Библиографическое описание:

Сихаджокова О. Ю., Крылова В. В. Влияние современных мультфильмов на социальное развитие детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №9.3. — С. 27-29.



Рассматривается влияние мультфильмов на социальное развитие детей старшего дошкольного возраста: педагогические возможности мультфильмов, модели поведения, формирование речевой культуры, художественно-эстетический, нравственно-эмоциональный потенциал мультфильмов.

Ключевые слова: мультфильм, социальное развитие детей старшего дошкольного возраста, педагогические возможности мультфильмов.

Существует два распространённых мнения: «Ребёнку полезно смотреть только отечественные, советские преимущественно старые мультфильмы» или же «любые мультфильмы подойдут, если они нравятся малышу». Но прежде всего, родители должны обращать внимание, какое влияние детские мультфильмы оказывают на психическое развитие малыша, какие воспитательные задачи лежат в их основе, сколько времени проводит ребёнок возле телевизора, какие эмоции испытывает при просмотре и т. п. А если учесть, что дети дошкольного возраста изучают мир постоянно, такое количество времени, проведенное перед экраном, не может пройти бесследно.

Между тем мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями: расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям; показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая; формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей; развивают эстетический вкус, чувство юмора; мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.

Через мультфильмы ребенок усваивает модели поведения, способы действий, алгоритмы достижения цели. А в мультфильме про Скуби-ду в каждой серии появляются различные чудовища, которые могут сформировать у ребенка дополнительные страхи. В современных же мультфильмах часто можно увидеть истерики, шантаж, драки, смерть, убийство, похороны, гонки, криминальные разборки, пьяные посиделки, месть, суд над преступником и др.Не обойдена вниманием и любовно-эротическая составляющая. Примеры: смерть акулы и церемония похорон («Акулья история»); детально показанная смерть короля-жабы («Шрек 3»). В фильме «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» сюжет закручен на карточном долге, в азартные игры на деньги играют практически все, начиная от Бабы Яги и заканчивая правителем — Князем. Современные мультфильмы содержат особо низкий уровень речевой культуры: грубые, жаргонные слова, недопустимые для слуха ребенка. Примеры грубой лексики присутствуют во многих из них: «сопляк», «тупой», «тормоз», «болван», «дебил», «кретин», «полный отпад»; в сериале «Спанч Боб» есть серии с названиями «Добро пожаловать в помойное ведро», «Губка Боб и маньяк-душитель» и др. Жаргонная лексика также представлена во многих мультфильмах: «козырно», «прикольно», «пофигу», «шизовое местечко» и др.Дети будут использовать эту лексику, считая ее настоящей, живой, «прикольной». Именно она может лечь в основу культуры речи детей.

Просмотрев мультфильм, дети чаще всего запоминают главных героев, обладающих определенными характеристиками. Поэтому крайне важны для осмысления именно типажи главных героев, их основные и сущностные характеристики: Шрек («Шрек») — невоспитанный, грубый; осел («Шрек») и зебра («Мадагаскар») — назойливые, навязчивые, болтливые; лев Алекс («Мадагаскар») — самовлюбленный; Алеша Попович («Алеша Попович и Тугарин Змей») — трусливый, глуповатый; Забава («Алеша Попович и Тугарин Змей») — эгоистичная, истеричная, не уважающая старших. А ведь для детей главный герой, безусловно, должен быть положительным. Это значит, что ребенок воспринимает его целиком и полностью как «хорошего», он еще не в силах определить всю сложность натуры героя, оценив, что он делает «хорошо», а что «плохо».

Так девочки, чересчур увлеченные мультфильмами про фей Винкс, начинают жить в выдуманном мире, чрезвычайно много мечтать, пытаются колдовать, излишне фантазируют. У мальчиков чрезвычайное увлечение роботами, супергероями и бакуганами также приводит к тому, что они тоже начинают жить в выдуманном мире, меньше интересуясь реальностью. Постоянно созерцая на экране смерть и убийства (а все супергерои — убийцы во имя добра), дети начинают спокойно относиться к этому в жизни: они без эмоций рисуют кровь и убийц, в красках рассказывают, кто кого и как убивает.

Итак, в настоящее время мультипликация как вид искусства, обладает очень высоким воспитательным потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также большими образовательными возможностями. Мультипликационное кино представляет собой сложный процесс, построенный на объединении нескольких видов искусств, который оказывает значимое влияние на личность ребенка дошкольного возраста и его социальное развитие, воздействуя на его воображение и восприятие окружающего мира.

Однако многие современные мультфильмы обладают сомнительным воспитательным потенциалом. Так что же смотреть современным детям? Может быть, стоит обратить внимание на мультфильмы советского периода. Сюжеты советских мультфильмов просты и понятны, проблемы, поднятые в них, знакомы детям.В советских же мультфильмах герои говорят на хорошем, красивом языке, у каждого свой неповторимый голос, эмоции, звучит настоящая авторская музыка. В советских мультфильмах герои прозрачно делятся на положительных и отрицательных. Ребенок способен определить, кто делает правильно, а кто — нет, и какие последствия могут быть у таких поступков. Таким образом, можно отметить, что: сочетая в себе слово и картинку, мультфильмы обладают огромным воспитательным потенциалом; через мультфильмы дошкольники усваивают модели поведения, способы действий, обогащают свой лексический словарь, расширяют свой эмоциональный опыт; однако, мультфильмы, в зависимости от своего содержания, характеристики и привычек главных героев, использованной лексики, могут повлиять на социализацию дошкольников не только положительно, но и отрицательно, подавая детям негативный пример.

Литература:

  1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.; Воронеж, 2010.
  2. Бурухина А. Ф. Мультфильм в воспитательно-образовательной работе с детьми // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — 2012. — № 10. — С. 60–71.
  3. Казакова Р. Г. Мультипликация как вид кинематографического искусства и ее влияние на развитие детей / Р. Г. Казакова, Ж. В. Мацкевич // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — 2012. — № 12. — С. 26–40.
  4. Мазурова М. В. Влияние мультфильмов на игру детей / М. В. Мазурова, М. В. Соколова // Психолог в детском саду. — 2011. — № 1. — C. 100–111.
  5. Немирич А. А. Дошкольники и современное мультипликационное кино: проблемы и пути их решения / А. А. Немирич // Дошкольная педагогика. — 2012. — № 2. — С. 9–11.
  6. Соколова М. В. Мультфильмы для современных дошкольников / М. В. Соколова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2011. — № 2. — С. 64–69.
  7. Tyunnikov Yu.S., Krylova V. V. Recreational behavior in terms of crucial problems of formation // European Journal of Contemporary Education. 2013. Т. 3. № -1. С. 54–64.
  8. Казаков И. С. Информационная компетентность как объект педагогического проектирования // SochiJournalofEconomy. 2013. № 1–1. С. 98–101.
  9. Тюнников Ю., Мазниченко М. «Педагогика»: диалектический курс // Высшее образование в России. 2004. № 9. С. 108–115.
  10. Мушкина И. А., Бородина Н. В., Садилова О. П. Современные направления развития института инклюзивного образования в России // Путь науки. 2015. № 9 (19). С. 106–108.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle