Библиографическое описание:

Хижняк А. С. Проблема современного радикального направления феминизма // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1328-1331.



Что представляет современный человек, размышляя о феминизме? Женщин, активно выступающих за политическое равноправие, бунтарок, скандирующих «личное — это политическое, возможно даже радикальных воительниц, утверждающих, что мужчин нужно уничтожить. Существуют разные мнения на этот счет, и такое многообразие представлений о феминизме на сегодняшний день вполне обосновано.

Считается, что феминизм достиг своего расцвета еще в 1960–1970х годах, когда был единым течением с четко обозначенными целями и устремлениями. Успех первой и второй волны этого движения повлек за собой значительные позитивные перемены в жизни женщины, их массовый выход на рынок труда, обретение нового статуса в обществе и возможности предстать в новых для себя социальных ролях. Но это лишь одна из сторон феномена, к которой можно отнести либеральные и марксистские идеи феминизма.

Другое его направление — радикальное, порожденное третьей волной феминизма. Примерно с 1990х годов феминистское движение стало приобретать иной, своего рода, экстремистский окрас. Идеи равенства плавно ушли на второй план, феминистки заговорили о различии, о своем превосходстве над мужским полом. Общие положения радикальной теории сводятся к тому, что только лишь социальные изменения не помогут решить проблему дискриминации женщин. Нужно разрушить классические представления о понятии пола, гендера, традиционной семьи, только тогда возможно преодоление сложившейся системы угнетения. Эти идеи повлекли за собой раскол движения, расхождение взглядов феминисток по ряду концептуальных вопросов, таких как сексуальность, идентичность, борьба с патриархатом. К единству их мнение не пришло до сих пор, феминизм окончательно обозначил себя как плюралистическое явление. И сейчас, одна из главных проблем, как теоретического направления феминизма, так и практического, заключается в неопределенности понятий, отсутствии конкретных целей и задач.

Следует отметить, что радикальное направление, как и феминизм в целом, не едино в своем роде, делится на множество видов. Выделяют две, по сути, главные формы радикального феминизма: радикально-либертарный и радикально-культурный.

Радкально-либертарные феминистки полагают, что гендер — это социальное понятие, отделённое от пола. Патриархальное общество доминирования устанавливает контроль над женщинами, формируя собственные гендерные рамки. Таким образом, сложившаяся система доминирования мужчин, а не отдельно взятые представители мужского пола, является главным угнетателем. Радикально-либертарные феминистки выступают за кардинальные изменения института семьи, стирание грани между отцовством и материнством, дабы разрушить сложившиеся стереотипы об обязанностях женщин в плане воспитания детей.

Одна из теорий радикально-либертарного феминизма — «Диалектика Пола» Суламифь Файерстоун, основательницы группы «Радикальные женщины Нью-Йорка». Она утверждала, что причина женского подчинения мужчинам кроется в их репродуктивных ролях. Как говорила Файерстоун — единственно возможный способ победить систему угнетения — это замена естественного размножения на искусственное. Таким образом, система биологически нуклеарной семьи разрушится, а дети будут воспитываться коллективно всем обществом. Благодаря этому наличие «маскулинных» и «феминных» функций отныне не будет больше строго отождествляться с мужским и женским полом соответственно. В какой-то степени с Суламифь Файерстоун можно согласиться, искусственное размножение разрешило бы большинство гендерных противоречий, так как, действительно, их основная причина кроется в привязке женщины к ее материнским функциям. Но сейчас, на современном этапе, реализация этой идеи представляется фантастической, общество не готово рушить традиционные институты и только учится приспосабливаться к постоянно меняющемуся миру.

Еще одна идея радикального-либертарного феминизма, изложенная в книге «Диалектика пола», принадлежит Кейт Миллет — американской феминистке, художнице и писательнице. Угнетение женщин, по мнению Миллет, зависит от восприятия пола в сложившихся условиях общества патриархата. Для того, чтобы женщины оставались угнетенными, патриархат использует насилие и террор как основные инструменты. Так как взаимоотношения мужчины и женщины являются ключевыми для всех человеческих отношений, понятие пола будет являться и политическим.

Кейт Миллет отстаивала идею андрогинного общества, но только в том случае, если характерные особенности как мужчин будут включаться в андрогинного человека в равной степени.

Второе направление радикального феминизма — радикально-культурное. Сторонники этого течения отстаивают тезис, что гетеросексуальность является причиной доминирования мужчин над женщинами, порождает сексуальное и психологическое насилие. Исходя из этого, если женщина хочет быть полностью свободной, то должна прекратить всякую связь между женщинами и мужчинами, будь то физическая либо духовная. Культурные феминистки считают, что западная философия и культурные традиции опираются на идею мужского доминирования, так как центр в их концепциях — независимый мужской субъект, стремящийся к выгоде и власти. Политика — мужская сфера, поэтому радикально-культурные феминистки подчеркивают свое невмешательство в эту область. Таким образом, они выступают за создание определенной контркультуры, состоящей из собственных традиций, общественных институтов, отличных от патриархальных.

Одна из самых ярких культурно-радикальных феминисток — философ американского происхождения Мэри Дейли. Она утверждала, что мужчин нужно уничтожить, если не полностью, то хотя бы частично. Исходя из этого, её теорию часто называют фемино-фашистской:

«Если жизнь на этой планете собирается сохраниться, то необходимо провести дезактивацию земли. Я думаю, это будет соответствовать целям эволюции — резкое уменьшение численности мужчин»

В своих работах Мэри Дейли утверждает, что общество будущего должно опираться на принципы женственности. Для этого женщинам нужно объединиться для борьбы с мужчинами независимо от возраста классовой, расовой и национальной принадлежностей. Если полностью избавиться от мужчин не получится, нужно попытаться построить ограниченную от мужской собственную женскую цивилизацию. Для Мэри Дейли существует два типа женщин: это подчиняющиеся приказам мужчин «женороботы» («крашеные птицы», «живые мертвецы») и Новая Раса Яростных Женщин, которые борются со смертельной системой патриархата. Такие женщины обязаны отпугивать мужчин своим видом, для их обозначения вводится понятие Girlilla, т. е. смесь гориллы с девушкой. Цель жизни новых женщин — счастье и свобода, а не рождение детей, это за них сделает наука.

Несмотря на то, что эти радикальные идеи связывают с фашизмом, они получают широкое распространение на популярных интернет-порталах как западных, так и отечественных исследовательских центров гендерной проблематики. Примером может послужить портал Тверского центра женской истории и гендерных исследований, спонсируемый Фондом Форда, онлайн-библиотека «Открытого Общества» Джорджа Сороса, сайт гендерных исследований в Новосибирске, оплачиваемый американским Фондом Макартуров. Можно сделать вывод, что многие российские исследования данной проблематики спонсируются западными фондами, это можно было бы считать безусловным плюсом, если бы с ними в наше общество не проникали самые радикальные идеи, а таких на Западе достаточно много. Например, в современных американских словарях феминизма («A Feminist Dictionary», ed. Kramarae and Treichler, Pandora Press, 1985), можно встретить следующие определения:

— Потенциальный насильник — любой представитель мужского пола, достигший половой зрелости. Термин впервые употребили студентки Мэpиленда, расклеившие по всемy yнивеpситетy списки потенциальных насильников. В них были включены все мужчины — преподаватели и студенты.

— Зрительный контакт чрезмерный — одна из форм сексуального домогательства. Термин обрел популярность после того, как в 1994 в Торонто студентка подала в суд на преподавателя, который, как ей показалось, слишком долго смотрел на неё во время занятий. Суд обязал мужчину выплатить студентке компенсацию в размере 200 тыс. канадских долларов.

Еще одна теория, которую можно отнести к радикально-культурному феминизму — киберфеминизм. Это направление основывается на исследованиях киберпространства, интернета и информационных технологий, которые рассматриваются как средство для устранения понятий пола и гендера, а также для совершенствования человеческих возможностей. Истоком направления киберфеминизма считают опубликованное в 1985 году эссе американского биолога и философа, феминистки Донны Харауэй «Манифест Киборгов». Манифест провозгласил, что женщины станут свободными лишь тогда, когда станут постгендерными монстрами, вирусами, изображениями. С начала 2000-х годов термин «киберфеминизм» стал терять свою популярность. Но ряд исследователей считает, что киберфеминистское направление продолжает существовать и по сей день в виде новых форм, таких как женские онлайн-сообщества в блогосфере и социальных сетях.

Этому есть подтверждение, так как в России на сегодняшний день радикальный феминизм проявляет себя в основном в такой фан-форме. Чаще всего это группы в социальных сетях, в которых описываются не всегда правдивые истории жертв изнасилования, критикуется современная реклама, излагается суть концепций западных авторов. Существуют и сообщества феминисток, например «Российская феминистская организация ОНА». Какие-то практические идеи в работе организации, как и ее теоретическую базу, выделить сложно, хоть и на ее базе проводятся различные площадки и форумы, устраиваются перформансы и акции.

Но, стоит отметить, что как в России, так и за рубежом остался и другой феминизм, энергия которого направлена решать реальные проблемы, например рабства и торговли женщинами, присутствующие в основном на территории стран Азии, Африки и Латинской Америки. Поэтому нельзя сказать, что «третья волна», полностью уничтожила феминизм, но мало кто поспорит с тем, что сейчас движение полностью дезорганизовано. Феминизм не разработал какую-то общую теорию, не создал реально действующие механизмы, которые разрешали бы гендерные противоречия. Единственная идея, которая могла бы помочь — замена естественного размножения искусственным, на сегодняшний день является утопией. Так что судьба женского движения еще не предрешена, каким оно окажется в будущем для многих остается загадкой, и нам лишь остается ждать, какой следующий сюрприз преподнесет нам феминизм.

Литература:

  1. Кейт Миллет. Политика пола // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2008/4/mi25html (дата обращения: 07.04.2016).
  2. Никонов А. П. Конец феминизма. Чем женщина отличается от человека. — М.: НЦ ЭНАС, 2005.
  3. Объединение и движение // РФО «Она». URL: http://ona.org.ru/movement (дата обращения: 13.04.2016)
  4. Смеюха В. В. ЖЕНСКИЕ СЕТЕВЫЕ ЖУРНАЛЫ: ТЕОРЕТИКО-ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. — 2011. — № 4. — С..
  5. Суламифь Файерстоун. Диалектика пола. // LIVEJOURNAL. URL: http://the-r-world.livejournal.com/120020.html (дата обращения: 11.04.2016)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle