Библиографическое описание:

Заевская В. А., Мойся М. К. Значение детского экспериментирования в развитии познавательной активности старших дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №9.3. — С. 11-13.



Статья посвящена анализу необходимости поиска новых форм развития познавательной активности старших дошкольников.

Ключевые слова: познавательная активность, развитие познавательной активности, старший дошкольный возраст.

Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс познания себя и мира проходит у ребенка эффективнее, если дошкольник проявляет познавательную активность при выполнении разных видов деятельности. Поэтому проблема развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста — одна из наиболее актуальных в дошкольной педагогике. Мы полагаем, что использование в обучении детского экспериментирования будет способствовать решению этой проблемы. Экспериментирование способствует более интенсивному развитию высших психических функций и, следовательно, развитию личности ребенка в целом, в том числе, его познавательной активности.

Разнообразие научных подходов к определению сущности детского экспериментирования, отсутствие исследований по развитию познавательной активности в экспериментальной деятельности дошкольников определяют невысокий уровень представлений педагогов дошкольных образовательных учреждений о возможности применения этого средства для повышения познавательной активности детей [3]. Данное состояние практики, а также, изменение подходов к взаимодействию взрослого и ребенка в процессе развития личности воспитанника, указывают на необходимость выстраивания системы работы по развитию познавательной активности через использование экспериментирования.

Познавательная активность отражает определенный интерес дошкольников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к накоплению, расширению знаний и кругозора Являясь интегрированным, сложным социально значимым качеством личности, познавательная активность наиболее интенсивно развивается в старшем дошкольном возрасте.

На сегодняшний день существует два пути активизации познавательной деятельности дошкольников: экстенсивный и интенсивный [2]. Оба они имеют одну и ту же конечную цель: воспитание образованной, нравственной, творческой, социально активной, способной к саморазвитию личности. При этом подходы к достижению цели различны. Экстенсивный путь реализуется через увеличение объема знаний, сообщаемых детям. Интенсивный же путь основывается на формировании субъектной, личностно заинтересованной позиции дошкольника, и это предполагает изменение самой структуры программ и интенсификацию методов обучения (развивающее, личностно ориентированное обучение).

Существуют разные подходы к процессу экспериментирования, в том числе в разных видах деятельности; исследователи отмечают его влияние на успешность освоения детьми представлений, когнитивную сферу дошкольника, особенно, если предлагается творческое задание [3]. Следовательно, в педагогической практике дошкольных образовательных учреждений следует использовать такой вид работы. Детское экспериментирование в дошкольном возрасте должно не только стимулировать овладение практическим умением (общим и специальным), но и стимулировать творческие возможности (например, постепенно увеличивать частоту и сложность задач).

В дошкольном возрасте активно формируется восприятие ребенка: с одной стороны, идет совершенствование сенсорных процессов, то есть, представлений о разновидностях свойств предметов, об основных эталонах (цвет, форма, величина), с другой стороны, происходит совершенствование перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов.

Активизация познавательной деятельности дошкольников предполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания на всех его этапах (восприятия, запоминания, сохранения, осмысления, воспроизведения и интерпретации полученных данных, знаний, сведений о предмете реальности) [1]. Активизация может осуществляться одновременно на всех последовательных этапах, но может возникнуть на каком-то одном. Следовательно, педагогу необходимо учитывать как особенности развития каждого элемента процесса познания, так и особенности развития личности в целом, его социального, коммуникативного, психосоматического, волевого, мотивационного и др. структурных компонентов.

Развитие мотивации к усилению познавательной активности детей дошкольного возраста осуществляется через погружение в личностно значимую деятельность ребенка, организованную с применением специальных средств и методов обучения, к которым относятся: постановка и осознание цели, имеющий самостоятельное значение (мотив-цель); поэтапная и конечная оценка деятельности (наглядная цель); показ конечного результата деятельности (взаимоконтроль, взаимооценка, затем самоконтроль, самооценка), использование вариативных способов действия в процессе выполнения задания. Кроме того, повышению мотивации дошкольников способствуют также условия соревнования, творческие задания, игры по правилам, самостоятельность, предоставляемая детям на занятиях и в свободной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте совершенствование умений экспериментировать происходит одновременно с повышением уровня логического и творческого мышления. Но умения анализировать реальность, переводить представления на знаково-символический язык, преобразовывать исследуемую действительность недостаточно сформированы у большинства старших дошкольников в соответствии с особенностями возраста. Однако на основе развития воображения и образного мышления как основы развития креативности, можно предлагать различные задания и упражнения в разных видах деятельности (конструирование, моделирование, игра и др.), что приводит к повышению уровня логики и активизации познавательных процессов у старших дошкольников. Выявление данной особенности указывают на предпосылки овладения исследовательской деятельностью дошкольниками и подчеркивают необходимость целенаправленного внедрения детского экспериментирования в педагогическую практику.

Литература:

  1. Дошкольная педагогика: уч. для бакалавров / Н. А. Виноградова [и др.], — М.: изд-во «Юрайт», 2012.
  2. Казаков И. С. Персонификация процесса обучения в вузе // SochiJournalofEconomy. 2010. № 2. С. 16–21.
  3. Мойся М. К. К вопросу о профессиональной подготовке будущих учителей. / Теория и практика обеспечения качественного образовательного процесса в современных условиях: Матер. 3-ей межрегион. науч.-практ. конф. — Сочи: СГУ, 2011. — С.118–119.
  4. Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте: сборник научных трудов / Российский государственный педагогический университет им. Герцена. — СПб.: Акцидент, 2011.
  5. Яковенко Г. В., Тюнников Ю. С., Мазниченко М. А. Университет как система базовых отношений в пространстве культуры // Личность. Культура. Общество. 2005. Т. VII. № 2 (26). С. 275–284.
  6. Казаков И. С. Персонифицированные инвариантные составляющие процесса обучения в вузе //Высшее образование сегодня. 2011. № 8. С. 49–53.
  7. Krylova V. V. Cultural and educational environment of sochi okrug (district) in late xix — early xx centuries: general trends of establishment // European Journal of Contemporary Education. 2012. Т. 2. № -2. С. 139–143.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle