Библиографическое описание:

Церцвадзе Р. Г., Крылова В. В. Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №9.3. — С. 36-37.



Статья посвящена проблеме социального развития детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр.

Ключевые слова: социальное развитие, сюжетно-ролевая игра, личность, деятельность

Дошкольный возраст является начальным этапом социального развития ребенка, поскольку именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности: ключевые социальные навыки, социально-психологические особенности в системе отношений с другими людьми, нравственные ценности и установки, направленные на усвоение традиций общества, культуры, среды в которой ребенок растет.

Одним из важнейших моментов в характеристике социального развития ребенка, реализуемого в его усложняющейся деятельности, выступает развертывание явления социализации-индивидуализации, поступательно осуществляемого — от осознания растущим человеком своих социальных возможностей, через становление личностных новообразований, к проявлению, укреплению, качественному изменению социальной позиции в результате собственной творческой активности.

Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к культуре [4].

Именно поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социально-коммуникативное развитиерассматривается как комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

В соответствии с ФГОС задачами социально-коммуникативного развития являются:

1. Создание условий для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Развитие социального и эмоционального интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.

6. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

В этой связи особую актуальность приобретают вопросы повышения эффективности воспитательно-образовательной работы по социальному развитию ребенка старящего дошкольного возраста, которая позволит успешно адаптироваться дошкольнику не только к школе, но и окружающему его миру. Важную роль в этом играет деятельность, дающая ребенку возможность усваивать ценностные ориентации, социальные и нравственные установки, нормы и знания, выражать свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Детская игра — вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей [2]. Решение задач, обеспечивающих социальное развитие детей на ступенях дошкольного образования, является продуктивным при условии применения современных эффективных средств направленных на формирование социально-коммуникативных качеств в старшем дошкольном возрасте. Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главным средством в формировании социального поведения ребенка, поскольку ребёнок начинает жить по правилам, стараясь учитывать свои интересы и собеседников, перенимает конкретные поведенческие нормы.

В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются необходимые социальные качества ребенка, его умения взаимодействовать с другими членами общества и лучше их понимать. Для старшего дошкольника характерны приоритеты коллективного общения, дети в этом возрасте стремятся как можно лучше узнать друг друга, они беседуют на личные и познавательные темы и стремятся к общению с теми сверстниками, которые отвечают их интересам и социальным запросам [2]. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте дети начинают испытывать потребность помогать, поддерживать товарища. Содержание и характер социального взаимодействия дошкольника во многом зависит от объема и качества накопленного опыта социального взаимодействия [3]. Вместе с тем в дошкольных учреждениях развивающий потенциал сюжетно-ролевой игры, как средства направленного на процесс социального развития ребенка используется недостаточно, а специальная работа в этом направлении имеет несистемный характер.

Для этого, чтобы изменить сложившуюся ситуацию в дошкольной образовательной организации, воспитателю необходимо чтобы содержание сюжетно-ролевых игр отражали содержание окружающего ребенка социального мира, существующих в нем нравственных норм и правил, поскольку формирование у детей социальных представлений, положительного социального опыта и становление дружеских взаимоотношений между детьми является одной из актуальных задач воспитателей в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Таким образом, целенаправленное проведение сюжетно-ролевых игр позволяет детям старшего дошкольного возраста через определенный сюжет и содержание усваивать социальный опыт и приобщать их к ценностям и традициям, культуре и нормам поведения в обществе.

Литература:

  1. Коломийченко Л. В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2015.
  2. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  3. Социально-личностное развитие дошкольников: программа, планирование, занятия, диагностические материалы. Старшая группа / авт.-сост. Л. А. Загуменная. — Волгоград: Учитель, 2013.
  4. Социально-нравственное воспитание дошкольников / Под ред. Н. В. Микляевой. — М.: ТЦ Сфера, 2013.
  5. Ховякова А. Л. К вопросу о формировании социальной компетентности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения // Актуальные проблемы модернизации российского образования: Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. — Тверь, 30.12.2009.
  6. Tyunnikov Yu.S., Krylova V. V. Recreational behavior in terms of crucial problems of formation // European Journal of Contemporary Education. 2013. Т. 3. № -1. С. 54–64.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle