Библиографическое описание:

Дедусева А. В., Ховякова А. Л. К вопросу о практической составляющей формирования образа семьи у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №9.3. — С. 10-11.



Вопросы семейного воспитания детей дошкольного возраста являются значимыми и достаточно разработанными в теории и практике дошкольного образования. Вместе с тем, анализ современной психолого-педагогической литературы показывает, что острой проблемой, влияющей на восприятие характера отношений в семье, является проблема дефицита общения, совместной деятельности родителей с ребенком в семье. Эта проблема усугубляется недостаточной содержательностью досуга современной семьи, в котором не развиваются общие интересы детей и взрослых, и ребенок, как правило, не чувствует себя частью семейного коллектива. Анализ семейной ситуации с позиции родителей позволяет утверждать, что большинство современных родителей любят и заботятся о своих детях, однако решение непосредственных задач обучения и воспитания дошкольников родители часто перекладывают на воспитателей дошкольных учреждений [4].

В этой связи вопросы формирования у детей образа семьи приобретают особую актуальность. Вопросами формирования образа семьи у дошкольников занимались такие педагоги как Е. П. Арнаутова, Л. Ф. Обухова, Л. В. Коломийченко, Н. И. Демидова, О. Г. Кулиш, Е. Ю. Макарова, П. А. Круглов, А. Н. Нестерова, Л. Г. Попова, Т. Н. Пухова, Т. В. Кузнецова и другие. Понятие «образ семьи» рассматривается исследователями через призму представлений о мире семьи и о прошлом мира семьи, о том, что мир семьи развивается, о связях между членами семьи, между миром семьи и миром предметов, о своем месте в семье и сопричастности к миру семьи, о важности мира семьи для человека 1; 2. В современных образовательных комплексных программах для детей дошкольного возраста задачи формирования образа семьи решаются в рамках разделов «Социально-коммуникативное развитие», «Социально-нравственное воспитание» и др.

Вместе с тем, анализ методической литературы показывает, что вопросы формирования образа семьи рассматриваются фрагментарно, отсутствует целостное представление о системе работы, недостаточно разработана методика формирования у детей представлений о традициях семьи. В этой связи нас заинтересовали вопросы практической реализации работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Экспериментальная работа проводилась нами на базе дошкольного образовательного учреждения МДОУ ЦРР детского сада № 110 г. Сочи. Общее количество детей, задействованных в исследовании, составило 60 детей (по 30 человек в контрольной и экспериментальной группах).

Цель нашей экспериментальной работы заключалась в разработке и экспериментальной апробации серии занятий, эффективно способствующих формированию образа семьи у старших дошкольников.

Для выявления показателей сформированности образа семьи у детей мы использовали методики О. В. Дыбиной «Рисую семью», «Дополни предложение» и «Традиции и обычаи семьи» [2] и диагностировали представления детей о мире семьи; о важности мира семьи для человека; о прошлом мира семьи. Анализ данных констатирующего эксперимента показал, что 3 % детей имеют высокий уровень сформированности представлений об образе семьи, 60 % испытуемых показали средний уровень, 17 % детей экспериментальной группы имеют низкий уровень сформированности представлений об образе семьи. Больше всего детей с низким уровнем, а именно 11 детей (37 %), было выявлено по показателю «наличие представлений о прошлом мира семьи». Также нами было проведено аналогичное диагностическое исследование в контрольной группе и анкетирование родителей воспитанников.

На формирующем этапе эксперимента мы апробировали авторскую серию занятий, включавшую 12 занятий. Важными характеристиками занятий были следующие:

— содержание занятий отбиралось в соответствии с показателями и уровнями сформированности образа семьи у детей старшего дошкольного возраста;

— реализация серии занятий осуществлялась на основе взаимодействия воспитателя с родителями детей;

— серия занятий включала в себя 3 блока:1 блокпредполагал формирование у детей представлений о мире семьи, 2 блок — о важности семьи для человека, 3 блоко прошлом и традициях семьи;

— серия занятий подкреплялась дидактическими играми, разучиванием поговорок, инсценировками, рисованием, изготовлением альбомов и другими видами деятельности детей.

Результатом нашей работы стали авторские разработки (серия занятий «Моя семья», «Моя Бабуля», «Семейный портрет», «Что такое традиция?», «Наши семейные будни», «Герб моей семьи» и др.). В ходе эксперимента мы формировали у детей представления о составе семьи, элементарные представлений о родословной и традициях семьи, уточняли и обобщали знания детей о семье, о том, кто такие родные, воспитывали уважение к членам своей семьи и формировали чувство сопричастности и гордости за свою семью. Для наибольшей эффективности мы привлекали родителей группы к работе по изучению истории своей семьи, соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых. Этому способствовали семейные гостиные, мастер-классы, вечера обмена опытом семейного воспитания и повышения педагогической культуры родителей.

По результатам контрольного эксперимента все показатели сформированности образа семьи в экспериментальной группе детей улучшились. Было установлено, что динамика уровня сформированности образа семьи в экспериментальной группе положительная. Количественный прирост детей с высоким уровнем сформированности образа семьи за время проведения экспериментальной работы в экспериментальной группе детей вырос с 4 (13 %) до 11 (37 %) человек. Низкий уровень сформированности образа семьи выявлен у 3 (10 %) детей, в то время как на начало эксперимента — у 10 (33 %) детей. Дети экспериментальной группы были намного лучше осведомлены в таких вопросах как: понятие семьи, кто входит в состав членов семьи, родство семьи, сущность традиций семьи, значения истории и родословной семьи, важности семьи для человека. Тогда как уровень сформированности образа семьи в контрольной группе практически никак не изменился, дети затруднялись с вопросами касательно семьи, родства, членства семьи и др. Анализ контрольного анкетирования родителей показал, что показатели ответов получили положительные направления. Так, 26 родителей (86,6 %) отметили, что их ребенок проявляет заботу о родных, помогая им, 17 родителей (57 %) отметили, что их ребенок проявляет интерес к истории своей семьи, родословной, 21 родитель (70 %) — что в их семье стали больше внимания уделять семейным традициям, 30 родителей (100 %) считают важной работу по формированию образа семьи у детей. В дальнейшем мы планируем работу по формированию у детей дошкольного возраста представлений о своей гендерной принадлежности посредством ознакомления с семейными ценностями.

Литература:

1. Диагностика направленности ребенка на мир семьи: Учебно-методическое пособие / под ред. О. В. Дыбиной. — М., 2009.

2. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М.: Академия, 2005. — 150 с.

3. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т. И. Ерофеевой. — М., 2000.

4. Ховякова А. Л. К вопросу о формировании социальной компетентности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения // Актуальные проблемы модернизации российского образования: Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. — Тверь, 30.12.2009.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle