Особенности формирования гигиенических навыков детей среднего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Андреева, Е. П. Особенности формирования гигиенических навыков детей среднего дошкольного возраста / Е. П. Андреева, М. К. Мойся. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9.3 (113.3). — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29622/ (дата обращения: 20.04.2024).



Статья посвящена анализу значения процесса формирования гигиенических навыков в среднем дошкольном возрасте.

Ключевые слова: гигиенические навыки, здоровый образ жизни, средний дошкольный возраст.

Здоровье детей зависит не только от их физических способностей, но и от уровня развития здравоохранения и образования, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Поэтому здоровье ребенка должно оцениваться в единстве с окружающей средой и адаптационными возможностями организма. С этой позиции, по нашему мнению, в центре работы по физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и их условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где воспитанник проводит большую часть своего «активного времени», — социальные структуры, которые в основном, определяют уровень здоровья детей.

Результаты научных исследований [1–4] свидетельствуют о том, что сложившаяся в последние годы тенденция ухудшения состояния здоровья дошкольников приняла устойчивый характер. Наблюдается неблагополучная динамика основных показателей здоровья, имеется тенденция учащения перехода острых заболеваний в хронические. Процесс воспитательно-оздоровительной деятельности детей и педагогов, формирования здорового образа жизни детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является малоэффективным, что в значительной степени объясняется низким уровнем социальной защиты человека и особенно ребенка, недостаточностью использования системного подхода в проводимых исследованиях, практической реализации педагогических технологий и рекомендаций по совершенствованию воспитательно-оздоровительной работы с дошкольниками. Современное ДОО имеет возможность укрепления здоровья детей при создании определенных педагогических условий, тем более, что большинство населения проходит через дошкольное учреждение. Система оздоровительных мероприятий в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, их полноценное физическое развитие и, что не менее важно, формирование гигиенических навыков, убеждения в важности ведения здорового образа жизни.

Анализ литературы по вопросу организации воспитательно-оздоровительной работы в средних и старших группах дошкольных образовательных учреждений позволил выявить следующее: в силу ряда многочисленных факторов, в том числе происходящих социальных изменений, ухудшается физическое и психическое здоровье детей, причем особенно в период интенсивной подготовки к обучению в школе. Воспитательно-оздоровительная работа с детьми 5–6 лет нередко осуществляется в самом общем виде, когда учебно-воспитательный процесс не сориентирован на сохранение и укрепление здоровья, не направлен на осознанное развитие и саморазвитие ребенка, на формирование «Я-концепции» здоровья личности. Проблему создает отсутствие должного планирования воспитательно-оздоровительной работы, отсутствие системы мероприятий, направленных на формирование гигиенических навыков дошкольников, при необходимой целостности воспитательно-оздоровительных воздействий. У детей 5–6 лет динамические стереотипы, составляющие биологическую основы навыков и привычек формируются достаточно быстро, но перестройка затруднена, что свидетельствует о недостаточности подвижности нервных процессов [3]. Например, ребенок отрицательно реагирует на смену привычного склада жизни. С целью совершенствования подвижности нервных процессов и придания гибкости формируемым навыкам используют прием создания нестандартной (частично на время измененной) обстановки при проведении режимных процессов, гигиенических мероприятий и т. д.

Хорошо зная морфофункциональные особенности детей среднего дошкольного возраста, педагоги наиболее грамотно могут подойти к решению одной из задач осуществления физического воспитания — формировании гигиенических навыков ребенка, что является не только признаком общей культуры человека, но и необходимостью для поддержания здоровья [4]. Одним из условий формирования гигиенических навыков детей в семье является личный пример родителей, так как для детей 5–6 лет характерна потребность быть похожими на взрослых. Приказом или нравоучениями здесь ничего не решить. Родители передают детям знания о значимости гигиенических процедур, обучают правильному их выполнению, объясняют, показывают. Устанавливается особо благоприятный климат для воспитания и закрепления необходимых навыков.

Воспитатель также должен быть для воспитанников образцом во всем, что касается культуры гигиены и внешнего вида, так как дошкольники наблюдательны и склонны к подражанию. В процессе ежедневной работы с детьми педагог должен стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным [2]. Детей среднего дошкольного возраста уже не надо приучать к выполнению элементарных правил (мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д.), однако необходимо следить за тем, чтобы эти гигиенические умения постоянно совершенствовались, чтобы дети более осознано относились к выполнению правил личной гигиены (самостоятельно мыли руки с мылом, намыливая их до образования пены; насухо вытирали руки, пользуясь индивидуальным полотенцем; содержали все свои вещи в чистоте; были всегда опрятными, замечали неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устраняли и т. п.). Формирование навыков личной гигиены неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Эффективнее всего формирование гигиенических навыков достигается методом игры, так как игра является ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста. Кроме того, гигиеническое воспитание тесно связано с доступным ребенку виду трудовой деятельности — труда по самообслуживанию [5–7].

Формирование гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья дошкольника и неразрывно связано с воспитанием культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с любви к чистоте, опрятности, порядку, что возможно при сочетании руководства самостоятельной практической повседневной деятельностью детей в детском саду и дома с привлечением их внимания к труду взрослых.

Литература:

  1. Дошкольная педагогика: уч. для бакалавров / Н. А. Виноградова [и др.], — М.: изд-во «Юрайт», 2012.
  2. Казаков И. С. Основные виды деятельности будущего педагога в информосфере // SochiJournalofEconomy. 2014. № 1 (29). С. 230–232.
  3. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 12-е изд., стер. — М.: Академия, 2011.
  4. Магометова И. В., Мойся М. К. Диагностика взаимодействия педагогов и родителей в процессе физического воспитания старших дошкольников. / Дни науки СПФ СГУ: материалы 11-й Всерос науч.-практ. конф. студентов и аспирантов — Сочи: РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2012. — С.95–97.
  5. Tyunnikov Yu.S., Krylova V. V. Recreational behavior in terms of crucial problems of formation // European Journal of Contemporary Education. 2013. Т. 3. № -1. С. 54–64.
  6. Мушкина И. А., Бородина Н. В., Садилова О. П. Развитие инклюзивного образования в России и за рубежом // Путь науки. 2015. № 9 (19). С. 101–105.
  7. Moisya M. K. The potential of collegiate relations between instructors and students in the professional making of future teachers // European Journal of Contemporary Education. 2014. № 1 (7). С. 11–17.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, воспитательно-оздоровительная работа, личная гигиена, навык, ребенок, выполнение правил, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, здоровый образ жизни, физическое развитие.


Ключевые слова

здоровый образ жизни, гигиенические навыки, средний дошкольный возраст

Похожие статьи

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика, оздоровительная работа, физическое воспитание, здоровье детей.

Формирование представлений здорового образа жизни у детей...

здоровый образ жизни, ребенок, дошкольное учреждение, оздоровительная технология, старший дошкольный возраст, детский сад, здоровье, игра, родитель, дошкольный возраст.

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников

Сущность категории «здоровый образ жизни детей дошкольного возраста» и факторы формирования здорового образа жизни дошкольников в контексте педагогических исследований второй половины ХХ века.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего...

Цель: Осуществлять воспитательно-образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в группе, направленную на сохранение и укрепление здоровья дошкольников, формирование у них основ здорового образа жизни.

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая гимнастика, дошкольный возраст, родитель воспитанников.

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста...

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Воспитание основ здорового образа жизни у детей...

дошкольный возраст, ребенок, личная гигиена, помощник воспитателя, общественная гигиена, гигиеническое воспитание, игра, дошкольное учреждение, здоровье, детский сад.

Формирование здорового образа жизни у детей раннего...

Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных...

Организационно-педагогические условия приобщения детей...

образовательный комплекс, Здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, воспитание основ, привитие навыков, родитель, дидактическая игра, выходной день, личная гигиена.

Похожие статьи

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика, оздоровительная работа, физическое воспитание, здоровье детей.

Формирование представлений здорового образа жизни у детей...

здоровый образ жизни, ребенок, дошкольное учреждение, оздоровительная технология, старший дошкольный возраст, детский сад, здоровье, игра, родитель, дошкольный возраст.

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников

Сущность категории «здоровый образ жизни детей дошкольного возраста» и факторы формирования здорового образа жизни дошкольников в контексте педагогических исследований второй половины ХХ века.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего...

Цель: Осуществлять воспитательно-образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в группе, направленную на сохранение и укрепление здоровья дошкольников, формирование у них основ здорового образа жизни.

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая гимнастика, дошкольный возраст, родитель воспитанников.

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста...

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Воспитание основ здорового образа жизни у детей...

дошкольный возраст, ребенок, личная гигиена, помощник воспитателя, общественная гигиена, гигиеническое воспитание, игра, дошкольное учреждение, здоровье, детский сад.

Формирование здорового образа жизни у детей раннего...

Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных...

Организационно-педагогические условия приобщения детей...

образовательный комплекс, Здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, воспитание основ, привитие навыков, родитель, дидактическая игра, выходной день, личная гигиена.

Задать вопрос