Библиографическое описание:

Кудрявцев В. В., Тарлыга Е. Р., Пономарев С. В. Пассажирские авиаперевозки на Дальнем Востоке // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 611-614.



Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя свыше 120 тыс. км железных дорог, 1 млн км автомобильных дорог, 230 тыс. км магистральных трубопроводов, 100 тыс. км речных судоходных путей. Пассажирооборот транспорта общего пользования в 2014 году составил 554 млрд. пассажиро-километров, из них на воздушный транспорт пришлось 44 %, автобусный — 23 %, железнодорожный — 23 %, метрополитен — 9 %. Устойчивой тенденцией последних лет является повышение доли воздушного транспорта в пассажирообороте (рост по сравнению с 2000 годом почти в 3 раза) и снижение доли железнодорожного транспорта.

Из данных приведенных ранее отчетливо видно, как велико значение воздушного транспорта в России.

ДВФО включает в себя 9 субъектов федерации: Амурская область, Еврейская автономная область, Камчатский край, Магаданская область, Приморский край, Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Хабаровский край, Чукотский автономный округ.

Воздушный транспорт на Дальнем Востоке имеет огромное значение. Для некоторых субъектов ДВФО осуществление перевозок за пределы их территории возможно только посредством воздушного транспорта, это Магаданская область, Чукотский АО и Камчатский край. Площадь Дальнего Востока составляет 36 % от общей площади страны, для сравнения площадь эта равна площади Великобритании, Франции, Финляндии, Испании, Италии, Норвегии, Польши, Германии, Белоруссии, Украины вместе взятых.

Считаем необходимым рассмотреть проблемы воздушных сообщений из столиц субъектов ДВ в центральную часть России.

Недавно компания Трансаэро была объявлена банкротом, в связи с чем появились трудности с перевозками на ДВ. Правительство поручило разобраться с данной проблемой Минтрансу и Минвостокразвитию совместно с крупными авиакомпаниями России.

Проведем небольшое исследование по ценам на основные направления из субъектов ДВ в центральную часть России на данный момент.

В среднем авиаперелёт из административного округа субъекта ДВ обойдется в 12 тысяч рублей в один конец по тарифу Невозвратный билет. Стоимость билета можно вернуть только в случае болезни пассажира, что нужно подтвердить документально.

Рассматривая тарифы по возвратным билетам с удержанием некоторой суммы денег от стоимости билета, можно сказать, что они будут на 8–11 тысяч дороже невозвратного билета.

Билеты по выгодным тарифам нужно покупать заранее, так как за 2–3 недели до вылета билетов не остается. То есть каждому дальневосточнику нужно планировать свой перелет заранее, что не каждый может сделать. В противном случае он будет вынужден будет купить билет в бизнес класс где стоимость билета может доходить до 100 тысяч и более в один конец.

Стоимость на авиабилеты по международным направлениям с Дальнего Востока сильно варьируется. Для сравнения возьмем ближайших наших соседей и жаркие страны в которые мы ездим отдыхать из Хабаровска. Стоимость билетов будем рассматривать по маршруту туда-обратно.

Таблица 1

Направление

Стоимость

Пекин

27500

Токио

46600

Сеул

20860

Бангкок

51000

Хошимин

61000

Данные приведенные мною показывают насколько дорогие авиабилеты с Дальнего Востока. Для сравнения с Москвы до Хошимина и Бангкока можно долететь за 30 тысяч рублей. Проблема высоких цен на авиаперевозки очень давно стоит на Дальнем Востоке.

Однако стоит отметить, что с 16 марта 2016 года действуют субсидированные авиаперевозки для молодежи в возрасте до 23 лет и пенсионеров. Например, авиакомпания Аэрофлот предлагает долететь данной категории граждан с Дальнего Востока в Москву за 7–8 тысяч рублей в один конец.

Также почти у всех авиакомпаний действует бесплатный проезд для участников Великой Отечественной Войны.

Стоит упомянуть о пассажирских перевозках внутри самого федерального округа. Для примера взята компания Хабаровские авиалинии, осуществляющая постоянные перевозки пассажиров внутри региона. Проанализируем таблицу, приведенную ниже. Сразу бросается в глаза стоимость билета по маршруту Хабаровск — Охотск, что составляет 11 тысяч рублей. Из материала, изложенного раннее видно, что за эту сумму можно долететь до Москвы. Данный факт только еще раз свидетельствует о том, что проблемой авиаперевозок следует заняться очень детально.

Таблица 2

1

Хабаровск-Николаевск-на-Амуре

8 870,00

2

Хабаровск-Охотск

11 991,00

3

Николаевск-на-Амуре-Охотск

8 769,00

4

Хабаровск-Нелькан

11 488,00

5

Николаевск-на-Амуре-Нелькан

4 597,00

6

Хабаровск-Комсомольск-на-Амуре

4 199,00

7

Комсомольск-на-Амуре-Николаевск-на-Амуре

5 746,00

8

Хабаровск-Аян

11 292,00

9

Хабаровск-Чумикан

9 936,00

10

Хабаровск-Херпучи

8 053,00

Для решения вопроса авиаперевозок предлагаем несколько вариантов разрешения проблемы.

Создать на Дальнем Востоке авиакомпанию-лоукостер.

Главная особенность лоукостеров заключается в том, что все услуги авиапассажирам, обычно включенные в тариф, в этом случае предоставляются за отдельную плату. Если вы решили купить билет на лоукостер, то учтите, что вам придется отдельно оплатить багаж, услуги сотрудников аэропорта на стойке регистрации, выбор посадочного места в салоне самолета, питание и напитки на борту.

В России дешевым авиаперелетам было положено начало авиакомпанией SkyExpress, которая была основана в марте 2006 года генеральным директором «Красноярских Авиалиний» Борисом Абрамовичем, став первым в России низкобюджетным авиаперевозчиком. Первый рейс осуществлён на направлении Москва — Сочи 29 января 2007 года под флагом SkyExpress, однако, когда авиакомпания вошла в состав авиалиний Кубани, бюджетные перевозки прекратились.

В октябре 2013 года авиакомпания «Аэрофлот» зарегистрировала лоукостер «Добролёт». В августе 2014 года деятельность этой авиакомпании была приостановлена из-за санкций ЕС в отношении России. Позже, авиакомпания «Аэрофлот» зарегистрировала свой новый лоукостер под брендом «Победа», который на данный момент успешно осуществляет внутренние перевозки в Центральной части России.

Создание такой авиакомпании-лоукостера на ДВ помогло бы решить проблему высоких тарифов на воздушные перевозки.

На дальнем востоке с 1953 по 2009 года существовала авиакомпания Дальавиа. Дальавиа являлась крупнейшим перевозчиком на Дальнем Востоке.

История создания предприятия уходит в начало тридцатых годов двадцатого столетия, с его деятельностью напрямую связано становление гражданской авиации Дальнего Востока.

В 1929 году в Хабаровске (в районе нынешней улицы Запарина) был открыт гидропорт, обеспечивавший вылеты гидросамолетов. Летом летали на поплавках, а зимой на лыжах. К 1931 году сооружений гидропорта не хватало для обслуживания растущего спроса на авиаперевозки, и встала необходимость поиска места для строительства нового аэродрома. Так было положено начало освоения новых площадей под аэропорт Хабаровск.

Вместе с аэропортом, в январе 1963 вошли в Хабаровский объединенный авиаотряд. В 1950-е здесь эксплуатировались По-2, Ли-2, Ил-14. В январе 1958 поступили Ту-104, начавшие вскоре летать на трассах Хабаровск — Владивосток и Хабаровск — Петропавловск-Камчатский. В 1960-е поступили Ил-18 и Ан-24, в 1977 Ту-154 (первый рейс в Симферополь), в 1978 Ил-62М (Ленинград).

Самолёты Хабаровского ОАО летали на региональных и внутрисоюзных магистральных линиях, и с 1970 начали выполнять и международные чартерные рейсы — в Японию и КНДР.

С 1988-го года существенно расширяется география международных полетов — экипажи объединенного авиаотряда выполняли международные полеты из аэропорта Хабаровск в аэропорты Ниигата, Нагоя, Фукуока, Тояма, Сендай, Хакодате (Япония), Пхеньян (КНДР), Сан-Франциско, Анкордиж, Сиэтл (США), Сингапур, Харбин (Китай). Впервые в истории международных отношений между СССР и Южной Кореей выполнен авиарейс по маршруту Хабаровск — Сеул. На самолете Ту-154 были доставлены советские спортсмены — участники Олимпиады-88.

Однако к 2009 году обанкротилась. Создание такой крупной авиакомпании возможно только при значительной государственной поддержке, инвестиции измеряются в миллиардах рублей.

Также к решению проблемы авиаперевозок на Дальнем Востоке хочется добавить радикальные предложения. Например, начать использовать такой вид транспорта как дирижабль.

Дирижабль (от фр. dirigeable — управляемый) — летательный аппарат легче воздуха, представляющий собой комбинацию аэростата двигателем и системы управления ориентацией, благодаря которой дирижабль сможет двигаться в любом направлении независимо от направления воздушных потоков.

Перевозка больших негабаритных грузов, особенно в малонаселённых областях с неразвитой дорожной инфраструктурой. Слова почти 80-летней давности: «…В мире существует по крайней мере одна страна, где дирижабли могли развиваться и широко с пользой применяться. Это — Советский Союз с его обширной территорией, по большей части равнинной. Здесь, особенно на севере Сибири, огромные расстояния отделяют один населённый пункт от другого. Это осложняет строительство шоссейных и железных дорог. Зато метеорологические условия весьма благоприятны для полётов дирижаблей».

Слова эти сказаны в 1935 г. конструктором дирижаблей Умберто Нобиле. 80 лет прошло, а ничего не изменилось. Может быть, потому, что пока не использовали дирижабли и надо начинать хотя бы сейчас? Тем более что ученые выяснили, что на разных высотах потоки воздуха практически постоянны и дуют в различных направлениях, иногда даже в противоположных. Если сделать карту этих потоков на предполагаемом маршруте, то достаточно выбрать нужную высоту, и «высотный ветер» сам доставит аэростат в нужную точку. Топливо при этом потребуется лишь при наборе высоты, снижении и других манёврах.

На сегодняшний день мировую отрасль дирижаблестроения представляют около 100 компаний. Современные дирижабли лишены многих недостатков своих предшественников. Они заполняются отнюдь не водородом, как раньше, а пожаробезопасным гелием. Кроме этого, существенным усовершенствованиям подвергся сам корпус, то есть баллон, включая «обшивку» и несущую конструкцию. Для создания последней используют металлические фермы из авиационных сплавов. Саму оболочку делают из специальной ткани на основе лавсана. При покрытии применяется двуокись титана, в том числе делающая баллон почти абсолютно радиопрозрачным. Более того, высокотехнологичная сборка оболочки на основе спайки высокочастотными токами делает современный дирижабль судном с огромным ресурсом надежности и безопасности.

Мотоблок дирижабля может состоять из одного или нескольких двигателей — как электрических, так и дизельных. За счет маршевых двигателей аэростат движется в заданном направлении, а для управления и маневрирования, в том числе и в режиме зависания, используются рулевые двигатели. Направление вектора тяги свободно изменяется на вертикальное. Бортовые системы позволяют успешно пилотировать корабль как днем, так и ночью. Современному дирижаблю не страшны ни сильные ветры, ни опасность обледенения. Уровень развития средств навигации и пилотирования попросту отменил многие проблемы первой трети прошлого века, когда дирижабли и аэростаты получили впечатляющее, но непродолжительное развитие.

Самое широкое применение дирижаблей можно запустить на перевозках между регионами. Чаще всего это небольшие расстояния, которые дирижабли могут успешно преодолевать, при этом уменьшая стоимость данной перевозки в несколько раз. Как было изложено выше, данное устройство потребляет энергию в основном на этапе взлета, маневрирования и посадки. Сам полет идет с минимальными затратами ресурсов. Летный час стоит $150–200, а для самолета эти цифры ощутимо больше — от $400 до $1000.

Однако стоит отметить, что запуск такого нового направления, как перевозка грузов и людей с помощью дирижаблей будет крайне негативно воспринята авиа- и нефтеперерабатывающими компаниями, так как это создаст высокую конкуренцию на перевозки. Произойдет резкое снижение цен, упадет спрос на горючее.

В своей работе мы провели небольшое исследование по ценам на тарифы авиаперевозок, постарались кратко описать ситуацию с авиаперевозками на Дальнем Востоке и предложили выходы из сложившийся ситуации.

Дальний Восток — это регион, который располагается между территорией Центральной России, Европы и Азиатскими странами, быстро набирающими экономическую значимость в мире. Мы должны использовать эту возможность для развития своей экономики, прежде всего развития Дальнего Востока.

Литература:

  1. http://aeroflot.ru
  2. http://wikipedia.ru
  3. http://shkolazhizni.ru/computers/articles/63795/
  4. http://khabavia.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle