Библиографическое описание:

Гранюкова Л. А., Крылова В. В. Педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания в ДО // Молодой ученый. — 2016. — №9.3. — С. 8-10.



Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для ребенка — это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить.

Ключевые слова: педагогические условия адаптации, группы кратковременного пребывания.

Оптимальной формой помощи являются группы кратковременного пребывания. В этом случае ребёнок живёт в семье, сохраняет эмоционально-личностные связи с мамой, не переживает резкой смены условий жизни, как это бывает при переходе ребенка в детское учреждения полного для пребывания. В то же время ребёнок получает возможность выйти за пределы своей квартиры и получить необходимые и соответствующие возрасту психолого-педагогические воздействия. Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям под адаптацией понимается приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Вместе с тем, процесс адаптации у каждого ребенка проходит по-разному, в зависимости от его индивидуально-типологических особенностей и той социальной обстановки, которая окружает ребенка.

Выделяют три степени адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада — легкую, среднюю и тяжелую. В основе данной градации лежат такие показатели как [1]: быстрота нормализации эмоционального самочувствия ребенка; проявление положительного отношения к педагогам и сверстникам; наличие интереса к предметному миру; частота и длительность острых вирусных заболеваний.

Легкая адаптация проходит в течение 1–2 недель. Переживания ребенка наблюдаются не более 14 дней. Малыш быстро начинает проявлять интерес к окружающим: воспитателям и детям, наблюдаются незначительные нарушения сна и аппетита. Ребенок не болеет, к концу второй недели он уже легко расстается с родителями, нормализуется его эмоциональное состояние.

При адаптации средней тяжести у детей наблюдаются значительные нарушения сна и аппетита, которые приходят в норму к концу месяца. Ребенок обычно пассивен, капризничает, раздражителен, часто плачет, его не интересуют игрушки, он перестает пользоваться активным словарем. Часто происходят нарушения в работе вегетативной нервной системы — это выражается в появлении бледности кожных покровов, потливости, появляются тени под глазами, фиксируется изменение стула. Ребенок подвержен инфекционным заболеваниям, которые протекают в тяжелой форме. Обычно описанная симптоматика начинает проходить через месяц, после первого посещения детского сада.

Наиболее опасна для здоровья ребенка тяжелая степень адаптации к дошкольному учреждению. Ребенок трудно привыкающий к детскому саду как правило подвержен длительным и тяжелым заболеваниям. Иммунная система ребенка не справляется с инфекциями, и они начинают сменять одна другую [2].

Особенностью раннего детства становится и специфичный режим жизнедеятельности ребенка. Как правило, этот важный период своего развития ребенок проводит в семье. Семейная обстановка является оптимальной для ребенка — любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение являются необходимым условием его нормального развития и хорошего эмоционального самочувствия. В современных условиях семья очень часто вынуждена прервать гармонию развития ребенка в условиях дома и воспользоваться услугами детского сада.

Главная задача, которую решают в это время работники детского сада и родители — сделать детский сад для ребёнка желанными. Необходимо, чтобы отрыв от дома, от близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми сверстниками не стали для ребёнка серьезной психологической травмой [3–4].

Успешно решить данную задачу позволяет организация группы кратковременного пребывания малышей. Основные задачи группы кратковременного пребывания заключаются в следующем: преодолеть симбиотическую связь ребёнка с матерью и способствовать развитию его самостоятельности и независимости; привлекать внимание малышей к сверстникам и учить их ориентироваться на действия партнёров, налаживать гуманные, доброжелательные отношения между детьми; способствовать развитию познавательных процессов детей; обогащать жизнь малышей новыми впечатлениями и положительными эмоциями; повышать психолого-педагогическую компетентность родителей и предлагать развивающие игры и занятия, соответствующие возрасту детей.

Опираясь на положения ФГОС ДО можно выделить три группы необходимых условий: первая группа условий связана с созданием пространственной предметно-развивающей среды: правильно организованная развивающая среда с точки зрения психолого-педагогических требований должна способствовать более быстрой адаптации ребенка, поддержанию эмоционального благополучия ребенка и создавать условия для его развития. Вторая группа условий характеризует требования к профессиональной компетентности педагога.

Для успешной организации процесса адаптации малышей педагогу необходимо хорошо знать особенности развития ребенка раннего возраста, учитывать социальную ситуацию развития каждого ребенка, ориентироваться на имеющийся опыт организации процесса адаптации детей, существующий в детском саду.

Анализ практики позволил установить, что в настоящее время проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания в ДОО является изученной недостаточно. С одной стороны, признается важность и значимость адаптации ребенка младшего возраста в группе кратковременного пребывания в ДОО, а с другой стороны, методические аспекты этого вопроса являются недостаточно систематизированными.

Эффективным диагностическим инструментом становится метод наблюдения за ребенком. Анализ результатов наблюдения предполагает обмен информацией между воспитателями и родителями ребенка, обсуждение полученной информации со специалистами [5–7]. Сведения о развитии ребёнка, полученные в результате проведения систематических наблюдений, являются неотъемлемой основой для построения конструктивного взаимодействия между педагогами детского сада и семьями детей.

Литература:

  1. Давыдова О. И., Майер А. А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 25 с.
  2. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. — М.: Просвещение, 2008. — 160 с.
  3. Тюнников Ю. С., Арефьев Р. С. Коммуникативные барьеры как проектная основа формирования коммуникативной компетентности // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2007. № 10. С. 194–200.
  4. Крылова В. В. Русский язык как фактор формирования культурно-образовательного пространства в сочинском округе на рубеже 19–20 веков // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2007. № 10. С. 173–180.
  5. Krylova V. V. Cultural and educational environment of sochi okrug (district) in late xix — early xx centuries: general trends of establishment // European Journal of Contemporary Education. 2012. Т. 2. № -2. С. 139–143.
  6. Казаков И. С. Персонификация обучения в непрерывном профессиональном образовании // Среднее профессиональное образование. 2011. № 11. С. 37–39.
  7. Тюнников Ю. С., Арефьев Р. С. Программа самопроектирования коммуникативной компетентности будущего учителя и условия ее реализации // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2007. № 10. С. 200–209.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle