Автор: Пекина Олеся Викторовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 16.05.2016

Библиографическое описание:

Пекина О. В. Игра-драматизация как средство полоролевого развития детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1269-1270.



В статье рассматриваются вопросы использования игры-драматизации как средства полоролевого развития детей дошкольного возраста, обозначен потенциал игр-драматизаций в становлении половой идентичности.

Ключевые слова: дошкольник, игра, пол, полоролевое развитие, полоролевая идентичность, игра-драматизация.

В современной педагогической науке и практике отмечаются противоречивые тенденции: с одной стороны, в теории большое внимание уделяется учету полоролевых особенностей детей, с другой стороны, на практике зачастую пол не воспринимается как существенная характеристика ребенка. Тем более удивительно, что недооценка, игнорирование пола происходит в условиях, когда доказано наличие целого ряда психических и психофизиологических половых особенностей, проявляющихся в дошкольные годы.

На данный момент в психолого-педагогической литературе представлены целые направления исследований, посвященных половому воспитанию детей дошкольного возраста (В. Е. Каган, В. К. Лосева и др.), полоролевому воспитанию (Т. А. Репина, Т. П. Хризман и др.), гендерному воспитанию (Л. В. Градусова, Н. Е. Татаринцева и др.).

Полоролевое развитие происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своего пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли, в образе матери — прообраз своей будущей избранницы. Отношения родителей служат для него моделью взаимоотношения полов. То же самое можно сказать и о дочери: образцом поведения для нее служит мать, прообразом будущего избранника — отец. Полоролевое поведение родителей является основой для формирования полоролевого поведения самого ребенка как представителя определенного пола. Наряду с семьей, на полоролевую социализацию оказывают влияние средства массовой информации, образовательные учреждения, игрушки и т. д.

От того, насколько успешно проходит процесс полоролевого воспитания, включающий формирование представлений о содержании типичного для пола поведения и стремления повторить эти представления в собственном поведении, а также возникновение предпочтений и интересов, специфичных для пола, многое зависит в формировании личности, а именно: уверенность в себе, определенность личностных установок, и, в конечном счете, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье. Если основы женственности и мужественности не заложить в детях в ранние годы, это может привести к тому, что, став взрослыми, они будут плохо справляться со своими социальными ролями. Это и определяет содержание работы по осуществлению дифференцированного подхода в педагогическом процессе воспитания и обучения мальчиков и девочек в разных видах деятельности и тщательный выбор средств и методов полоролевого воспитания.

В научной литературе дошкольный возраст характеризуется как наиболее сензитивный для становления психического пола.

Как известно, игра является основной деятельностью дошкольников. О важном значении игры для развития личности дошкольника писал еще Л. С. Выготский. Т. А. Репина также подчеркивает важное значение игры, выступающей в качестве условия формирования полоролевого воспитания. Сюжетная игра не выражает реальных отношений, в ней все «понарошку», однако посредством игры устанавливаются положительные стереотипы качеств и поведения, присущих представителям разных полов. В игре складывается фундамент эмоционально позитивного отношения к роли ребенка в обществе как мужчины или женщины, как папы или мамы в дальнейшем его развитии [5].

По мнению И.Зиминой, игра-драматизация — это особый вид театрализованной сюжетно-ролевой, режиссерской игры. Для нее характерны все основные признаки сюжетно-ролевой игры, а именно: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Если рассматривать структуру игры-драматизации, то можно выделить некую схему последовательных действий: сюжет игры — выбор сказки, пересказ, обсуждение; организация игры — распределение ролей, обустройство игрового пространства; непосредственная игра детей [3].

Различные педагоги указывают на то, что игры-драматизации отличаются большим разнообразием и различными по своему содержанию целями, задачами и формами.

Как считает М. Д. Маханева, дошкольник в играх-драматизациях предстает как артист, он сам разрабатывает образ, используя различные средства выразительности, такие как интонация, мимика, пантомима, а также выполняет собственные действия, отражающие ту или иную роль. В игре-драматизации дошкольник воспроизводит сюжет с заранее определенным сценарием. Однако такой сценарий не ограничивается четкими рамками и позволяет ребенку импровизировать в ходе игры. Импровизация затрагивает и текст, и действие. При создании образа ребенок может выражать как женские, так и мужские качества персонажа [6].

По данным О. Акуловой, мальчики и девочки старшего дошкольного возраста в ходе совместной игры осваивают полоролевое поведение. Для достижения наибольшего эффекта при полоролевом воспитании в игре-драматизации взрослому важно брать на себя роль руководителя при подготовке и проведении игры, а также обязательно учитывать особенности развития детей разных полов [1].

Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что огромное значение в полоролевом развитии приобретает сказка, которая является своеобразным подготовительным этапом игры-драматизации. Сказке присуще большое количество социальных действий, в ней делается значительный упор на нравственное развитие. Она определяет эталоны поведения. Через сказку дети знакомятся с окружающим миром, с особенностями взаимоотношения полов, а также приобретают представление о таких качествах, как заботливость, миролюбие, терпимость к недостаткам других. Сказки представляют собой эмоциональную позитивную модель гендерного поведения.

В научной литературе отмечается важная роль сказки в качестве одного из средств полоролевого развития детей дошкольного возраста. Важно не только читать и обсуждать текст сказки, но и применять сюжетные моменты, использовать поступки и образы сказочных героев для объяснения, придумывать театрализованные кукольные постановки по сюжетам сказок, задания в виде рисунков по их мотивам. При этом условии будет обеспечено достижение наиболее эффективной полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, а также успешное развитие качеств мужественности и женственности у дошкольников.

Таким образом, в дошкольном возрасте игра выступает не только ведущим видом деятельности, но и важнейшим средством полоролевого развития. Использование игр-драматизаций как средства полоролевого развития может эффективно реализовываться при следующих условиях: целенаправленном отборе литературного материала для игр-драматизаций, в котором четко и доступно обозначены роли мужчины и женщины; организации подготовительной работы, включающей в себя анализ поступков, поведения и образов персонажей произведений в соответствии с их полом; формирование у детей навыков поведения в рамках определенной социальной роли.

Литература:

  1. Акулова, О. Театрализованные игры [Текст] / О. Акулова // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4. — С. 16–24.
  2. Еремеева В. Д., Хризман Т. Л. Мальчики и девочки — два разных мира [Текст] / В.Д, Еремеева, Т.Л, Хризман.-Москва, 1998. — 118 с.
  3. Зимина, И. Театр и театрализованные игры в детском саду [Текст] / И. Зимина //Дошк.восп. — 2005. — № 4. — С. 3–14.
  4. Каган, В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3–7 лет [Текст] / В. Е. Каган // Вопросы психологии. — 2000. — № 2. — С. 65–69.
  5. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст] / Т. А. Репина. — Москва-Воронеж, 2004. — 300 с.
  6. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] / М. Д. Маханева. — М.: Сфера, 2001. — 198 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольного возраста, детей дошкольного возраста, полоролевого развития, развития детей дошкольного, полоролевого развития детей, полоролевого воспитания, средства полоролевого развития, формирования полоролевого, воспитанию детей дошкольного, формирования полоролевого поведения, взаимоотношения полов, разных полов, средство полоролевого развития, детей навыков поведения, старшего дошкольного возраста, формирования полоролевого воспитания, девочек дошкольного возраста, процесс полоролевого воспитания, детей разных полов, детском саду.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle