Электронное правительство»...

...Узбекистан определены обеспечение единой государственной политики по внедрению

государственных информационных ресурсов и баз данных, создание и управление

государственное управление, государственные услуги, электронное правительство, реестр...

Похожие статьи

Анализ и функционирование рынка информационных услуг...

В частности, система телекоммуникаций Узбекистана имеет прямые международные каналы по 28

Очень важное значение использования ИКТ имеет в сфере государственного управления.

Проект «Политика ИКТ» ПРООН и Правительства Республики Узбекистан.

Открытые образовательные ресурсы в Узбекистане

Для обеспечения качественной работы в сфере связи и информатизации Правительство Республики Узбекистан ставит перед собой задачу массового

Особенностями существующей регулятивной политики в сфере телекоммуникаций на сегодняшний день являются

Условия перехода к полной автоматизации бухгалтерского учета...

Узбекистан, бухгалтерский учет, участник бизнес-процесса, электронный вид, электронная цифровая подпись, регистрирующий орган, государственная регистрация, программный продукт, полная автоматизация...

Современное состояние формирования электронной коммерции...

В государственных органах компьютеры все еще используются, в основном, для осуществления бухгалтерского учета, учета и оформления документации, обобщения и

Бажанова Т. Т. Определение и сфера действия универсальной почтовой службы в Узбекистане.

Становление и развитие системы «Электронное правительство»...

...Узбекистан определены обеспечение единой государственной политики по внедрению

государственных информационных ресурсов и баз данных, создание и управление

государственное управление, государственные услуги, электронное правительство, реестр...

Задать вопрос