Библиографическое описание:

Журова В. А. Особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1120-1122.



Постоянные изменения в общественной жизни устанавливают потребность развития личностей, способных думать и действовать по-новому. Потому, образовательным учреждениям необходимо формировать у растущего поколения возможности творческого характера, а в связи с этим, необходимо улучшение процесса обучения и воспитания, в основе которого должны быть положены психологические закономерности системы познавательного процесса.

В работах таких ученых как С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, В. А. Крутетский и др., показано, что воображение — это условие успешного овладения ребенком новой информацией, творческих изменений его умений, самостоятельного развития его личности. Таким образом, воображение оказывает непосредственное влияние на успешность процесса обучения и воспитания.

Посредством воображения сознание человека отражает окружающий мир. Поэтому в психологии воображение рассматривается, прежде всего, как психический процесс (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, В. Г. Казаков, Л. Л. Кондратьева). А. Г. Маклаков считал, что воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений [3].

Одним из важных моментов в исследованиях, посвященных воображению, является выяснение роли данного процесса в познании. Будучи тесно связанным как с чувственным, так и с опосредованным познанием воображение практически вплетается во все познавательные процессы, выступая в качестве интегративной функции. Как писал Л. С. Выготский: «Воображение надо рассматривать, как более сложную форму психической деятельности, которая является реальным объединением нескольких функций в их своеобразных отношениях» [1].

Существенное значение в развитии и функционировании воображения имеет речь. Исследованию роли речи в процессе становления воображения всегда отводилось должное место в работах отечественных психологов (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Рузская). Отмечается, что мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоением речи. Дети, речевое развитие которых идет с отклонениями от нормы, оказываются с чрезвычайно бедными формами воображения.

Л. С. Выготский считал освоение речи новой ступенью в развитии воображения. Поскольку речь ребенка направлена на обобщение его практического опыта и содействует созданию у него представлений о предметах, уровень ее сформированности напрямую связан с уровнем воображения. По наблюдениям Л. С. Выготского, задержки речевого развития всегда приводят к недоразвитию воображения ребенка.

Посредством речи у ребенка формируются и фиксируются представления о предметах, а так же есть способность воображать то, чего он никогда не видел, думать о каком-либо предмете и изменять его в своих мыслях. Даже то, что не соответствует реальному восприятию ребенка, он способен выразить словами, что позволяет без затруднений использовать впечатления, которые были образованы с помощью слов и ими же были выражены. Это дает основания считать, что, наряду с мышлением, именно речь является важнейшим инструментом воображения.

Сенситивным периодом для воображения является старший дошкольный возраст, поскольку именно на этом этапе развития ребенка активизируется воссоздающее, а после творческое воображение ребенка. Игровая деятельность старших дошкольников характеризуется бурной работой воображения, но в этом возрасте внимание дошкольников привлекают и занятия творческой деятельность, которая также не обходится без воображения.

Некоторыми отличиями характеризуется воображение детей, имеющих речевые дефекты. Нарушения одного из главных средств общения — речи, приводят к неточности представлений о предметах, недостаточности закрепления и обобщения практического опыта ребенка в слове, из-за чего происходит запоздалое формирование понятий. Чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов [2].

ОНР — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда).

Причинами общего недоразвития речи (ОНР) являются различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз), так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка.

Различная природа речевого дефекта находит выражение в различном соотношении первичных и вторичных отклонений в развитии речи; она также определяет те компенсаторные возможности ребенка, на которые опирается специальное обучение.

Современные специалисты (С. П. Кондрашов, С. В. Дьякова, О. М. Дьяченко, В. П. Глухов и др.) выделяют специфические особенности воображения у детей с ОНР:

  1. снижение мотивации в деятельности;
  2. снижение познавательных интересов;
  3. бедный запас общих сведений об окружающем мире;
  4. отсутствие целенаправленности в деятельности;
  5. несформированность операционных компонентов;
  6. сложность в создании воображаемой ситуации;
  7. недостаточную точность предметных образов — представлений;
  8. непрочность связей между зрительной и вербальной сферами;
  9. недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы.

Для выявления особенностей воображения и уровня его сформированности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи было проведено экспериментальное исследование на базе образовательного учреждения дошкольной ступени с детьми подготовительной группы, для которого мы отобрали четыре методики с учетом возрастных и психологических особенностей старших дошкольников с ОНР.

Методика 1. «На что это похоже?».

Методика 2. «Настроение».

Методика 3. «Плохое и хорошее».

Методика 4. «День рождение у куклы Маши».

Данные методики соответствуют возможностям детей, носят игровой характер, позволяют выявить уровень развития воображения, а так же оценить оригинальность и гибкость мышления. Методики апробированы и соответствуют целям и задачам исследования.

С целью выявления особенностей воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи было обследовано 6 детей с нормальным речевым развитием и 6 детей с ОНР.

В результате обследования детей с нормальным речевым развитием было установлено, что в норме воображение детей старшего дошкольного возраста характеризуется наличием:

− устойчивого познавательного интереса;

− произвольного воображения;

− таких психических образований, как производительность, внутренний план действий, рефлексия;

− целенаправленности, устойчивости замыслов;

− наглядности, динамичности и эмоциональной окрашенности образов воображения;

− творческой переработки представлений.

Для анализа полученных данных и более точного определения уровня сформированности воображения у старших дошкольников с ОНР, опираясь на параметры нормы воображения и полученные данные, нами были выделены следующие уровни правильности выполнения заданий детьми с ОНР:

Высокий уровень — результаты близкие к норме, задания выполнены правильно и самостоятельно.

Средний уровень — задания выполнены правильно, но с помощью взрослого.

Низкий уровень — задания не выполнены.

29,2 % старших дошкольников с ОНР выполнили предложенные задания на высоком уровне, приближенного к норме. Этим детям не требовалось повторение инструкции, поскольку они понимали ее с первого раза, предлагаемые задания выполнялись быстро и с первого раза, без грубых ошибок или с незначительными неточностями. Отмечался интерес к заданиям, активность и самостоятельность, в некоторых случаях работы сопровождалась комментариями. 45,8 % старших дошкольников с ОНР выполнили предложенные задания на среднем уровне, эти дети так же понимали инструкцию с первого раза, но выполнение заданий требовало больше времени, а так же помощи взрослого, отмечалась низкая активность и работоспособность. 25 % старших дошкольников с ОНР показали низкие результаты, им требовалось неоднократное повторение инструкций, значительно большее количество времени на выполнение заданий методик, отмечались грубые ошибки. Дети этой группы были несамостоятельны, малоактивны, неконтактны. Словесные комментарии во время работы отсутствовали, отмечались эхолалии.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что при общем недоразвитии речи отмечается неточность представлений о предметах и явлениях, практический опыт этих детей не в полной мере оказывается закреплен и обобщен в слове, что приводит к отставанию процесса формирования понятий. При выполнении предложенных заданий у старших дошкольников с ОНР наблюдается неспособность преобразовывать готовые образы и создавать на их основе новые.

Рисунки обследуемых детей не отличаются разнообразием содержания, рисование по замыслу для них не возможно, а при создании нового рисунка они испытывают затруднения.

Также было отмечено, что при ОНР воссоздающее воображение более сохранно в отличие от творческого, поскольку именно при выполнении творческих заданий дети сталкиваются с наибольшими трудностям.

Творчество и эмоции находятся в тесной взаимосвязи, поэтому из-за речевого дефекта, старшие дошкольники с ОНР показали низкие результаты в ходе обследования эмоциональной сферы: они испытывают сложности при дифференциации эмоций, а их речь отличает малая выразительность.

Таким образом, результаты обследования старших дошкольников с ОНР доказывают отставание и качественное своеобразие воображения при ОНР в отличие от нормы речевого развития.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — М.: Союз, 2006. — 224 с.
  2. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Логопсихология. — М.: Академия, 2008. — 320c.
  3. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2013. — 592 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle