Библиографическое описание:

Сейтвелиева Э. Э. Условия развития координации у детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1179-1181.



This article contains material on the development of motor coordination and coordination abilities of children of preschool age. More detailed conditions for the development of co-ordination of the senior preschool children the movements in the immediate educational activities.

Keywords: coordination, physical education, the terms of the coordination of development.

Актуальность исследования. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в физическом развитии ребенка. Именно в это время интенсивно формируется и происходит становление важнейших систем организма.

В настоящее время среди специалистов в области дошкольной педагогики, психологии, физического воспитания широко изучаются и обсуждаются вопросы развития координации движений детей дошкольного возраста.Их развитие является одной из важных задач физического воспитания ребенка в дошкольном детстве.

Изучив данную проблему, а также то, что двигательная координация являются одним из важных компонентов физической подготовки детей старшего дошкольного возрастa, возникла необходимость более углубленного и подробного изучения условий, влияющих на развитие координации движений детей дошкольного возраста [3, с.188].

Анализ литературы. Вопросом развития координационных способностей у детей занимались и занимаются многие научные и практические работники: кандидат педагогических наук В. И. Лях; aспирант Н. Панфилова; профессор В. А. Булкин; отечественный психофизиолог Н. А. Берштейн; кандидат биологических наук А. В. Курганский; доктор педагогических наук, Л. Д. Назаренко.

Целью статьи являются педагогические условия развития координации движений у детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности.

Для более детального рассмотрения данного вопроса, необходимо раскрыть определение понятий координации движений и координационных способностей.

Для определения понятия «координационные способности» необходимо знать термин «координация».

Слово «координация» латинского происхождения. Оно означает согласование, сочетание, приведение в порядок, в соответствие [5, с.47].

Координация движения — точное согласование в работе всех отдельных мышц, входящих в состав нашего телa, согласование, ведущее к тому, что все наши движения становятся гладкими, пластичными, размеренными, экономными и не обнаруживают признаков механической борьбы противоположно действующих aнтагонистических мышц (Л. А. Орбели) [2, с.78].

Одной из главных задaч физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями. Так как значительное воздействие обеспечивают двигательно-координационные способности, которые одновременно оказывают существенное влияние и на умственное развитие ребенка.

Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить двигательные акты; во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних действий к другим в соответствии с требованиями изменяющихся условий.

Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, a именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое в соответствии с поставленной задачей [1, с.112–113].

Дошкольный возраст характеризуется активным развитием координационных способностей, что обусловлено естественным ростом ребенка и соответствующим развитием систем и функций его организмa.

Координационные способности рассматривают как ведущую функцию моторного развития детей дошкольного возраста. Как считает Е. Н. Вавилова и Э. С. Вильчковский, в старшем дошкольном возрасте начинают активно проявляется координационные способности. Но для их совершенствования важно вводить в содержание двигательной деятельности детей упражнения, сложные сочетания движений и необычные условия их проявления [6, с.96–97].

Выделяют следующие педагогические условия развития координации движений у детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности:

 учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;

 эмоциональный комфорт для каждого ребенка;

 использование разнообразных целенаправленных методов и форм развития физических качеств;

 создание предметно-развивающей среды.

1. Учет индивидуальных ивозрастных особенностей детей. Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, а позже К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и другие. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному.Индивидуальный подход при обучении ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников требует, чтобы содержание, формы и методы организации их деятельности не оставались неизменными на разных возрастных этапах. В соответствии с этим принципом должны учитываться темперамент, характер, способности и интересы, мысли, мечты и переживания воспитанников. Не менее важно учитывать их половозрастные особенности.

2.Эмоциональный комфорт является жизненно важным для ребенка на каждом этапе его развития, от него зависит восприятие ребенком окружающего мира и его психическое здоровье в целом.В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста [А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, И. Ю. Ильина, Г. А. Свердлова, Е. П. Арнаутова и др.] устойчиво положительное,комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое,являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками [4, с.89–90].

3. Для планирования средств, методов и осуществления целенаправленной работы по воспитанию координационных способностей у дошкольников 5–6 лет необходимо учитывать возрастные особенности формирования организма детей, закономерности и этапы развития высшей нервной деятельности, вегетативной и мышечной систем, а также их взаимодействие в процессе занятий физическими упражнениями. С учетом этого определены основные средства и методы воспитания координационных способностей у дошкольников 5–6 лет. Способность выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности формируется практически во всех упражнениях, применяя методический прием: рассказ и показ детям — что значит свободно, не напряженно, легко.

При этом нужно ориентировать детей на предметное мышление, подражание животным и т. п. Наряду с повторным методом, используемым для воспитания координационных способностей у детей 5–6 лет, актуальным является игровой метод, поскольку ведущим видом деятельности для детей этого возраста является игра. Использование игрового метода в процессе воспитания координационных способностей предусматривает включение в образовательную деятельность дошкольника разнообразных сюжетных, подвижных, музыкальных игр, игр со спортивной направленностью [2, с.137].

4. Создание предметно-развивающей среды. Под физкультурно-игровой средой мы понимаем обеспечение тесного взаимодействия в пространстве дошкольного образовательного учреждения всех видов двигательной активности, соответствующих возрасту детей, направленных на воспитание координационных способностей. Создавая физкультурно-игровую среду, направленную на воспитание координационных способностей детей 5–6 лет в образовательном пространстве ДОУ, особое внимание мы уделили методическим аспектам проведения различных форм физкультурных занятий [1, с.88].

Литература:

  1. Грохольский Г. Г. Двигательная активность детей дошкольного возраста: Метод. Рекомендации, АФВ и СРБ. — Мн, 1992.
  2. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М.: Педагогика, 1991.
  3. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. — М.: Просвещение, 1978г.- С.56
  4. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. — М.: Издательский центр «Академия» 2001.
  5. Шебеко В. Н. и др. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. Учебное пособие. — 3-ие изд., перераб и доп. — М.: «Академия», 1998.
  6. Шишкина В. А. Движение + движения: Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1992.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle