Библиографическое описание:

Власова Ю. Ю., Казаков И. С. Совершенствование подготовки педагогических работников к аттестации в дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. — 2016. — №9.3. — С. 2-5.



Социально-экономические и политические преобразования в стране привели к обновлению системы образования. Модернизация образования влечет за собой необходимость поиска эффективных методов управления образовательным учреждением, и педагогическим персоналом в частности.

Ключевые слова: аттестация, педагогические работники, ДОО.

Непрерывный рост применения принципов вариативности и полипрограммности в области дошкольного образования привел к ужесточению требований к профессиональной подготовке педагогов и руководителей ДОУ. Одновременно весьма остро встает проблема привития специалистам практики самооценки, как в индивидуальной области, так и в отношении учреждения в целом. Подобная практика, осуществляемая повсеместно, позволит эффективно вести методическую работу по адаптации существующих методик работы под конкретные условия, а также своевременно и адекватно оценивать комплексность и эффективность предоставляемых образовательных услуг. Основываясь на подобных принципах, повсеместно реализуется аттестация сотрудников ДОУ, призванная определить ценность и индивидуальный профессионализм каждого работника с максимально возможной объективностью.

Следует отметить, что аттестация, как процедура контроля профессиональной готовности и развития навыков педагогов является периодичной. Соответственно перед аттестацией неизменно стоит цель стимуляции сотрудников ДОУ к саморазвитию в профессиональном плане.

Очевидно, что для гармоничного развития общества требуется добиваться соответствия уровня образовательных услуг, предоставляемых учреждениями дошкольного образования, современным запросам социума. Аттестация в данном контексте является стимулирующей процедурой для установления паритета в паре спрос предложение образовательных услуг. Кроме того, аттестация позволяет провести ранжирование специалистов по уровню профессиональной подготовки, тем самым выстраивая перед каждым сотрудником прозрачные цели, что является хорошим мотиватором. Одновременно для педагога аттестация, это средство индивидуального профессионального признания. Фактически при правильной и грамотно методически организованно, процедура порождает спиралевидную самодостаточную структуру развития как для каждого педагога в отдельности, так и для всей организации с последовательным вовлечением в процесс профессионального роста новых областей знаний. В логическом отношении непрерывный рост профессионализма требует регулярной оценки, для создания мотивационного эффекта. Одновременно, аттестация выдвигает к каждому сотруднику требования по систематическому повышению квалификации, создавая при этом благоприятные условия для саморазвития.
Аттестационный процесс с точки зрения самопознания педагогического работника является процедурой самопознания, а значит, в процессе подготовки к аттестации и непосредственно самой аттестации происходит выстраивание целей последующего образования в зависимости от настоящего уровня. Практически, самопознание такого рода требует непрерывной подпитки, что возможно через создание генеральной линии в общем образовательном процессе, в саморазвитии и реализации на практике теоретических знаний.

Интересы учреждения также учитываются при формировании системы оценок.

Процедура аттестации позволяет: определение стандартов и критериев деятельности учреждения; анализ качества знаний персонала; определение «слабых звеньев»; определить ценность сотрудников; принятие правильных управленческих решений для оптимального развития организации и своевременного внесения изменений.
Аттестация, однозначно, эффективно мотивирует к получению более высоких результатов в работе, и стимулирует педагогического работника к более качественной педагогической деятельности с возможностью реализации своих личностных качеств.

Изучая систему аттестации педагогов дошкольного образования, мы определили актуальность данной проблемы для образования, выявили сложности, испытываемые педагогами в период аттестации и пришли к следующим результатам: педагоги главный ресурс дошкольной образовательной организации, а их педагогический потенциал предпосылкой его конкурентоспособности. Выделили методы проведения аттестации- подготовка профессионального портфолио, в котором будут отражены материалы такие как: транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности; публикации о собственном опыте работы, инновационная деятельность педагога [1,5]. При аттестации педагога учитывается: организация педагогического процесса с детьми, уровень развития которых отличается от нормативного (одаренные дети, дети с ОВЗ); исполнение функция наставника (педагогов, студентов на педагогической практике); систематичность повышения квалификации в централизованных и нецентрализованных формах; владение современными информационными технологиями [1,5]. Проанализировав процесс аттестационных процедур для педагогов можно определить следующие проблемы: сложность процедуры аттестации; длительный срок аттестации; отсутствие системы поддержки аттестуемых педагогов в ДОУ. Для решения выявленных проблем в ДОУ сформированы следующие рекомендации:

  1. Взаимодействие на уровне партнерских отношений между старшим воспитателем и аттестующимся сотрудником должно быть выстроено последовательными этапами в рамках совместной работы (таблица 1[6]).

Таблица 1

Фopмы paбoты

Cтapший вocпитaтeль

Aттecтуeмый пeдaгoг

Тeopeтичecкий этап работы

Беседа

Определить интересующие темы для пeдaгoгa. Oцeнкa уpoвня теоретических знаний.

Oпpeдeлить нaпpaвлeния paбoты.

Самоанализ

Кoнcультaция

Aнaлиз нopмaтивнo­-пpaвoвых дoкумeнтoв, рекомендации мeтoдической литepaтуpы, помощь в oфopмлeнии aттecтaциoннoго портфолио

Изучeниe нормативно-правовой и методической документации, составление индивидуaльного плaна paбoты

Выcтaвки

Обобщение oпытa педегогов аттестованных ранее (тeopeтичecкиe мaтepиaлы)

Ознакомление с портфолио ранее аттестованных коллег

Пpaктичecкий этап работы

Aнкeтиpoвaниe

Oцeнкa знaний и умeний. Выявлeниe тpуднocтeй

Итоговый peзультaт в paбoтe

Нaблюдeниe и кoнтpoль зa пpaктичecкoй дeятeльнocтью

Пpocмoтp вocпитaтeльнo oбpaзoвaтeльных мepoпpиятий.

Aнaлиз данных.

Пoдгoтoвкa и пpoвeдeнию открытых мероприятий, пед.советов,конференций.

Индивидуaльнaя

бeceдa

Oбpaбoткa и aнaлиз пpaктичecких мaтe­pиaлoв

Caмoaнaлиз, выявлeниe пpoблeм и путeй их пpeoдoлeния

Зaключитeльный этап работы

Итoги paбoты

Обработка и анaлиз кaчecтвa oфopмлeнного материала

Перспектива дальнейшего повышения квалификации

2. Для контроля и морально-психологического сопровождения в состав аттестационной комиссии требуется включение психолога. Данная рекомендация подразумевает включение занятий по программам антистрессовой подготовки, психологических тренингов, консультации. Помощь психолога будет дополнительно стимулировать педагога правильному восприятию и решению своих профессиональных затруднений.

3. Результаты аттестации являются основой для анализа со стороны старшего воспитателя, методически верно проведенная процедура позволяет провести корректную оценку профессиональной подготовки, на основании которой старшему воспитателю следует провести интервьюирование с сотрудниками и оказать методическую помощь для последующего профессионального развития педагога.

Рассмотренный подход, основанный на партнерских взаимоотношениях позволяет повысить уровень взаимодействия между сотрудниками и руководством внутри учреждения, что неизбежно будет стимулировать рост качества образования, снизит проблемность взаимоотношений внутри коллектива и благоприятно скажется на организации образовательного процесса.

Литература:

  1. Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 22.09.2014 «Об утверждении перечней критериев и показателей для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности аттестуемых педагогических работников образовательных организаций»
  2. Тюнников Ю., Мазниченко М. «Педагогика»: диалектический курс // Высшее образование в России. 2004. № 9. С. 108-115.
  3. Казаков И.С. Информационная культура будущего педагога // Высшее образование сегодня. 2006. № 10. С. 47.
  4. Казаков И.С. Профессиографическая структура информационной компетентности будущего педагога // EuropeanSocialScienceJournal. 2014. № 5-1 (44). С. 160-163.
  5. Перечень критериев и показателей для оценки профессиональной деятельности педагогических работников дошкольной образовательной организации (Утвержден приказом министерства образования и науки Краснодарского края от 07.10.2015 года №5156)
  6. Половникова Л.Ф. «Роль заместителя заведующего по ВМР в подготовке педагогов к аттестации в межаттестационный период» //http://pandia.ru/text/78/340/14026.php
  7. Казаков И.С. Информационная компетентность как объект педагогического проектирования // SochiJournalofEconomy. 2013. № 1-1. С. 98-101.
  8. Kazakov I.S. Classification of invariants of future teachers' information competence // European Journal of Contemporary Education. 2012. Т. 1. № -1. С. 4-6.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle