Библиографическое описание:

Валеева Е. В. Английский клуб как форма и средство создания языковой среды и выражения творческой мысли студентов и преподавателей // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1250-1253.



В статье рассмотрен опыт создания Английского разговорного клуба на базе неязыкового института, поставлены задачи и проанализированы методические пути и педагогические подходы для решения этих задач.

On the base of Seversk Technological Institute there was created English Speaking Club where teachers and students have been involved into work that allowed solving some methodical and pedagogical problems essential for teaching and learning English at university. These are tasks of creating the environment for English language skills development, inducing the motivation of speaking out on different topics, training team work, teaching a foreign language with a personality-oriented approach, obtaining the versatile skills of knowing English by means of communication and usage of the Internet. We have tried to analyze some methods of teaching and self learning, share the philosophical views, and show the results of our English Club experience.

Key words: Speaking Club, English language skills, a personality-oriented approach, self learning.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в эпоху интенсивной глобализации межъязыковых контактов происходит мощный обмен культурными ценностями. Это влечет за собой не только проникновение культур, традиций, поведенческих и языковых элементов одного народа в другой, но и осмысление себя, своей позиции в современном быстро развивающемся обществе, и как следствие творческое выражение себя посредством новоизученного языка. При этом именно студенты высших учебных заведений «закрытых» городов сетуют на отсутствие языковой среды в реальных условиях и стремятся к участию в таких мероприятиях как Клуб Английского языка.

В данной статье решаются следующие социальные и познавательные задачи:

‒ создание микро языковой среды для применения и развития накопленных знаний по английскому языку;

‒ формирование мотивации представления информации не только в виде готовой презентации, речи, но также спонтанных высказываний на темы, интересующие молодых людей;

‒ снятие барьера «боязни говорения» на иностранном языке в неформальной обстановке игр, конкурсов и обсуждений; тренировка готовности к сотрудничеству;

‒ реализация личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку в неязыковом вузе;

‒ овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками владения иностранным языком;

‒ обучение студентов осуществлять различные виды деятельности, умение использовать новые информационные технологии.

Следует перечислить способы и методы, дающие возможность выполнения вышеуказанных задач. Чтобы создать интересную творческую среду общения и возможность применения знаний по английскому языку, три года назад при кафедре иностранных языков был создан клуб английского языка EnglishClubofSTI. В преддверии каждого учебного года составляется план заседаний по различным темам наиболее актуального характера, к каждой из которых разрабатывается подробный сценарий, с определением задач, видов деятельности и определяется круга лиц участников. Участники таких мероприятий делятся на «ответственных» и «неответственных», или, другими словами, случайных гостей. Это связано с открытостью клуба для новичков и заинтересованных, но не решающихся выступать публично студентов и преподавателей. Задания продиктованы сценарием и варьируются от подготовки коротких видео презентаций до представления сценок, сонетов и песен. Они требуют времени на составление, использование различных источников информации и выучивание новых слов, фраз и текстов. Это не только творческий, но и трудоемкий схоластический процесс.

Для реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку в неязыковом вузе и, в частности, существующего разговорного клуба EnglishClubofSTI, применяется метод проектов, технологии обучения в сотрудничестве и разноуровневое обучение. Таким образом, задания могут быть предназначены как одному лицу, так и группе. При этом учитывается желание, тип личности и темперамент участника выступлений.

Технология обучения в сотрудничестве CooperativeLearning разработана двумя группами американских педагогов: Р. Славиным из университета Джона Хопкинса, Р. Джонсоном и Д. Джонсоном из университета штата Миннесота [1, 2]. Ее суть заключается в том, чтобы создать такую благоприятную среду, в которой каждый из учащихся имел бы возможность максимально проявить свои способности в ходе активной совместной учебной деятельности на базе различных учебных ситуаций.

Во время заседаний английского клуба мы решаем задачу овладения необходимыми новыми знаниями, умениями и навыками иностранного языка, в первую очередь, как средства устного общения, но параллельно, хоть и в меньшей степени, письма и чтения. Чтобы научить студентов осуществлять различные виды деятельности, уметь использовать новые информационные технологии и тому подобное, им предлагаются задания, основанные на наиболее распространенных вариантах метода обучения в сотрудничестве, отличающихся постановкой учебных задач и организационными формами: StudentTeamLearning (STL, обучение в команде), Jigsaw (пила), Learning Together (учимся вместе).

Одной из основных форм таких заданий является игра. Преподаватель объединяет студентов в небольшие группы, по 3–4 человека, и дает им одно общее задание. При этом оговаривается роль каждого ученика группы в выполнении этого задания. Технология обучения в сотрудничестве дает возможность дифференцировать задания по уровням сложности. В этой ситуации каждый студент, с одной стороны, отвечает за результат своей работы, с другой же стороны, он также несет ответственность за результат работы всей группы.

Следует рассмотреть метод STL. Он базируется на «групповых целях» (Team Goals) и успехе всей группы (Team Success), как результате самостоятельной работы каждого члена группы в совместной групповой работе над изучаемой проблемой. Задача каждого обучающегося — не просто выполнить какое-то задание, а овладеть необходимыми знаниями и сформировать нужные навыки. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого в решение поставленной перед ними задачи. Метод STL сводится к трем основным принципам: 1. «Награды» (Team Rewards) — в виде сертификата, диплома и других видов оценки их совместной деятельности, если они превзойдут установленный для них критерий. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и время на ее достижение; 2. «Индивидуальная ответственность» (IndividualResponsibility) означает, что успех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует взаимопомощь членов команды при решении поставленной задачи; 3. «Равные возможности» (EqualOpportunities) для достижения успеха означают, что каждый обучающийся приносит очки своей группе, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Это дает сильным, средним и слабым ученикам равные возможности в получении очков для своей команды. Стараясь изо всех сил улучшить результаты предыдущего опроса, и улучшая их, и средний, и отстающий студенты приносят своей команде равное количество баллов, что позволяет им чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную «планку» [2].

Каждый из членов группы может выполнять свое задание индивидуально, либо же каждое последующее задание выполняется следующим членом группы. Данный метод акцентирует внимание на успехе всей группы, который можно достичь только в результате самостоятельной работы каждого члена малой группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы. Таким образом, задача каждого студента — овладеть необходимыми знаниями, сформировать нужные навыки. При этом вся малая группа должна знать достижения каждого ее члена. Выполнение задания объясняется, комментируется и контролируется членами группы. Подобная отработка новой темы очень эффективна, так как активизирует все ресурсы отдельного студента, включает его в групповую работу. В условиях, когда каждый отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по команде, работа проходит живо, активно, в атмосфере взаимопомощи, что создает микроклимат, благоприятный для обучения.

Для закрепления материала можно предложить выполнить тест с множественным выбором ответов на тему заданную заседанию. Например, на тему ‘HowtoWinFriends’/«Как завоевывать друзей» разрабатывается тест на биографические факты из жизни Дейла Карнеги. Отличительная особенность данного метода заключается в лояльной системе оценки индивидуальных работ. Студент может выиграть дополнительные баллы для команды в том случае, если он первым показывает правильный ответ. При этом участвуют все члены команд. Команда, которая набрала самое большое количество баллов, считается победившей.

Другим методом обучения является метод, который называется Jigsaw/Пила. Студенты разбиваются на группы по 4–6 человек. Каждой группе предлагается работа над общей темой, например ‘MenandWomen’/«Мужчины и женщины». Каждому из членов группы предлагается работа над отдельным фрагментом общей темы. Например, тема может быть разбита на следующие части: «Нешуточные различия», «Особенности мозга», «Основная роль в обществе», «Сцены из жизни». Каждый член группы находит материал по своей части. Студенты, которые изучали одну и ту же часть, например «Нешуточные различия» и «Особенности мозга» на встрече обмениваются информацией как эксперты по данной теме. Это называется «встреча экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и делятся новой информацией, которую они узнали на «встрече экспертов», с другими членами своей группы. Так происходит с каждым экспертом. Чтобы получить материал всех фрагментов, студентам необходимо внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи. Все участники крайне заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговом счете.

Метод ‘Learning Together’/ «Учимся вместе» был разработан в университете штата Миннесота в 1987 году. Всей группе студентов предлагается одна общая тема, например ‘12 InventionsThatChangedtheWorld’/«12 Изобретений, изменивших мир». «Ответственные» участники делятся на группы по 3–4 человека в каждой. Группы должны быть однородными по уровню знаний и умений. Каждая группа получает одно задание, которое является частью данной темы. Работая над общей темой, группа может получить одно из следующих заданий: разработать программу конференции, организовать регистрацию изобретений, организовать награждение за разные виды изобретений и тому подобное. Каждая группа работает над своей темой. При совместной работе на общей встрече клуба достигается усвоение всего материала. При подготовке своих заданий группы совместно обсуждают информацию, задают вопросы, предлагают свои варианты решения проблем. Эта работа может быть успешно выполнена только при условии тщательной предварительной подготовки и владения лексическим материалом по данной теме. Необходимо соблюдать основные принципы — награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности.

Разноуровневое обучениеподразумевает задания разумной сложности и соответствия отдельному студенту или группе, занятой в выполнении одного проекта-задания [3]. Как известно, сверхсложные задания могут ввести в отчаяние и отбить охоту говорить на иностранном языке. Поэтому можно констатировать, что принцип разно уровневого обученияприносит удовлетворение и прогресс участникам обучения, будь то урок или заседание клуба. Следует упомянуть нашего отечественного передового педагога-мыслителя К. С. Станиславского, который писал: «Учитесь на том, что трудно и не удается, а не на том, что легко и само собой выходит» [4]

Мы делаем свой выбор — всегда неуклонно и разумно повышать уровень сложности заданий, мотивируя их выполнение увлекательными игровыми ситуациями, соревнованием, а также личным и совместным творчеством.

Для формирования и стимуляции мотивации молодых людей к изучению английского языка и участию в заседаниях клуба, его проектах, презентациях и дискуссиях, а также для снятия барьера, выражаемого как «боязнь говорения» на иностранном языке, мы обратились к идее антропоцентризма.

Развернутую социологическую интерпретацию антропоцентризм обрел в “понимающей социологии” A.Вебера. Веберовский постулат субъективной интерпретации гласит: ничтоне может быть понято лучше, чем индивидуальное осмысленное действие. Понять социальное явление — значит свести его к субъективным смыслам действующих индивидов — конечному пункту теоретического анализа любых социальных процессов. В поствеберовской социологии антропоцентризм противопоставлен структурному функционализму, сторонники которого акцентировали внимание на детерминирующем воздействии социальных структур.

С позиций антропоцентрической парадигмы, человек познает мир через осознание себя, своей теоретической и предметной деятельности в нем. Многочисленные языковые подтверждения тому, что мы видим мир сквозь призму человека, это метафоры типа: цена славы — priceoffame, одеваться, чтобы сразить наповал — dresstokill, яблоко раздора — bone of contention[5].

Мы вкладываем в понимание и применение идеи антропоцентризма тот факт, что человеческая, индивидуальная составляющая каждого участника очень важна и интересна, как для него самого и его укоренения в чувстве собственной значимости, так и всего коллектива, который встречается на заседании клуба и открывает для себя новых людей, их ментальность и мировоззрение. Но мы осознаем, что влияние социальных структур всегда имело, имеет и будет иметь место в общественной жизни. А значит, в каждом мероприятии английского клуба происходит взаимодействие и взаимовлияние личности на коллектив, а социального образования, разговорного клуба, на развитие личности.

Подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью утверждать, что создание такой структуры как английский разговорный клуб является эффективной формой и социально-значимой средой общения для всех участников этой работы. Поэтому мероприятия клуба успешно решают образовательные задачи и открывают широкие возможности раскрытия личности, вместе с развитием определенной культуры общения, умением приходить на помощь друг другу и работать на достижение общей цели, при котором происходит обучение в игровой форме, сотрудничестве, в малых группах, с использованием современных методов и гуманистических идей.

Таким образом,необходимость и своевременность создания английского клуба в вузе является актуальной задачей.

Литература:

  1. Славин Р. CooperativeLearning: Лекция-доклад/Д. Хопкинс. Семинар инновационных подходов в обучении ESL — Миннеаполис: 2013–15.
  2. Johnson D. W., Johnson, R. T. The socialization and achievement crisis: Are cooperative learning experiences the solution? Applied Social Psychology Annual, 4. Bickman, L. ed. Beverly Hills: Sage. 1983. — 53.
  3. Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение в школе — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 332 с.
  4. Станиславский К. С.Работа актёра над собой. — Москва: Художественная литература, 1938. — 264.
  5. Леонтьев А. А. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков: Лекция-доклад / А. А. Леонтьев. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. — 24.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle