Исследование готовности старших дошкольников к школьному обучению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Волкова, Т. Н. Исследование готовности старших дошкольников к школьному обучению / Т. Н. Волкова, И. С. Казаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9.3 (113.3). — С. 5-6. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29627/ (дата обращения: 20.04.2024).



В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась структура школы. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе (с условием, что эти дети будут иметь более высокий уровень готовности к школе).

Ключевые слова: готовность к обучению, школьное обучение.

Содержание психолого-педагогической подготовки ребенка к обучению в школе определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Итогом развития ребенка в дошкольном детстве являются предпосылки того, что ребенок может приспособиться к условиям школы и приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относится прежде всего желание стать школьником, выполнять серьезную работу, учиться. Такое желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как несоответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который дает ему игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба — как ответственное дело, к которому все относятся с уважением. Для констатации уровня готовности детей к школе нами был проведен эксперимент среди воспитанников подготовительной группы дошкольной образовательной организации № 80 города Сочи. Мы использовали методику Т. А. Нежновой «Беседа о школе» и методику М. Р. Гинзбург «Определение мотивов учения». С помощью методики Т. А. Нежновой «Беседа о школе» мы выявляли желание старших дошкольников идти в школу, характер их внутренней позиции. Беседа проводилась индивидуально. Все высказывания ребенка протоколировались.

Мы спрашивали каждого ребенка, хочет ли он идти в школу. В зависимости от ответа выбирали и задавали вопросы: «Что тебе нравится (не нравится) в школе больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе?». Далее детям были предложены ситуации, связанные с поступлением в школу и обучением. Например: «Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: «Ты ведь еще маленький, рано тебе еще в школу идти. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя в школу пока не брали месяц, полгода, год. Хочешь?» «Что ты ответишь маме?» и т. п.

В зависимости от того, как бы дошкольник поступил в каждой из ситуаций, ответы были разделены на две категории:

- категория А — ответы, свидетельствующие о содержательном характере внутренней позиции ребенка, о его направленности на содержательные стороны обучения;

- категория Б — ответы, свидетельствующие об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.

По преобладанию в ответах категории Б (75 %) мы сделали вывод о том, характер внутренней позиции старших дошкольников исследуемой группы свидетельствует о недостаточной готовности испытуемых к школьному обучению.

Методика «Определение мотивов учения» (автор М. Р. Гинзбург) позволила нам выявить структуру мотивов учения ребенка.

В основу методики положен принцип персонификации мотивов. Старшим дошкольникам предлагался небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывался схематический, соответствующий содержанию абзаца рисунок, который служил внешней опорой для запоминания. Эксперимент проводился индивидуально.

На основе ответов старших дошкольников мы выявляли преобладающий мотив учения: учебная мотивация к обучению в школе — 18,7 %, социальная мотивация к обучению в школе — 12,5 %, игровая мотивация к обучению в школе — 56,3 %, отсутствие мотивации — 12,5 %.

Результаты диагностики показали, что уровень готовности к школе в исследуемой группе средний, что говорит, на наш взгляд, о сложностях, которые ожидают детей в процессе адаптации к обучению в школе, так как помимо привыкания к новым правилам, необычности обстановки, строгому режиму дня, им придется еще и больше времени тратить на усвоение учебного материала, рассчитанного на более высокий уровень готовности к школе.

Процесс эффективного формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения обусловлен использованием разнообразных форм и методов развития различных составляющих готовности детей к обучению в школе, индивидуальный подход к каждому ребенку, а также организация взаимодействия детского сада и семьи в вопросах подготовки детей к школе.

Литература:

  1. Эльконин Д. Б. Детская психология / М., Из-во «Академия». — 2010. — С. 384.
  2. Козлова С. А. Дошкольная педагогика / М., Из-во «Академия». — 2011. — С. 416.
  3. Тюнников Ю. С. Методология комплексной оценки подготовки студентов к инновационной деятельности в сфере образования // Педагогическое образование и наука. 2013. № 5. С. 27–32.
  4. Tyunnikov Yu.S. Integral assessment of future teachers’ professional preparation for innovative activity // European Journal of Contemporary Education. 2013. Т. 5. № -3. С. 183–200.
  5. Казаков И. С. Информационная компетентность и профессиональное становление педагога: учебное пособие / И. С. Казаков; Федеральное агентство по образованию, Сочинский гос. ун-т туризма и курортного дела. Сочи, 2009.
  6. Казаков И. С. Проектирование персонифицированной модели обучения в вузе // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2. № 3. С. 128–133.
  7. Казаков И. С. Персонифицированные инвариантные составляющие информационно-образовательной среды вуза // В мире научных открытий. 2011. № 9.3. С. 687–699.
  8. Kazakov I. S. Federal state educational standard of higher education and informativ competence invariants // European researcher. Series A. 2012. № 5–2 (21). С. 659–661.
  9. Мушкина И. А., Бородина Н. В., Садилова О. П. Современные направления развития института инклюзивного образования в России // Путь науки. 2015. № 9 (19). С. 106–108.
  10. Krylova V. V. Cultural and educational environment of sochi okrug (district) in late xix — early xx centuries: general trends of establishment // European Journal of Contemporary Education. 2012. Т. 2. № -2. С. 139–143.
  11. Тюнников Ю., Мазниченко М. Педагогическая реальность: феноменология, мифология, предмет научного исследования // Высшее образование в России. 2006. № 10. С. 121–130.
  12. Салов Ю. И., Тюнников Ю. С. Психолого-педагогическая рекреалогия: предметная область и теоретико-методологические основания // Личность. Культура. Общество. 2006. Т. VIII. № 3 (31). С. 329–334.
Основные термины (генерируются автоматически): школа, обучение, ребенок, школьное обучение, высокий уровень готовности, исследуемая группа.


Ключевые слова

школьное обучение, готовность к обучению

Похожие статьи

Психологическая готовность дошкольника к обучению

ребенок, психологическая готовность, школьная зрелость, обучение, школа, уровень, воспитанник, высокий уровень, дошкольный возраст, школьное обучение.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению

Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться. Л. А. Венгер. Проблема диагностирования уровня психологической готовности к школьному обучению вовсе не нова для психологической и педагогической науки.

Сущность готовности ребенка к школьному обучению...

Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников [6]...

Изучение готовности младших школьников к переходу...

Ключевые слова: готовность, обучение, учебная деятельность, мотивация. Начальная школа для ребенка является значимой ступенью школьной жизни.

Первым показателем готовности является уровень сформированности познавательных мотивов [2]. Процесс формирования...

Исследование психологической готовности детей к обучению...

психологическая готовность, ребенок, школа, подготовительная группа, учебная деятельность, учебное заведение, школьное обучение, эмоционально-волевая готовность, итог выполнения методики, методика.

Готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе

Когда говорится о готовности к школьному обучению, имеют ввиду не только физическую подготовленность, но и уровень интеллектуального, психического и социального развития ребенка дошкольного возраста...

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению...

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом.

В детском саду воспитатель одновременно обучает целую группу ребят, дома же с ребенком занимаются индивидуально (25, 33).

Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных...

Проблема подготовки детей к школе во время их пребывания в детском саду комплексная.

Без этого невозможно воспитывать организованность и готовность к школьному обучению в целом [1].

Проблемным в определении уровня готовности ребенка к школе является то...

Оценка готовности детей старшего дошкольного возраста...

Цель исследования — изучение уровня биологической зрелости и определение готовности детей к обучению в школе с учетом типа функциональной асимметрии мозга. Организация и методы исследования.

Похожие статьи

Психологическая готовность дошкольника к обучению

ребенок, психологическая готовность, школьная зрелость, обучение, школа, уровень, воспитанник, высокий уровень, дошкольный возраст, школьное обучение.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению

Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться. Л. А. Венгер. Проблема диагностирования уровня психологической готовности к школьному обучению вовсе не нова для психологической и педагогической науки.

Сущность готовности ребенка к школьному обучению...

Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников [6]...

Изучение готовности младших школьников к переходу...

Ключевые слова: готовность, обучение, учебная деятельность, мотивация. Начальная школа для ребенка является значимой ступенью школьной жизни.

Первым показателем готовности является уровень сформированности познавательных мотивов [2]. Процесс формирования...

Исследование психологической готовности детей к обучению...

психологическая готовность, ребенок, школа, подготовительная группа, учебная деятельность, учебное заведение, школьное обучение, эмоционально-волевая готовность, итог выполнения методики, методика.

Готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе

Когда говорится о готовности к школьному обучению, имеют ввиду не только физическую подготовленность, но и уровень интеллектуального, психического и социального развития ребенка дошкольного возраста...

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению...

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом.

В детском саду воспитатель одновременно обучает целую группу ребят, дома же с ребенком занимаются индивидуально (25, 33).

Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных...

Проблема подготовки детей к школе во время их пребывания в детском саду комплексная.

Без этого невозможно воспитывать организованность и готовность к школьному обучению в целом [1].

Проблемным в определении уровня готовности ребенка к школе является то...

Оценка готовности детей старшего дошкольного возраста...

Цель исследования — изучение уровня биологической зрелости и определение готовности детей к обучению в школе с учетом типа функциональной асимметрии мозга. Организация и методы исследования.

Задать вопрос