Библиографическое описание:

Шодибоева М. К. Инвестиционная привлекательность Узбекистана // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 939-941.



Узбекистан занимает самое удобное (в географическом плане) месторасположение в Центральной Азии, не зря испокон веков по его территории проходил Великий шелковый путь. Он является как бы ядром, которое окружено пятью государствами, являющимися также бывшими странами СССР, относящееся к числу развивающихся.

По рейтингу всемирного экономического форума Узбекистан вошел в «5-ку» стран с быстро развивающейся экономикой в мире по итогам 2014–2015 годов и прогнозам роста на 2016–2017 год. Этот фактор естественным образом получился благодаря обширным инвестициям (в частности иностранных) и является сигналом будущих денежных вливаний в экономику.

В 2015 году было привлечено и освоено инвестиций за счёт всех источников финансирования в эквиваленте 15,8 млрд. долл. США, что по сравнению с 2014 годом, вырос на 9,5 %.

На развитие, модернизацию и структурные преобразования в 2016 году намечено направить инвестиций в эквиваленте 17,3 млрд. долл. США. На международном инвестфоруме уже подписаны соглашения на 12,4 млрд. долл. США.

Многие наши проекты становятся инвестиционно привлекательными благодаря:

− наличию сырьевого потенциала страны (особенно хлопка, шелковичных коконов, шелковой пряжи);

− сравнительно небольшими ценами на энергоносители;

− более дешевой рабочей силы;

− сильной государственной поддержкой;

− развитой правовой базой;

− возможности выхода на мировой рынок и другим факторам.

Важным фактором инвестиционного климата также является система финансово-экономических стимулов и льгот для иностранных инвесторов, которая сориентирована на увеличение прямых иностранных инвестиций в производственную сферу и, в особенности в отрасли и производства, обладающие большим экспортным потенциалом.

Инвестиции в виде нематериальных активов означает вливание в использование экономическими субъектами нового, модернизированного или реконструированного целого, в основном за счёт иностранных инвестиций.

Дальнейшее углубление экономических реформ подразумевает выработку и осуществление новой стратегии привлечения иностранных инвестиций, основанной не на «точечном» инвестировании отдельных отраслей, производств, а на комплексном, программно-целевом подходе, заключающемся в создании и реализации целевых или комплексных инвестиционных программ, охватывающих всю совокупность предприятий различных отраслей, расположенных на одной территории. Это могут быть территориально-производственные комплексы, специальные экономические, экспортные или другие зоны. Причем наиболее важны не текущие краткосрочные программы, а долгосрочные, рассчитанные на решение стратегически значимых задач либерализации экономики. Как отмечает Игорь Ансофф: «Цели определяют задачи, а стратегия — способы их решения».

Подобное понимание инвестиционной политики определяет и основные ее направления:

− активное участие иностранного капитала в структурных преобразованиях экономики, ускорение технического перевооружения и модернизации производств;

− создание необходимых условий для широкой интеграции экономики Узбекистана в мировую экономическую систему;

− последовательное проведение политики открытых дверей в отношении инвесторов, поставляющих в республику технологии мирового уровня и оказывающих содействие в создании интегрированной структуры народного хозяйства;

− содействие инвестициям, направляемым на производственные проекты, обеспечивающие валютную самоокупаемость;

− поддержание национальной кредитоспособности и обеспечение Узбекистану репутации первоклассного заемщика;

− содействие инвестициям, направленным на решение социальных и экологических проблем. [1]

Указанные направления реализуются по мере формирования необходимых условий и в прямой связи с характером и масштабом общих экономических преобразований. Сейчас в республике создалась благоприятная ситуация для внедрения базисных ресурсосберегающих нововведений в капиталоемкие горнодобывающие и перерабатывающие отрасли, что позволяет снизить чрезмерные ресурсные затраты, особенно в области производства товаров, цены на которые ниже мировых. Внедрение подобных технологий в названных отраслях промышленности создает прочную основу для инвестирования в наукоемкие производства и высокие технологии, поскольку «повсеместным внедрением ресурсосберегающих технологий можно снизить инвестиции в капиталоемкие отрасли, а полученный эффект использовать в наукоемких и высокотехнологичных производствах». [2]

Популярная индийская газета «The Hindu» пишет, что Узбекистан стимулирует инвестиции в текстильную отрасль, так как занимает второе место в мире по объему экспорта хлопкового волокна. Основными экспортными рынками для узбекской текстильной продукции являются страны СНГ, в первую очередь Российская Федерация, Турция, страны Евросоюза, Корея, США, Канада, Венесуэла, Марокко и другие.

В настоящее время в Узбекистане функционируют свыше 70 текстильных предприятий с инвестициями из Германии, Кореи, Малайзии, Сингапура, Турции и Индии.

В трех регионах республики реализуется эффективный механизм привлечения средств зарубежных партнеров при помощи специальных зон — СИЭЗ «Навои», СИЗ «Ангрен» и «Джизак». Они стали своеобразными инвестиционными маяками — в них реализуются десятки совместных технологичных проектов, выпускается широкая гамма товаров от продуктов питания до сотовых телефонов и коммуникационного оборудования — и успешной платформой для развития государственно-частного партнерства.

Конечно же, инвестиции (особенно иностранные), как и все на свете, имеет два противоположных полюса: положительный и отрицательный. В тяжелые времена, главным образом, это стимул к развитию, внедрению новейших зарубежных технологий. Наша разница в валютных курсах отчасти не позволяет нашим молодым и перспективным предпринимателям внедрять новейшую технику, которая меняется со скоростью света. А это, тормозит дальнейшее развитие. Значит, можно сделать вывод, что необходимо развивать интеллектуальные способности молодежи к созданию собственного производства новой высококачественной и универсальной технологии.

Литература:

  1. Разакова М. Иностранные инвестиции в Узбекистане — Ж. Рынок, деньги и кредит, № 2, 2001, с. 28–32.
  2. Расулов Н. Прямые иностранные инвестиции в экономике Узбекистана — Ж. Рынок, деньги и кредит, № 6, 2000, с. 46–47.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle