Библиографическое описание:

Петрова Е. В., Крылова В. В. Коррекция поведения застенчивых детей старшего дошкольного возраста средствами игры в ДОО // Молодой ученый. — 2016. — №9.3. — С. 24-25.



В статье рассмотрена проблема преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами игр в условиях ДОО.

Ключевые слова: коррекция поведения, застенчивость, игры в ДОО.

Проблема преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста, является актуальной и привлекает внимание специалистов различных отраслей науки. По данным Л.Н. Галигузовой проявления застенчивости, в той или иной степени свойственны 42% российских дошкольников. Родители часто не видят сам факт эмоциональных переживаний ребенка или считают их беспредметными и немотивированными. Следовательно, вместо помощи, ребенку предъявляются требования вести себя так, как ему зачастую не под силу. Поэтому родителям нужна квалифицированная помощь в воспитании застенчивых детей. Такую помощь могут оказать специалисты и воспитатели дошкольного образовательного учреждения.

Поэтому, актуальной проблемой является разработка педагогических условий коррекциизастенчивости у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема преодоления поведенческих и личностных проблем у ребёнка посредством игры широко изучалась отечественными и зарубежными исследователями. Они выделили определённые игры, специально направленные на преодоление проблем в поведении ребёнка, как коррекционные, которые в свою очередь можно разделить на два основных направления и практически использовать в работе с дошкольниками.

Первое направление предполагает использование свободных и самостоятельных игр детей, в которых поведение ребёнка направляется на полную самореализацию. Цель такой игровой коррекции состоит в помощи ребёнку в самопознании и развитии самоуправления. Основная задача данного направления игровой ситуации состоит в создании или в восстановлении отношений между ребёнком и взрослым.

В ходе проведения подобной игры ребёнок получает возможность играть как ему хочется. Взрослый принимает игру ребёнка, не требует ни каких изменений, создаёт чувство безопасности и вседозволенности, веру в возможности ребёнка, избегает указаний и оценок, но демонстрирует ребёнку сочувствие, отражая его чувства в речи так, что ребёнок постепенно приходит к осознанию своих переживаний. Такая позиция взрослого приводит к возрастанию социальной компетентности понимания ребёнка и даёт ему возможность самому справиться со своими проблемами.

Второе направление использования в практике коррекционных игр предполагает проигрывание взрослым вместе с детьми специальных игр и упражнений, помогающих преодолеть различные трудности в поведении, развивать эмоциональную сферу ребёнка, обучить его адекватным способам реагирования на проблемную ситуацию. Под коррекционными играми понимают игры, в которых смоделированы определённые особенности поведения ребёнка, игры специально направленные на развитие положительных черт и преодоление отрицательных стереотипов поведения. В своем исследовании мы предположили, чтоснижение уровня застенчивости старших дошкольников в процессе игровой деятельности в ДОУ будет эффективным при следующих условиях: повышении компетентности родителей в вопросах воспитания застенчивых детей посредствам консультаций, семинаров-практикумов, тренингов, ознакомления со специальной литературой; регулярном проведении мероприятий, направленных на снижение уровня застенчивости у детей; постоянном взаимном обмене данными, полученными в процессе работы по снижению застенчивости у детей.

В работе решались следующие задачи:изучить психолого-педагогические исследования особенностей поведения застенчивых детей старшего дошкольного возраста; рассмотреть коррекцию поведения застенчивых детей старшего дошкольного возраста средствами игры в ДОУ; провести констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по выявлению поведения застенчивых детей старшего дошкольного возраста; провести формирующий этап опытно-экспериментальной работы по коррекции поведения застенчивых детей старшего дошкольного возраста средствами игры.

Анализ литературы позволил выявить наиболее эффективные способы преодоления застенчивости: организация совместной деятельности, эмоционально развивающие игры. Большинство ученых, занимавшихся проблемой воспитания застенчивых детей определили ряд условий для приобретения позитивного опыта в общении, например, необходимо предоставлять ребенку немного свободы и возможность развиваться самостоятельно, воспитывать у него чувство самоуважения, стремиться сделать ребенка максимально зависимым от взрослого, доверять ребенку.

На констатирующем этапе выявлялся уровень застенчивости у старших дошкольников. На основании полученных результатов констатирующего этапа исследования нами были получены следующие данные: из 23 старших дошкольников, нами были выявлены 7 детей, у которых выявлена застенчивость. У детей данной выборки преобладают: высокий уровень тревожности, низкая самооценка, трудности в общении (несформированное умение договариваться, убеждать и аргументировать эмоциональный дискомфорт, скованность,зажатость). На формирующем этапе, на основании выявленных проблем нами был разработан тренинг по коррекции застенчивости старших дошкольников средствами игры.

Нами были отобраны игры, разработаны занятия, которые соответствовали интересам детей старшего дошкольного возраста. Основная цель занятий заключалась в формировании у детей уверенности в себе, снижении уровня застенчивости. Работа проводилась в индивидуальной, групповой формах. Коррекционные игры и упражнения позволяют в определённой степени преодолевать эти проблемы. Подобные игры насыщенны, поэтому они обеспечивают эмоциональную разрядку, в которой так нуждаются современные дошкольники, и могут способствовать развитию основ их эмоциональной культуры. Ещё одной особенностью коррекционных игр является их разнообразие и многофункциональность. Поэтому в педагогическом процессе детского сада возможно использование отдельных коррекционных игр и включать их в повседневную деятельность старшей дошкольной группы. Таким образом, коррекционные игры являются эффективным средством коррекции застенчивости у старших дошкольников.

Литература:

1. Антонова Т.В., Волкова Е.М., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка. // Дошкольное воспитание. -1998. - № 6. - с.42.

2. Богачкина Н., Сиренко Р. Застенчивый малыш. - М.: Академия развития, 2007.

3. Боровцова Л. А. Педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей по оказанию поддержки застенчивым детям: автореф. дис… канд. пед. наук. - Москва, 2004.

4. Зимбардо Ф. Застенчивость. – М.: Просвещения, 1991.

5. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М.: Книголюб, 2001.

6. Ховякова А.Л. Формирование навыков звукопроизношения у дошкольников с фонематическим недоразвитием речи в театрализованной деятельности // Дни науки СПФ СГУТиКД: Материалы X всерос. науч.-практ. конф. Сочи, 27-29 марта 2010 г. – Сочи, 2011.

7. Tyunnikov Yu.S., Krylova V.V. Recreational behavior in terms of crucial problems of formation // European Journal of Contemporary Education. 2013. Т. 3. № -1. С. 54-64.

8. Тюнников Ю., Мазниченко М. «Педагогика»: диалектический курс // Высшее образование в России. 2004. № 9. С. 108-115.

9. Мушкина И.А., Бородина Н.В., Садилова О.П. Развитие инклюзивного образования в России и за рубежом // Путь науки. 2015. № 9 (19). С. 101-105.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle