Библиографическое описание:

Юсупов Ф., Хажиева И. А. Проблема активизации познавательной деятельности студентов в дидактике гуманитарных дисциплин при создании адаптивной модели компьютерного обучения // Молодой ученый. — 2016. — №9.5. — С. 85-88.



В условиях интенсивного внедрения информационных технологий в образовательный процесс особую значимость приобретает проблема активизации познавательной деятельности в дидактике гуманитарных дисциплин к условиям компьютерного обучения.

В решении данной проблемы особую роль играет характер педагогического общения как фактор влияния на адаптацию студентов изучению компьютерной технологии. Успешность компьютерного обучения зависит от целенаправленной научно-обоснованной организации педагогического общения между преподавателем и учебной группой в режимах: преподаватель - студент, преподаватель - учебная группа.

Активизация познавательной деятельности студента – одна из основных проблем современной педагогической науки. Её актуальностьобусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приёмов на основе логических граф схем дисциплины и средств обучения. При решении проблемы активизации познавательнойдеятельности выход видится в повышении теоретического уровня преподаваемого материала с параллельным ознакомлением и обучением студентов методам познания, вооружения их методами самостоятельной работы по развитию и приобретению инструментария познания в предметной области [1, c. 183-184].

На основании того, что развитие мышления оказывает решающее влияние на совершенствование других психических познавательных процессов, в современных условиях всеобщее внедрение информационно-коммуникационной технологии в учебный процесс вуза, при этом вузах исследования акцентируются на актуализации возможностей развития логичности и критичности мышления студентов, определяющих проявления активности познавательной деятельности. Установление взаимосвязи успешности усвоения учебных дисциплин и активизации их умственного развития как основы формирования и развития познавательной активности обусловливает актуальность исследований по данной проблеме.

Эффективность развивающей направленности учебного процесса в разрезе учебных дисциплин занимает рациональная познавательная деятельность студента, таким образом, данная методика может быть достигнута за счет создания комплексной системы методических средств обучения. Они должны исполнять функцию управления познавательной деятельностью и быть рассчитаны на активную работу по формированию у студентов навыков учебной и научной работы, наиболее подходящих конкретным условиям современного учебно–воспитательного процесса [2]. Потенциальные возможности повышения познавательного интереса к гуманитарным дисциплинам, сохраняются в связи с общественной значимостью этих наук и исходя из фактического и идеологического содержания курсов.

В качестве основного тезиса при решении данной проблемы рассматривается научное положение, выдвинутое А.Ц. Эрдынеевым (1992) [3], согласно которому адаптированность студента может рассматриваться как формируемое качество в процессе целенаправленного педагогического воздействия, предусматривающего управление характером педагогического общения, сочетанием формы и стиля общения.

В данном исследовании предпринимается попытка создания личностно-ориентированной адаптивной модели компьютерного обучения, на основе целенаправленной, научно-обоснованной организации познавательной деятельности студента, а также педагогического общения между преподавателем и учебной группой, в индивидуальном и коллективном режимах.

Согласно А.А.Леонтьеву педагогическое общение может рассматриваться как профессиональное общение преподавателя со студентами на занятиях и вне, имеющее определенные педагогические функции и направления (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также другого рода психологической оптимизации учебной деятельности и отношений между педагогом и обучающимися и внутри учебного коллектива.

В исследовании личностно-ориентированная адаптивная модель компьютерного изучения, направленная на повышение познавательной деятельности студента, а также педагогическое общение реализуется в рамках схемы организации учебных задач, в условиях коллективного сотрудничества студентов, где ключевыми являются понятия совместной деятельности и сотрудничества [4,5].

Наглядность в обучении конкретной дисциплины играет роль методического средства организации познания абстрактно – логических понятий в графически – пространственной форме. Поэтому опорныеконспекты использованы в качествеблок-схемы, где конкретный факт, явление, конструкция воспринимается не отдельно, но как часть развивающегося целого. При этом в исследовании сделан вывод о методической целесообразности использования при организации познавательной деятельности нового алгоритма приобретения знаний. Этот алгоритм представлен в следующей таблице:

Алгоритм получениязнаний:

Традиционный

Новый

Сообщение преподавателем нового материала как совокупности конкретных фактов

Первоначальное представление преподавателем нового материала на уровне его теоретического обобщения

Усваивание студентами фактов на репродуктивном уровне и их закрепление.

Подведение преподавателем под теоретический материал конкретных фактов и самостоятельный поиск учащимися фактов по примеру, предложенному преподавателем

Теоретический вывод, который делается преподавателем

Использование студентами понятий и терминов для объяснения теоретического материала в связи с фактическим с помощью преподавателя и, таким образом, закрепление материала.

Повторение студентами выводов, сделанных преподавателем, попытка сделать его самостоятельно по примеру

Представление преподавателем и формирование учениками различных точек зрения по изучаемому явлению, обоснование студентами их собственных идеи.

Контроль знаний путем устного и письменного опроса

Контроль знаний фактического материала в виде тестирования, опроса.

При таком алгоритме обучения (а не просто преподавания) значительное место занимают познавательные способности студентов, особенно умение определять причинно – следственные связи через определение главного, сравнение и обобщение.

В качестве возможных методических средств организации представляемого материала по его содержанию можно считать опорный конспект в виде структурно – логической схемы дисциплины как графическую модель основы для подачи материала блоками.

Проект активизации познавательной деятельности студентов понимается в данном исследовании как предварительное проектирование учебно-воспитательного процесса, т.е. совокупность приемов, способов и их последовательности для достижения поставленной цели – стимулирования работы студентов при реализации:

- субъект – субъектного отношения педагога и учащихся;

- многосторонней коммуникации;

- комплексным воздействием на мотивационно-потребностную, эмоционально – волевую и когнитивную сферы личности;

- конструирование знаний учащимися;

- использование самооценки и обратной связи;

- опорой на активность учащегося.

В структуру проекта входят целевой, содержательный, организационный, операционный, диагностический компоненты, которые тесно взаимосвязаны между собой.

Целевой компонент включал определение цели активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучениягуманитарным дисциплинам; освоение ими материала согласно программе; создание условий в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания; обеспечение работы учащихся на высоком творческом уровне познания (анализ, синтез, оценивание), предварительно освоив низкий уровень (знание, понимание, применение). Диагностические цели конкретизировались на каждом этапе работы.

Содержательный компонент охватывал отбор учебного материала в соответствии с требованиями программы; дидактическими принципами; «пирамиды» запоминания; индивидуальным и дифференцированным подходами.

Эффективное решение проблемы повышение познавательной деятельности студента на основе компьютерного обучения достигается в том случае, если: усвоение знаний, формирование умений и навыков в условиях компьютерного обучения осуществляется в контексте личностно-ориентированного подхода на основе адаптивной модели компьютерного обучения; целенаправленное организация педагогическое общение между преподавателем и учебной группой в индивидуальных и коллективных режимах по схеме организации учебных задач в условиях коллективного сотрудничества.

Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут найти широкое применение в компьютерном обучении студентов вуза, среднего специального учебного заведения и учащихся общеобразовательных школ различных типов, стать основой создания учебных программ, методических пособий по компьютерному обучению иностранному языку. Разработаны методические рекомендации по реализации личностно-ориентированной адаптивной модели компьютерного обучения при изучении иностранных языков для вузов и профессиональных колледжей.

В ходе экспериментального исследования было выявлено следующее: разработанная нами личностно-ориентированная адаптивная модель компьютерного обучения дисциплины более эффективна, чем традиционная модель компьютерного обучения на основе обучающих программ. Это позволяет судить о взаимодействии студента с информационными системами как о новом качественно особом виде учебной деятельности, который принципиально не может быть сведен ни к одному из традиционно выделяемых в педагогической психологии основных ее видов (мыслительной, познавательной, творческой, игровой, коммуникативной, трудовой), хотя и включает в себя в качестве составляющих те или иные их элементы.

В ходе экспериментального исследования был реорганизован учебный процесс, при котором обучаемый становится самостоятельным, а учебный материал – средством достижения созидательной цели. Таким образом, предлагаемая нами модель обеспечивает решение проблемы повышение познавательной деятельности студента, а также психологической адаптации студентов к условиям компьютерного обучения. Разработанырекомендации по реализации личностно-ориентированной адаптивной модели компьютеризованного обучения способствующих повышение познавательной деятельности студента учитывающих уровень знаний, обученности, профессиональной подготовленности.

Литература:

  1. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981.-186 с.
  2. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам / Под ред. И.Я. Лернера. - М.: Педагогика, 1972. - 239 с.
  3. Эрдынеев А.Ц. Социально-психологическая адаптация студентов к условиям университетского образования: Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. М., 1992. - 21 с.
  4. Нелунов А.И. Новые технологии и современный учитель. //Наука и образование. 1998. - №3. - С. 98-103.
  5. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М.: Знание, 1983. - 96 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle