Библиографическое описание:

Шимшек О. П., Казаков И. С. Педагогическое сопровождение развития познавательного интереса у дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №9.3. — С. 37-39.



Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса у дошкольников в условиях современных требований ФГОС ДО.

Ключевые слова: познавательный интерес, поисковая деятельность, активность, игровые технологии, проблемно-игровые методы.

Какие бы требования не выдвигало нам современное общество, каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным, эрудированным, креативным, остроумным, любознательным. Произошедшее реформирование в системе образования привело к изменению содержания, формы, технологий и методов организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Федеральный государственный стандарт ставит ребенка в ситуацию «Думай, рассуждай, ищи решения». Современные условия требуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, классифицировать, делать самостоятельные выводы, что требует достаточно развитых познавательных процессов. Но развитие перечисленных процессов невозможно без наличия яркого и устойчивого интереса. На сегодняшний день мало обладать определенным кругозором, запасом конкретных знаний, дети должны уметь находить информацию, рассуждать, доказывать.

Познавательный интерес — избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности [1]. Познавательный интерес — иными словами — интересно знать, систематическое стремление к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Основа познавательного интереса — активная мыслительная деятельность. Познавательный интерес носит поисковый характер, активизирует ребенка на поиски ответа интересующего вопроса. Познавательный процесс положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов — мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Любознательность проявляется у ребенка в вопросах, которые он задает. Все дети по своей природе почемучки, но как достичь устойчивого и постоянного познавательного интереса у каждого ребенка — нелегкая задача для педагога. При правильной педагогической организации и систематической и целенаправленной деятельности познавательный интерес может и должен стать устойчивой чертой личности ребенка.

Познавательный интерес пронизывает все виды деятельности ребенка, поэтому педагогики и родители должны создать такие условия, в которых любая деятельность будет обеспечивать появление и наличие устойчивого интереса. Обязательным условием развития познавательного интереса у дошкольников является обогащенная предметно-пространственная среда. Дошкольная педагогика давно изучает влияние пространственной среды на развитие ребенка. (С. Л. Новоселова, Л. И. Новикова, Л. Ф. Обухова, Л. А. Парамонова, Н. П. Сакулина, К. В. Тарасова Е. А. Флерина и другие). Прежде всего, она должна быть комфортной и безопасной, а также насыщенной и полифункцинальной, что даст возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности. В первую очередь — это наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, так как игра в дошкольном возрасте занимает ведущее место. Дошкольники, умеющие самостоятельно добывать знания, способны включаться в напряженную мыслительную деятельность. При использовании проблемно-игровых методов исключается диктатура воспитателя, нет определенного правильного ответа или объяснения педагога, ребенок вынужден самостоятельно находить пути достижения цели, хотя помощь педагога не отвергается, но она частична и не значительна. Педагог должен обеспечить активность ребенка в деятельности, что достигается через мотивацию, участие ребенка в интересных действиях, использования экспериментирования, решения творческих задач и т. п. Проблемная ситуация рассматривается не только как средство активизации мышления, но и как средство и как средство овладения исследовательскими действиями. Исследовательская деятельность также используется для развития познавательного интереса. Она включает: наблюдения, эксперименты, опыты. Многие дошкольные образовательные учреждения и центры развития организуют лаборатории, умные комнаты, центры активности в которых дети проводят различные виды познавательной деятельности. Они должны быть оснащены природными материалами: песок, глина, камни, различные семена; микроскопами, термометрами, часами, магнитами, линейками, веревками и другими предметами, предназначенными для проведения различных исследований, а также различными развивающими игровыми пособиями, современными информационно-коммуникативными средствами.

Очень важно объединить исследовательскую работу с другими видами детской деятельности: наблюдениями, игровой деятельностью, чтением художественной литературы, творческими заданиями, которые помогут осмыслить и закрепить результаты экспериментов. В качестве результатов исследовательской деятельности выступает познавательное и личностное развитие (появление интереса, стремление участвовать в исследовании, инициативность, целеустремленность и настойчивость). Одним из эффективных методов развития детского познавательного интереса является метод проектной деятельности. Он считается одним из главных, для решения данной задачи.

В основе проекта всегда лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану. В ходе проведения проектов повышается детская самостоятельность, любознательность, активность. У детей развивается творческое мышление, умение находить выход из различных проблемных ситуаций. Анализируя все перечисленное можно прийти к выводу, что развитие познавательной активности и познавательного интереса у дошкольников — одна из значимых проблем современной педагогики, и только под умелым руководством педагога, систематической и разносторонней построенной работой возможно решение данной задачи.

Литература:

  1. Абашина В. В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (на материале математики): учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших учебных заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — Сургут: РИО СурГПИ, 2005. -137 с.
  2. Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. СПб.: Речь, 2005. -128 с.
  3. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников// Ребенок в детском саду. — 2003. — № 3. — С. 4–12.
  4. Михайлова, З. А. Игровые, занимательные задачи для дошкольников. — СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.-144 с.
  5. Тихомирова, Л. Ф. Я открываю мир: Развитие познавательных способностей детей. — Екатеринбург: У — Фактория, 2006. — 240 с.
  6. Казаков И. С. Основные виды деятельности будущего педагога в информосфере // SochiJournalofEconomy. 2014. № 1 (29). С. 230–232.
  7. Казаков И. С. Профессиографическая структура информационной компетентности будущего педагога // EuropeanSocialScienceJournal. 2014. № 5–1 (44). С. 160–163.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle