Библиографическое описание:

Голицына Е. С. К вопросу о заочном обучении в СПО // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1085-1088.



Заочная (вечерняя) форма организации обучения возникла еще в советский период, когда страна нуждалась в квалифицированных работниках. Днем — это были работники, а вечером — студенты. Таким образом решалась проблема нехватки профессиональных кадров в стране.

В настоящее время ситуация складывается немного иным образом. Этому способствует ряд экономических и психологических факторов:

‒ организации и предприятия нуждаются в квалифицированных работниках;

‒ молодые люди стремятся за более короткий срок получить образование и опыт работы (что обусловлено сложившейся в стране экономической обстановкой);

‒ сокращается количество бюджетных мест на дневном отделении;

‒ молодежь стремится к независимости.

Современное российское образование призвано обеспечивать каждому человеку доступность качественных образовательных услуг на протяжении жизни [4].

В частности, Федеральным законом РФ «Об образовании в РФ» допускается «совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы» (ст. 34, п. 27). Среди форм получения образования закон допускает заочную (вечернюю) форму получения профессионального образования.

Заочная форма обучения представляет собой форму подготовки специалистов без отрыва от трудовой деятельности.

В отличие от очной она не предполагает систематическое посещение студентами аудиторных занятий в течение всего учебного года, а только в периоды установочных и экзаменационных сессий.

Преимущества такой формы обучения очевидны, это:

‒ возможность совмещения работы и учебы;

‒ возможность сразу применять полученные знания и навыки на практике;

‒ наличие у выпускника как теоретических знаний, так и опыта практической работы;

‒ облегченная возможность поступления (без сдачи единого государственного экзамена при невысоком конкурсе или его отсутствии);

‒ более низкая стоимость обучения по сравнению с очной формой.

Заочная (вечерняя) форма получения образования особенно привлекательна для взрослых, уже работающих людей.

Необходимость образования взрослых сегодня обусловлена следующими факторами:

‒ социальный и научно-технический прогресс;

‒ компетентность и профессионализм специалистов как главные требования рынка труда.

Актуальность обучения взрослых в профессиональных образовательных организациях обусловлена тем, что оно предоставляет человеку возможность расширять имеющийся запас знаний, способствует сокращению разрыва в мировоззрении представителей разных поколений, дает людям возможность для повышения профессиональной квалификации, делая их конкурентоспособными на рынке труда и тем самым повышая качество их жизни.

Анализ исследований педагогов и психологов позволил выделить определенные закономерности обучения взрослых в системе профессионального обучения:

‒ заинтересованность в образовательной услуге — понимание собственной проблемы, которая может быть решена в образовательном процессе;

‒ высокая мотивация образовательной деятельности, позитивный настрой на деятельность;

‒ уважительные партнерские отношения, взаимодействие через диалог между субъектами образовательного процесса;

‒ обучение действию в организационно — деятельном режиме, включение эмоций, интеллекта, воли в учебную деятельность;

‒ работа в группах — моделирование событий в реальных командах, тренинг в разрешении конфликтов, достижении понимания, договоренностей;

‒ осознание собственной ответственности за результат (самооценка), понимание важности результата обучения для собственной практики.

При отборе содержания образования и построении образовательного процесса взрослых необходимо предусмотреть:

1) ведущую роль обучающегося в процессе его образования;

2) возможность для его самореализации, самостоятельности, самоуправления;

3) использование жизненного (бытового, социального, профессионального) опыта обучающегося в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег;

4) безотлагательное применение на практике полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств;

5) совместную деятельность обучающегося и обучающего на всех этапах обучения: планирования, реализации, оценивания и в определенной мере коррекции.

В образовательных организациях, осуществляющих обучение по заочной (вечерней) форме обучения, следует учитывать некоторые специфические особенности такой образовательной деятельности (табл. 1).

Таблица 1

Особенности образовательной деятельности при обучении взрослых

Особенность

Сущность

Возрастной состав субъектов образовательной деятельности

Взаимодействие взрослых преподавателей и взрослых студентов

Образовательный уровень субъектов образовательной деятельности

Взаимодействие преподавателей разных специальностей, научных статусов, должностей с обучающимися разнообразных профессий, имеющих разные уровни образования и уже сделавших определенную карьеру

Личностные характеристики субъектов образовательной деятельности

Наличие у преподавателей и обучающихся сложившихся взглядов на жизнь, стереотипов, привычек, мотивов поведения

Профессиональный статус и квалификация субъектов образовательной деятельности

Педагогический работник — социально зрелый, сформировавшийся индивид, обладающий статусом оплачиваемого работника. Студент — ориентированный на достижение этих качеств и характеристик субъект образовательной деятельности

Учет перечисленных особенностей обучения позволяет организовать процесс обучения взрослых студентов в соответствии с их потребностями и жизненным опытом, что согласуется с принципами обучения взрослых, которые выделяют зарубежные и отечественные исследователи:

1) обучение взрослых должно быть проблемно ориентировано;

2) обучение взрослых должно опираться на их опыт;

3) опыт, полученный в результате обучения, должен быть значимым для учащегося;

4) цели обучения должны быть сформулированы при участии обучающихся;

5) обучающийся должен получать информацию о достигнутом прогрессе по отношению к целям.

Обучение взрослых имеет существенные особенности.

Среди них:

‒ осознанное отношение к процессу своего обучения;

‒ высокая самостоятельность;

‒ потребность в осмысленности содержания обучения;

‒ практическая направленность предлагаемых знаний;

‒ наличие у обучающихся жизненного опыта;

‒ влияние на процесс обучения профессиональных, социальных, бытовых и временных факторов [2].

Образование взрослых предъявляет особое требование к организации обучения, которое выражается в жестких временных рамках, так как протекает либо одновременно с трудовой деятельностью, либо в ограниченных пределах.

Организация, содержание и методика образования взрослых должны учитывать особенности их профессионального и жизненного опыта.

Основные направления деятельности педагогического коллектива по организации внеаудиторной работы студентов-заочников

1.Учебная часть (методический совет, ученый совет и т п):

‒ разработка нормативной документации по самостоятельной работе;

‒ информирует предметно-цикловые комиссии о нормативных документах и рекомендациях Министерства образования РФ;

‒ утверждает учебно-методические разработки, составленные преподавателями, по планированию и организации работы;

‒ контролирует планирование и организацию самостоятельной работы обучающихся;

2. Предметно-цикловые (методические) комиссии:

‒ определяет основные направления, содержание, формы и методы подготовки обучающихся заочников к самостоятельному труду;

‒ планируют организацию крупных внеаудиторных мероприятий (профессиональные конкурсы, конференции, научно-практические семинары, предметные декады, выставки и т. п.)

‒ осуществляют мониторинг развития навыков самостоятельной работы и вырабатывают рекомендации по их совершенствованию.

3. Преподаватели:

‒ разрабатывают учебно-методические пособия и методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов-заочников (в печатном и в электронном виде), критерии оценок, темы курсовых работ и проектов, рефератов, докладов, вопросов для подготовки к итоговому занятию по дисциплине в соответствии с государственным образовательным стандартом.

‒ соблюдают принципы последовательности (уровневый подход) в обучении при организации обучения студентов-заочников.

‒ знакомят студентов с целями, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения, формами контроля.

‒ проводят групповые и индивидуальные консультации по методике самостоятельного изучения дисциплины.

‒ осуществляют систематический контроль выполнения обучающимися графика работы.

‒ проводят анализ и дают оценку выполнения работы студентами.

Для обеспечения эффективного обучения студентов-заочников учебное заведение разрабатывает учебно-методический комплекс по каждой дисциплине.

В состав комплекса рекомендуется включать:

‒ вопросы к Государственной аттестации;

‒ вопросы к рубежному и итоговому контролю знаний;

‒ рекомендации по решению практических задач в экзаменационных билетах;

‒ контрольные вопросы и инструкции по проведению практических работ;

‒ рекомендованную литературу (основную и дополнительную);

‒ методические материалы по подготовке к контролю знаний;

‒ рекомендации по выполнению курсовых и дипломных работ(проектов);

‒ методических указаний по выполнению лабораторных и практических работ;

‒ методические указания по подготовке к экзаменам и зачетам, Государственной аттестации.

Все материалы можно сконцентрировать в 4 модуля:

‒ теоретические знания;

‒ практические умения и навыки;

‒ курсовые и дипломные работы(проекты);

‒ контроль знаний;

Руководящими документами для студента-заочника при освоении каждой дисциплины служат учебная программа, методические указания и контрольные задания, составленные с таким расчетом, чтобы помочь студентам организовать самостоятельную работу и облегчить усвоение учебных дисциплин. Методические указания содержат в себе не только перечень основных вопросов курса, но и указания как работать над курсом, какие контрольные работы и на каком этапе изучения курса полагается выполнять, какую литературу использовать, на что обратить особое внимание.

Рассматривая проблематику заочного обучения, не стоит упускать из вида, что эта форма обучения не так проста, как представляется с первого взгляда и на современном этапе претерпевает не только психологические изменения, но и чисто технологические.

Большую часть контингента обучающихся в нем составляют люди одновременно работающие, очень часто по избранной специальности. Образование им нужно для повышения своего профессионального статуса, а также впоследствии понимания того что продвижение по карьерной лестнице до настоящего времени во многом зависит от наличия или отсутствия диплома.

Студенты-заочники обладают преимуществом. Они, в своем большинстве, имеют жизненный, социальный и профессиональный опыт. Это значительное преимущество, позволяющее в определенной мере уравнивать качество подготовки на очном и заочном отделениях.

На заочных отделениях профессиональной подготовки обычно нет людей, поступивших по подсказке друзей, родителей или соседей. Как правило это осознанный выбор.

Новым, но заметным фактором, вызвавшим перемены в заочном образовании, стало развитие технологий, В первую очередь — коммуникационных.

Деление образования на очное и заочное уходит в прошлое, провести между ними четкую границу становится все сложнее.

Намечаются контуры нового образовательного пространства, в котором очное образование станет похожим на заочное, а заочное — на очное, за счет применения новых информационно-коммуникационных технологий.

Литература:

  1. Резник С. Д., Вдовина О. А. Преподаватель вуза: технология и организация деятельности.-3-е изд. доп., перераб.- М.: Инфра-М.- 2013.-351с.
  2. Бельков Н. Н. Заочное обучение: современный взгляд на образование взрослых // Вестник Челябинского педагогического университета -2010.-№ 1.-С.15–25.
  3. Мельников Е. П., Подпорина И. А. Психолого-педагогические особенности подготовки студентов очно-заочной (вечерней) формы обучения // Среднее профессиональное образование.-2015.- № 2.-С.30–35.
  4. Воронина Л. А. Студент — заочник в современном образовательном пространстве // Высшее образование сегодня: проблемы, особенности перспективы.- 2015.- № 2(5).- С. 1–2.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle