Библиографическое описание:

Шинкарёва Н. А., Карманова А. В. Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1210-1213.



В статье рассматривается опыт реализации педагогических условий развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе.

Ключевые слова: условия, педагогические условия, творческое воображение, дошкольник.

Необходимость развития творческого воображения детей дошкольного возраста неоднократно подчеркивалось многими исследователями, в частности, Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном и другими. Развитие творческого воображения во многом зависит условий жизни ребенка, воспитания, опыта [3,5].

Благодаря творческому воображению создаются новые образы, которые отличаются от образов, имеющихся в памяти. Именно поэтому творческое воображение выступает как активный познавательный процесс. Это означает, что развитие творческого воображения неотрывно связано с деятельностью.

В тоже время, исследований, раскрывающих педагогические условия развития творческого воображения в дошкольном возрасте, представлено недостаточно.

В психолого-педагогической литературе понятие «условия» определяется как совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на психическое развитие человека, его поведение, воспитание и обучение.

Понятие «педагогические условия» рассматривается в исследованиях В. И. Андреева, А. Я. Найна и других [1,4].

В целом выделяют несколько позиций относительно рассмотрения понятия «педагогические условия».

Согласно первой позиции, педагогические условия рассматриваются как совокупность каких-либо мер педагогического воздействия и возможности материально-пространственной среды, как комплекс содержания, методы и приемы обучения и воспитания, как совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и среды. Данная позиция отражена в работах В. И. Андреева, А. Я. Найна [1,4].

Согласно второй позиции, педагогические условия связаны с конструированием педагогической системы, компонентами которой они выступают. Данная позиция отражается в работах А. А. Володина [2].

Третья позиция раскрывает педагогические условия с точки зрения планомерной работы по уточнению закономерностей как устойчивых связей образовательного процесса, которые обеспечивают возможность и проверяемость результатов научно-педагогического исследования. Позиции этих и других исследователей относительно понятия «педагогические условия» позволяют выделить ряд положений, которые характерны для данного феномена:

  1. Условия выступают как основной элемент педагогической системы.
  2. Педагогические условия отражают совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, влияющих положительно или отрицательно на ее функционирование.
  3. В структуре педагогические условий присутствуют как внутренние, так и внешние элементы.
  4. Реализация правильно подобранных педагогических условий обеспечивает развитие и эффективность функционирования педагогической системы.

Таким образом, педагогические условия представляют собой один из компонентов педагогической системы, который отражает совокупность возможностей материальной и образовательной среды, воздействующих на личностные и процессуальные аспекты данной системы и обеспечивающих ее эффективное функционирование и развитие. Они отображают такие особенности построения педагогического процесса, процесса взаимодействия, которые обеспечивают его эффективность в формировании тех или иных свойств или качеств личности, развитии тех или иных аспектов деятельности.

Проанализировав подходы исследователей к проблеме развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, мы выделили следующие педагогические условия, влияющие на его развитие:

– стимулирование проявлений творческого воображения в процессе разных видов деятельности;

– применение разнообразных методов развития творческого воображения;

– формирование у родителей знаний и умений для развития творческого воображения детей в семье.

Нами была организована экспериментальная работа, направленная на реализацию данных условий. Мы разработали комплекс занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Ее задачами выступали:

  1. Стимулирование потребности в самовыражении.
  2. Обучение детей шестого года жизни основным приемам создания новых образов.
  3. Развитие спонтанности, рефлексии, проявление истинных чувств.
  4. Развитие символических преставлений.

Структура работы включала в себя три основных этапа.

Подготовительно-стимулирующий. Задачей этого этапа являлось стимулирование детей к проявлению фантазии и творчества, снятие эмоциональных зажимов, разрушение некоторых стереотипов.

На данном этапе на первых семи занятиях мы осуществляли погружение детей в мир творчества. Для этого мы показывали детям возможности создания новых образов посредством разных приемов, посредством использования разных материалов, посредством детализации конкретных образов.

Следующий этап — обучающий этап. На данном занятии мы формировали у детей умения создавать образы, способствовали развитию творческого воображения. Нами использовались в ходе занятий разные виды деятельности, разные виды заданий для развития творческого воображения.

На заключительном этапе мы осуществляли закрепление сформированных у детей умений и навыков по созданию разнообразных оригинальных образов, способствовали развитию эмоциональной сферы детей, свободы их самовыражения.

Структура занятий имела следующие составляющие:

  1. Настрой («разогрев»).
  2. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.
  3. Индивидуальная работа (разработка темы).
  1. 4.Этап вербализации (активизация вербальной-невербальной коммуникации).
  2. Рефлексивный анализ.

В начале занятия мы проводили настрой детей на творчество, которое происходило в процессе общения. Для этого мы использовали разнообразные игры, двигательные, танцевальные упражнения, беседы и т. д. Эти приемы были направлены на то, чтобы снизить контроль со стороны сознания и способствовать расслаблению ребенка. В процессе актуализации ощущений использовались элементы музыкальной терапии, фантазирование на фоне разных музыкальных произведений способствовало преодолению стереотипности мышления, активизации творческих ресурсов.

В процессе индивидуальной работы на каждом занятии дети выражали свои эмоции, мысли и чувства, используя для этого определённые средства. На следующем этапе в процессе общения дети делились своими впечатлениями, ассоциациями. Кроме того, продолжалось вербальное творчество детей.

На заключительном этапе осуществлялись положительные высказывания, поддержка, связанная с результатами творчества каждого ребенка и принятие результатов или продуктов творческого воображения.

Охарактеризуем работу по каждому этапу.

На первом этапе мы предлагали детям такие виды занятий, материалы, которые способствовали актуализации потребности детей в творческом самовыражении. Для того, чтобы преодолевать стереотипность мышления, мы предлагали детям интересные задания, вопросы, которые направляли их внимание на создание новых образов, способствовали активизации их фантазии.

Например, на занятии «Необычные деревья» мы рассказывали детям о том, что в лесу растут деревья каменные, стеклянные, золотые, шерстяные и предлагали детям пофантазировать и ответить на вопрос «Почему хорошо и почему плохо быть таким деревом?». В процессе обсуждения с детьми данного вопроса мы отметили, что первоначальная реакция была похожа на некий ступор. Дети не знали, как ответить на этот вопрос, но постепенно, в процессе общения, фантазия стала проявляться более выражено, и детям это стало настолько интересно, что они долго не могли отвлечься от этой темы и продолжали беседовать об этом даже по завершении занятия.

На занятии «Маски» мы предлагали детям такое задание, как складывание слова из двух картинок, побуждая детей фантазировать и представлять тот образ, который может получиться в результате.

Отмечая эмоциональную скованность детей, трудности преодоления этого барьера, опасение сказать что-то неправильное, мы предлагали детям такие задания как «Цветные настроения», «Материализация страха» и т. д.

Эффективными приемами для стимулирования фантазии и творческого воображения на данном этапе являлись: работа под музыку, представление сказочных героев, путешествие в сказку и т. д. С помощью этих приемов мы создавали условия для раскрепощения детей.

Опираясь на опыт детей, и предлагая им интересный материал для обсуждения, мы формировали у них представления о том, что создавать новые образы — это очень интересно. Закрепляли положительные эмоции, связанные с творческим процессом. Разнообразие заданий способствовало поддержанию у детей интереса и устойчивости внимания на протяжении всего занятия. Постепенно, уже начиная с первых занятий, мы включали в них элементы знакомства с теми приемами творческого воображения, которым непосредственно обучали на следующем этапе.

Обучающий этап работы был посвящен формированию у детей конкретных умений создавать оригинальные новые образы. Для этого мы использовали комплекс разнообразных приемов и средств. К числу основных средств, которые мы использовали для развития воображения, на данном этапе относились: музыкальные произведения, средства художественной литературы, изобразительной деятельности, устного народного творчества, игровой деятельности. Много использовалось на данных занятиях сказок. Они способствовали развитию творческого воображения в вербальном плане. Дети выполняли задания по сказкам, сочиняли сказки, продолжали сказки, придумывали сказочных персонажей.

Большое внимание на каждом занятии уделялось изобразительной деятельности, поскольку ее рассматривают как важнейшее средство развития творческого воображения, фантазии ребенка, творческих способностей. Это связано с тем, что для развития творческого воображения необходимо, чтобы ребенок не только мог представить какой-либо образ, но и выразить его, научиться использовать для этого разные средства.

На обучающем этапе достаточно большое количество занятий было связано с разговором об эмоциональном состоянии для того, чтобы дети понимали, как эмоциональное состояние влияет на нас, какие образы могут появляться в разном эмоциональном состоянии и для формирования у детей умения управлять своим эмоциональным состоянием.

Наблюдения в процессе работы показали, что к середине реализации программы дети стали более активны, проявляли себя в каждом задании, активно интересовались новыми приемами создания оригинальных образов. В целом работа на данном этапе стала более продуктивной. Мы отметили, что образы детей стали более интересными, более детализированными, все меньше шаблонности стало отмечаться в тех образах, которые создавали дети.

На наш взгляд, этому эффективно способствовали не только изменения эмоционального состояния детей, потому что оно стало более гармоничным, ровным, но и преодоление некоторых стереотипов.

Также на данном этапе работы параллельно осуществлялась и работа с родителями. Прежде всего, основное внимание было уделено формированию у родителей представлений о том, что такое творческое воображение, как его можно развивать, какие особенности оно имеет у детей шестого года жизни.

Для этого нами были проведены консультации на тему: «Воображение и творчество», «творческое воображение детей шестого года жизни», семинар-практикум «Развиваем творческое воображение детей», а также совместные творческие домашние работы с родителями, это рисунки на тему «Фантастический замок», «Путешествие в космос», «Загадочный подводный мир» и т. д.

При организации работы с родителями мы обращали внимание на формирование у родителей осознанного отношения к творчеству, к развитию творческого воображения, к пониманию того, как творческое воображение влияет на развитие ребенка, активно обсуждали с родителями результаты проходящих занятий по развитию творческого воображения, показывали работы детей, обращали на отдельные детали.

На заключительном этапе мы закрепляли сформированные у детей умения и навыки, уделяли как можно больше внимания самостоятельному творчеству детей, задавая им определенное направление и стремясь уменьшить число возможных ограничений для того, чтобы дети могли максимально воплотить свои задумки по разным темам.

На данных занятиях мы использовали также много заданий, связанных с вербальным творчеством, сочинительство разнообразных сказок. Это связано с тем, что для детей шестого года жизни проявление творческого воображения в вербальном плане является достаточно сложным. В то же время, это способствует развитию творческого мышления детей, активизации мыслительной деятельности в целом, развитию речи.

Мы закрепляли у детей такие приемы создания творческих образов как прием преуменьшения-преувеличения, детализации образов, прием типизации, прием характеристик героев и т. д.

В процессе организации работы на заключительном этапе в работе с родителями мы также сместили акцент на практическую деятельность совместную с детьми. Для того, чтобы родители не только закрепили сформированные у них представления о творческом воображении и его значении, но и действительно осознали его значимость и закрепили умения развивать творческое воображение у детей посредством разнообразных видов деятельности.

На этом этапе мы предлагали для домашних заданий совместные творческие работы детей и родителей, такие как «Великаны и карлики», «Две половинки луны», «Необычные человечки» и т. д. При создании этих образов мы предлагали родителям и детям использовать разнообразные материалы, стимулировать творческое воображение посредством использования приемов релаксации, визуализации образов под музыку и т. д. Затем мы обязательно устраивали выставки работ и проводили обсуждение, подводили итоги.

По результатам проведения, нами получен положительный результат, который показывает, что использование разнообразных видов деятельности для развития творческого воображения, использование комплекса приемов, организация взаимодействия с родителями и обучение их приемам развития творческого воображения детей способствует действительно достижению высоких результатов, которые проявляются у детей в повышении общей творческой активности, увеличении числа создаваемых ими образов, повышению оригинальности, нешаблонности, детализированности каждого образа.

Литература:

  1. Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2010. — С.124.
  2. Володин, А. А. Анализ содержания понятия «организационно-педагогические условия» [Текст] / А. А. Володин, Н. Г. Бондаренко // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-soderzhaniya-ponyatiya-organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya (дата обращения: 04.11.2015).
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: кн. для учителя. — 3-е изд. [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: «Просвещение», 2011. — 124 с.
  4. Найн, А. Я. Проблемы развития профессионального образования: региональный аспект [Текст] / А. Я. Найн, Ф. Н. Клюев. — Челябинск: Изд-во ин-та разв. проф. обр., 2008. -264 с.
  5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — М.: «Педагогика», 2009. — 486 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle