Библиографическое описание:

Сайбель Н. Ю., Потапова А. Е. Современное состояние и перспективы развития туристского рынка в Республике Крым // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 705-708.



В статье анализируется современное состояние туристского рынка в Республике Крым. На основе проведенного анализа выявлены проблемы туристской отрасли и разработаны предложения по ее совершенствованию.

Ключевые слова: туристский рынок, турпродукт, турпоток, инфраструктура.

Туризм и вся туристская сфера являются огромной и быстро развивающейся отраслью как российской, так и мировой экономики. По уровню прибыли туристская отрасль уступает лишь индустрии добычи нефти и автостроению. Влияние сферы туризма в настоящее время имеет огромное значение для экономики в целом — это огромный плюс, ведь туристские услуги находятся в постоянном развитии и не стоят на месте.

В последнее время в связи с присоединением Республики Крым к Российской Федерации особую популярность приобрели местные курорты и туристские центры. Республика является выгодным регионом для российской экономики, вместе с тем туристская и курортно-санаторная отрасль становится одной из наиболее привлекательных в регионе.

После вхождения в состав России в марте 2014 г., в Республике Крым был выявлен ряд проблем туристской отрасли:

‒ затрудненное транспортное сообщение с Россией;

‒ неудовлетворительное состояние подъездных путей и автостоянок для транспорта возле объектов туристского показа;

‒ большая часть дорожного покрытия недоброкачественно;

‒ неудовлетворительное состояние пассажирского аэропорта «Симферополь»;

‒ низкое качество обслуживания в соответствии общепринятым нормам и ожиданиям туристов;

‒ низкие показатели загруженности туристами в большинстве средствах размещения;

‒ проблемы с предоставлением базовых коммунальных услуг (электроэнергия, горячее и холодное водообеспечение);

‒ отсутствие обозначений и указателей на основных туристских маршрутах;

‒ низкое качество сервисной инфраструктуры на пляжах, их необустроенность;

‒ загрязненность прибрежной зоны;

‒ слаборазвитая системная политика по внедрению региона на туристский рынок;

‒ нехватка квалифицированного персонала, как в гостиничной индустрии, так и в сопутствующих отраслях;

‒ большой по объему «теневой» сектор сдачи жилья в аренду отдыхающим;

‒ неудовлетворительное состояние развлекательного сектора, некачественное составление экскурсионного турпродукта [1].

Многие из перечисленных проблем связаны с двадцатилетней историей пребывания Крыма в Украине, характеризующейся минимальным уровнем вклада инвестиций в развитие полуострова.

Текущие проблемы туристской индустрии Крыма можно разделить на проблемы переходного периода, проявившиеся только в 2014 г., после присоединения к Российской Федерации, и на фундаментальные проблемы, которые были свойственны сфере туризма и до вхождения региона в состав РФ и которые представляют наибольшую угрозу развитию отрасли.

Среди проблем переходного периода можно выделить:

  1. Резкое изменение структуры турпотока и его падение в абсолютных цифрах вдвое-втрое (был зарегистрирован низкий турпоток туристов из Украины, пришлось переориентироваться в первую очередь на россиян, однако из-за ряда причин (в первую очередь, транспортной проблемы), российский турпоток не возрос).
  2. Трудности с транспортировкой отдыхающих в Крым из-за «островного» положения региона (из-за отсутствия сухопутного сообщения Крыма и РФ, оказалось, очень сложно выстроить надежные транспортные маршруты для туристов).
  3. Необходимость приспособления под новое законодательство (включая в себя переквалификацию персонала, установку нового программного обеспечения, переход на новую бухгалтерскую и налоговую отчетность и пр.).

Среди фундаментальных проблем сферы можно выделить:

  1. Низкий уровень состояния гостиничной инфраструктуры в соответствии современным требованиям, несмотря на то, что в 2013 г. в отрасль КСР Крыма было инвестировано около 4,8 млрд. руб., это втрое ниже по сравнению с Краснодарским краем, что говорит о неразвитости гостиничной инфраструктуры [2]. В 2014 г. в перечень санаторно-курортных и туристских учреждений, расположенных на территории Республики Крым, входило 825 предприятий, из которых 467 учреждений предоставляли специализированное санаторно-курортное лечение или услуги оздоровительного характера, остальные 358 учреждений — услуги по временному размещению. В переходный период из 825 санаторно-курортных и гостиничных учреждений Крыма, имеющих собственную базу размещения, в 2014 г. работало всего 540 средств размещения. Основными причинами отсутствия возможности функционирования в сезоне 2014 г. являлись: отсутствие статуса юридического лица, отсутствие средств для открытия, наличие необходимости проведения реконструкции (модернизации) номерного фонда и материально-технической базы, политические причины и др. В 2015 г. на территории Республики Крым расположено 770 коллективных средств размещения (санаторно-курортных и гостиничных учреждений) общей вместимостью 158,2 тыс. мест, из которых 144 учреждения предоставляют санаторно-курортное лечение, 216 объектов предоставляют услуги оздоровительного характера, остальные 410 учреждений — услуги по временному размещению. Таким образом, количество средств размещения, предоставляющих услуги лечения и оздоровления, составляет 361 объект. Для круглогодичного функционирования предназначены 139 санаторно-курортных (в том числе 73 средства размещения государственной формы собственности Республики Крым) и 162 гостиничных учреждения [3].
  2. Слаборазвитая системная политика по внедрению региона на туристский рынок. В условиях постоянно растущей конкуренции, со стороны республики не осуществлялось каких-либо координированных усилий по улучшению туристского имиджа региона. Сейчас Крым ассоциируется с «дорогим и некачественным сервисом», «местом для отдыха дикарями». Реклама крымских отелей малочисленна в российском информационном пространстве. Туристское и экскурсионное обслуживание в Крыму осуществляют 608 субъектов предпринимательства, в т. ч. 190 туроператоров. Почти 90 % туристских предприятий сосредоточено в пяти крымских городах − Симферополе и главных курортных центрах − Ялте, Евпатории, Феодосии и Алуште [3].
  3. Нехватка квалифицированного персонала, как в гостиничной индустрии, так и в сопутствующих отраслях. Одной из важнейших проблем отрасли туризма является недостаток кадров, который возник в результате ярко выраженной сезонностью рынка. Работа в гостиничной индустрии многими воспринимается как разовая, сезонная, двух-трех месячная подработка, а не как полноценная профессия, что оставляет след на качество персонала. В советское время санаторно-курортные услуги продавались централизованно, через государственные предприятия; сейчас этот рынок практически исчез, что обуславливает сужение высокого сезона до двух-трех месяцев из-за привязки к пляжному сезону.
  4. Большой по объему «теневой» сектор сдачи жилья в аренду отдыхающим. Это затрудняет работу официально зарегистрированным средствам размещения и лишает их части дохода, имеет более низкие показатели уровня обслуживания по сравнению с легальными средствами размещения, способствует повышению количества недовольных уровнем сервиса.
  5. Неудовлетворительное состояние развлекательного сектора, некачественное составление экскурсионного турпродукта. Важным источником дополнительного дохода для средств размещения традиционно служит комиссия от продажи экскурсионного и другого турпродукта, предлагаемого различными участниками рынка. В Республике Крым пока крайне слабо развит кросс-маркетинг гостиниц и других игроков туристского рынка.

На наш взгляд, для обеспечения комфортного отдыха в Республике Крым требуется развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей перевозку пассажиров как на междугородних маршрутах, при путешествии к месту отдыха, так и на отдыхе, непосредственно на полуострове; до строительства моста порт Кавказ-порт Крым (2018 г.) путешественники будут добираться до Крыма авиатранспортом (при этом необходимо учесть возможности аэропорта «Симферополь», улучшение его инфраструктуры и пропускной способности, наличие необходимого авиапарка), железнодорожным транспортом (в подавляющем большинстве случаев минуя территорию Украины, проведя в пути около 45 часов и используя паромную переправу) и автотранспортом через паромную переправу (время ожидания переправы в августе 2014 г. составляло до 38 часов) [2]; внутренний транспорт Республики Крым требует развития, расширения автопарка и увеличения числа рейсов в период курортного сезона и праздничного отдыха, улучшения состояния дорожного покрытия, развития водного транспорта как регулярного сообщения (в настоящее время водный, морской транспорт используется практически только как дорогой экскурсионный транспорт); расширения использования вертолетного транспорта, строительства фуникулеров.

Следует отметить, что в соответствии с определенной «традицией», сложившейся на территории Республики Крым еще за годы советской власти, основная часть территории пляжей является недосягаемой для местных жителей и гостей курорта, находится на территории крупных санаториев, пансионатов или является частными; прибрежная зона ограждена заборами, зона городских пляжей крайне незначительна по сравнению с масштабами численности отдыхающих. Необходимо решить эту проблему и обеспечить доступ к прибрежной зоне как общенародному достоянию, обеспечивающему, в том числе, комфортный отдых. По состоянию на 1 апреля 2014 г. на территории республики насчитывается 560 пляжей, из которых по функциональному назначению 69 являются лечебными (пляжи санаториев), 58 — оздоровительными (пляжи других лечебно-оздоровительных учреждений), 71 — детскими (пляжи детских оздоровительных учреждений), 332 — пляжами общего назначения, функциональное назначение 30 пляжей в настоящее время определяется. Наибольшее количество пляжей расположено в Ялтинском регионе — 123, Евпаторийском регионе — 96, Алуштинском регионе — 87, Феодосийском регионе — 77. В 2013 году на территории республики 10 пляжей получили сертификаты «Голубой флаг» Фонда экологического образования (FEE), тем самым подтвердив соответствие международным требованиям безопасного и комфортного отдыха [2].

За последние десятилетия в Республике Крым сложилось достаточно скептическое отношение к соблюдению трудового законодательства, в том числе и в сфере туристской индустрии; значительная часть рабочей силы набирается на условиях временного найма (что обусловлено низкими показателями заполняемости коллективных средств размещения в межсезонье) и не обладает достаточной квалификацией; размер заработной платы в значительной части случаев, особенно у работодателей физических лиц − предпринимателей, находится ниже уровня минимального размера заработной платы, что не способствует качественному оказанию услуг.

Мы считаем, что необходимо развитие различного вида туризма — туристских походов, морских круизов, пляжного отдыха, познавательных экскурсионных поездок по историческим и культурным центрам Крыма (начиная со стоянок первобытного человека, римских и средневековых крепостей, памятников Крымско-татарского ханства до памятников культуры и истории XVIII-XX веков).

К приоритетным видам рекреации и туризма в Республике Крым можно отнести: санаторно-курортное лечение; массовый летний отдых; экскурсионный туризм; экологический туризм; активные виды горного туризма; активные виды водного туризма; конгрессный и деловой туризм; круизный туризм; фестивальный и событийный туризм; этнографический туризм; сельский туризм; специализированные виды туризма.

С целью продвижения санаторно-курортных услуг как основного показателя роста в межсезонье, необходимо:

‒ классифицированное внедрение санаторно-курортных услуг республики, с упором на особенность природно-климатических условий, а также наличие надлежащей инфраструктуры;

‒ снабдить получение санаторно-курортного лечения по невысоким ценам вне пика «высокого сезона» (апрель-май и сентябрь-октябрь);

‒ образовать централизованные ведомственные закупки путевок в санатории Крыма для распределения по сотрудникам государственных компаний.

Для повышения осведомлённости туристских агентств о возможностях региона:

‒ необходимо организовывать рекламно-информационные туры в межсезонье для сотрудников туристских агентств, как это, практикуется в Турции и других странах, зарабатывающих на туризме;

‒ желательно провести выездные семинары для персонала ведущих российских туроператоров с целью ознакомления со всеми туристскими ресурсами Крыма и увеличение репутации дестинации как «места для отдыха дикарем»;

‒ следует создать единую базу объектов размещения в Крыму с возможностью поиска по интересующим параметрам.

Проведение имиджевой рекламной кампании Крыма как туристской дестинации должно осуществляться по примеру Турции, Египта, Кипра, Болгарии и пр. стран. Перед тем как провести кампанию необходимо разработать туристский бренд республики, для повышения эффективности кампании.

Проведенный анализ показал, что после присоединения Республики Крым к России снизился турпоток, большая часть туристской инфраструктуры Крыма не соответствует современным требованиям и нуждается в срочной модернизации. Эти проблемы связаны, преимущественно, с отсутствием инвестиций в развитие полуострова.

Таким образом, основные проблемы туристской отрасли Крыма можно систематизировать следующим образом:

  1. Неудовлетворительное состояние транспортной инфраструктуры: прежде всего это — затрудненное транспортное сообщение с Россией из-за нестабильности работы Керченской паромной переправы, также устаревание единственного пассажирского аэропорта Крыма «Симферополь», который не отвечает современным международным стандартам и нуждается в реконструкции.
  2. В сфере размещения наблюдается низкое качество обслуживания в соответствии общепринятым нормам и ожиданиям туристов как из-за недостаточного объема инвестиций в легальные средства размещения, так и за счет существования большого «теневого» рынка сдачи жилья в аренду для отдыхающих.
  3. Неразвита информационная инфраструктура: отсутствие обозначений и указателей на основных туристских маршрутах; неприспособленность городских навигационных указателей к нуждам туристов.
  4. Неудовлетворительное состояние пляжей: отсутствие сервисной инфраструктуры на пляжах, их не обустроенность; загрязнённость.

В заключение следует отметить, что туристская отрасль Крыма — одна из наиболее привлекательных в регионе и стране, следовательно, в настоящее время главной целью страны должна стать разработка мероприятий для развития туристских услуг в регионе и обеспечения устойчивого притока туристов в Республику Крым.

Литература:

  1. Курортно-туристический регион: современное состояние и перспективы развития (на примере Автономной Республики Крым) // СибАК. URL: http://sibac.info/conf/econom/xxiii/32187 (дата обращения: 25.04.2016).
  2. Республика Крым // Федеральное агентство по туризму. URL: http://russiatourism.ru/regions/?fedokr=104&freg=114 (дата обращения: 27.04.2016).
  3. Аналитическая справка об итогах работы предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса Республики Крым за 2014 г. // Министерство курортов и туризма Республики Крым. URL: http://mtur.rk.gov.ru /rus /file/ Analiticheskaya_spravka_ob_itogah_raboti_predpriyatiy_sanatorno_kurortnogo_i_turistskogo_kompleksa_Respubliki_Krim_za_2014 (дата обращения: 27.04.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle