Библиографическое описание:

Ломоносова Н. В., Тюнников Ю. С. Сущность и основные особенности формирования планетарного сознания у детей в дошкольном возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №9.3. — С. 16-19.



Цель данной статьи является: выявить сущность и основные особенности формирования основ планетарного сознания у детей дошкольного возраста, подчеркивая исключительную значимость данного процесса в познании окружающей и социальной действительности.

Ключевые слова: планетарное сознание, сущность планетарного сознания детей дошкольного возраста, особенности формирования планетарного сознания детей дошкольного возраста, содержательные компоненты планетарного сознания.

Планетарное сознание дошкольников представляет собой определённую совокупность знаний и представлений, отражающих ценностное отношение личности к объектам и явлениям окружающей и социальной действительности, а также ценностных установок, регулирующих поведение ребёнка в жизнедеятельности. Проблема формирования основ планетарного сознания дошкольников заключается в необходимости разработки и внедрения педагогических технологий взаимодействия детей и взрослых, где у ребенка складывается планетарный и целостный образ мира, места человечества и человека в мире, осознании самого себя как полноправного члена общечеловеческой семьи, обеспечивающие всестороннее, гармоничное развитие личности, на основе социокультурных ценностей своего народа, мировой культуры.

Представление структуры планетарного сознания на уровне макроанализа рассматривается нами, как множества сложных образований, составляющих в совокупности его сущность — возможность построения в воображении целостного объекта, целостной картины мира ребёнка. Картина мира — это совокупность различных взаимопересекающихся сфер, социально-психологических смысловых пространств, раскрывающих отношения ребёнка в системе «Я — мир». Это пространство окружающей среды, пространство взрослых и сверстников, представлений о себе и мире в будущем, нравственное пространство (категории добра и зла) [2, с. 148].

Сущность планетарного сознания удетей вдошкольного возраста заключается в осознании себя не только жителем определённой местности, но и обитателем планеты Земля; принадлежности к своему роду; принадлежности к человеческому роду; представление о планете Земля, как общем доме для всех живущих на ней людей, целостного образа мира ребёнка (Абраменкова) 1, с. 432; в обретении каждым ребёнком чувства природы, осознании своего — «Я», как части природы, понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на планете Земля; присущей ребёнку целостности мировосприятия (С. И. Барабаш Л. Р. Миронова) 3, с. 5, 4, 4, с. 38–39.

С. А. Козлова рассматривает планетарное сознание с точки зрения предмета отражения, что позволят учёному выделить сферы планетарного сознания, соответствующие освоения предметного мира и мира отношений между людьми на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании историко-географических, этнических особенностей своего региона (региональный компонент). Важно научить детей знать и любить культуру своего народа, уважать культуру других народов, культуру своих соседей по общему нашему Дому — России и планете Земля. Представление о планете Земля, как общем доме для всех живущих на ней людей и доброжелательности по отношению к людям и народам мира. Возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений; стимулирование познавательного интереса детей к сфере социальных отношений. Методологические основы поэтапного овладения социальным опытом, постижения социально значимых смыслов, основ научной картины мира в процессе формирования планетарного сознания [7, с. 157]. Анализируя структуру планетарного сознания в зависимости от способа отражения явлений окружающей и социальной действительности, автор выделяет познавательную часть, то есть становление воззрения — педагогическую и специфическими закономерностями возрастного развития, то есть детскую психологию.

Анализ философской, психолого-педагогической литературы позволяет определить основные особенности формирования планетарного сознания детей в дошкольном возрасте.

Особенность первая: формирования планетарного сознания — это согласованность биологического и социального (культурного по Л. С. Выгодскому) планов развития ребёнка. Одновременно с процессами созревания психических функций (биологический план развития) ребёнок получает возможность осваивать «опыт отцов» (исполнение культурного плана развития) 5. Согласованность двух линий детского развития — может обеспечить лишь технически выстроенный процесс — специально созданная образовательная среда. Социализацию ребенка ученый рассматривал как процесс «врастания» в цивилизацию, овладением способностью к знаковому опосредованию в практической и символико-моделирующих видах деятельности и речи; важность создания и фиксации успеха, синтез интеллекта, аффекта и действия. Формирование планетарного сознания — часть процесса социализации личности (А. С. Козлова) 7, с. 159.

Особенность вторая:социализация и индивидуализация как процессы, обеспечивающие полноценное и своевременное социальное развитие в аспекте формирования основ планетарного сознания детей дошкольного возраста. Социальное развитие личности в аспекте формирования планетарного сознания как последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации-индивидуализации и индификации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному опыту», утверждение себя как субъекта социальной культуры. Социальная идентификация ребенка в дошкольном возрасте: видовая (ребенок — человек), родовая (ребенок — член семьи), половая (ребенок — носитель половой сущности), национальная (ребенок — носитель национальных особенностей), этническая (ребенок — представитель народа), правовая (ребенок — представитель правового государства) 6, с.110–119.

Особенность третья: старший дошкольный возраст первый важный этап в череде кризисных периодов 7 лет, характеризующийся глобальным отношением к миру. Новообразования: внутренний план действий, произвольность всех психических процессов, возникновение соподчинения мотивов, самосознание, обобщенное и внеситуативное отношение к себе, возникновение первой целостной картины мира. Кризис семи лет влечёт за собой переход к новой социальной ситуации, которая требует нового содержания отношений. Это важный период, так как от чувства, что мир вокруг доброжелателен, зависит и самооценка, отношение человека к самому себе. Ребенку необходимо чувство принадлежности своей семье, своему классу, своей группе. Планетарное осознание способствуют чувству принадлежности своему народу, общечеловеческой семье.

Особенность четвертая: старший дошкольный возраст — сенситивный период в формировании основ планетарного сознания, т. к. дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход ее развития на последующих этапах жизненного пути человека. Старший дошкольный возраст характеризуется развитием основных познавательных процессов, таких как, внимание, память, воображение, мышление и речь. Эти процессы определяют восприятие и познание ребенком окружающей действительности и становлением у него картины мира, как системообразующем компоненте личности, обеспечивающим формирование основ планетарного сознания.

Особенность пятая: в развивающем потенциале деятельности старшего дошкольного возраста. Формирование основ планетарного сознания детей дошкольного возраста в актуальной разнонаправленной деятельности по освоению детьми предметного мира приобретения (обобщения) новых знаний, умений, опыта и мира отношений между людьми. Последовательный характер социального развития личности в деятельности: от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение ксамоопределению, социально ответственному поведению исамореализации.

Особенность шестая: интеллектуальное и нравственное развитие личности в процессе формирования основ планетарного сознания происходит в тесном единстве. Концепция содержательного обобщения В. В. Давыдова — Д. Б. Эльконина, теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперин. Воспитание нравственных качеств личности основывается на понимании и освоении нравственных ценностей, составляющих современную общечеловеческую мораль (Н. Л. Худякова) [9, с. 132–141].

Таким образом, под основными особенностями формирования планетарного сознания старших дошкольников, мы будем понимать осознания целостного образа картины мира ребенка, поэтапно развертывающуюся логику накопления ребенком чувственного опыта, опосредованный через личностный смысл в процессе взаимодействия ребенка с предметами и его совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Важно понимания каждым ребенком того, что он рожден быть добрым, как и все люди на нашей планете, что может с помощью взрослых или сам творить добро в своём мире и большом мире людей.

Становление основ планетарного сознания старших дошкольников в Российском Образовании на основе социокультурных ценностей нашего государства, осознается нами как важнейшее условие сохранение личности, как социальный заказ общества.

Литература:

  1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: развитие ребенка в детской субкультуре: учебное пособие. — М.: «Современное образование», 2008. — 432 с.
  2. Абраменкова, В. В. Представление о добре и зле в картине мира современного ребенка. Педагогика. Психология. / В. В. Абраменкова. // Вестник Православного Свято — Тихоновского гуманитарного университета. Вып. № 5 / Серия 4: М.: Пер. 2007. — 148 с.
  3. Барабаш, С. И. Образовательная программа «Школа развития планетарного сознания» / С. И. Барабаш, Л. Р. Миронова // Детство-Пресс. — СПб., 1998. — 5 с.
  4. Барабаш, С. И. Школа планетарного мышления / С. И. Барабаш, Л. Р. Миронова // Образование в развивающемся мире: интеграционный подход к развитию планетарного сознания: Тезисы междунар. науч.- практ. конф. — СПб., 1997. — С. 38–39.
  5. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка // Вестник — М. 1991.
  6. Демченко, О.Н., Социальная идентификация и адаптация личности / О. Н. Демченко, А.В Мытиль Социологические исследования. — 1995. — № 6. — с. 110–119.
  7. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед. заведений — М.: Изд.центр «Академия», 1998. — 157 с.
  8. Непомнящая, Н. И. Психодиагностика личности. Теория и практика. Становление личности ребёнка 6–7 лет. — М.: 2001. — 192 с.
  9. Худякова, Н. Л. Становление и развитие ценностного мира детей дошкольного возраста / Н. Л. Худякова // Актуальные проблемы дошкольного образования: перспективы развития: материалы IV всерос. межвуз. науч.-практ. конф. — Челябинск: ЧГПУ, 2006. –с. 132–141.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle