Библиографическое описание:

Борбодоев М. М., Бабаева А. Д. Потребительский рынок территории: новый путь развития // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 496-499.



В данной статье предложены новый путь развития сферы потребительских рынков территории, а также совершенствования организации торговли.

Ключевые слова: инновация, торговли, эффективность, территории, управления, предприятия, спрос, предложения, потребность, потребительский рынок.

This article proposes a new way of development of the consumer market territory, as well as improving the organization of trade.

Keywords: innovation, trade, efficiency, territory, management, enterprise, demand, supply, need, consumer market.

Потребительский рынок территории играет большую роль в экономике страны в целом. Таким образом, развития потребительского рынка территории зависит от качественных и количественных характеристик товара, а также устойчивость национальной валюты и политического строя. Данную ситуацию в определенной мере можно характеризовать конкурентной способностью товара. Поэтому одно из направлений развития потребительских рынков территории — это повышение конкурентоспособности выпускаемых в республике потребительских товаров. Прежде всего, речь идет о их двойственной характеристике — с одной стороны потребительские товары должны как можно полнее удовлетворять платежеспособность потребителей по количеству, с другой, они должны соответствовать по качественным характеристикам современным требованиям потребителей, то есть выдерживать конкуренцию.

Таким образом, проблему конкурентоспособности следует решать, прежде всего, в производстве продовольственных товаров. Данная проблема остается острой в Кыргызстане, в том числе территории и региона по ряду причин. Прежде всего, нужно поднять уровень самого обеспечения продовольствием и снизить зависимость от импорта. Для этого в республике имеется определенный резерв в использовании экономического потенциала аграрного сектора.

Большие резервы в повышении устойчивости потребительских рынков территории и их эффективности имеются в производстве потребительских товаров промышленного происхождения. Здесь наше мнение сводится к двум направлениям: первое — это определение стратегии развития и приоритетов отраслей, производящих предметы потребления. Это важно, поскольку, как говорят в народе, «никакой ветер не попутный, если не знаешь, куда идти». Поэтому должны быть поставлены четкие цели и задачи в производстве предметов потребления. В качестве основной цели, как нам представляется, стоит повышение уровня жизни населения, так как в этом процессе определяется обеспечение людей продовольственными и непродовольственными товарами [1,30]. Во-вторых, при разработке стратегических целей в деятельности отраслей на сравнительно короткий промежуток времени целесообразно исходить из следующих принципов: современность, активность, реальность.

Необходимо отметить, что за годы суверенитета существенно резко вырос объем услуг, оказываемых населению (ремонт автомобилей, бытовой техники, услуги парикмахерских, салонов красоты и др.) Это можно связать с либерализацией экономики и стремлениями людей занять свои ниши в бизнесе. Особенность этого бизнеса заключается в том, что услуги потребляются внутри страны и, по сути, не экспортируются. Поэтому дальнейшее совершенствование потребительского рынка территории услуг связано с расширением разновидностей оказываемых услуг и повышением их качества. При этом ограничивающим фактором может выступать спрос, то есть платежеспособность населения. Здесь производители продают свою продукцию и получают прибыль. Поэтому спроса и предложения на потребительском рынке территории зависит уровень производства и потребления благ, качество жизни людей, а также потребители покупают товары и услуги, необходимые для удовлетворения их многочисленных потребностей. Другими словами, чем больше доходов у населения, тем разнообразнее становятся оказываемые услуги. Таким образом, проблема оказания услуг в большей степени наблюдается в сельской местности, малые городах и поселках городского типа, особенно в горных районах и местностях. Население здесь, испытывающие острую потребность в услугах, например, по ремонту автомобилей, бытовой техники или медицинских, вынуждены ехать в областные центры и столицы. На наш взгляд, решение этой проблемы связано только с рыночным механизмом. Необходимо, чтобы местные органы управления создавали на местах условия для развития малого и среднего бизнеса.

Разумеется, проблема устойчивого функционирования потребительского рынка территории и повышения их эффективности в первую очередь зависит от состояния самих рыночных структур. К ним относятся все торговые точки, которые можно характеризовать как торговое предприятие. Торговые предприятия в виде маркетов, супермаркетов, магазинов, павильонов, а также предприятия общественного питания (рестораны, кафе, чайханы и др.), обладают юридическим статусом предприятия и, как в других отраслях, характеризуются такими показателями, как численность работников, емкость рынка, размеры торговых площадей и основных фондов, внутренними и внешними связями и др. К торговым объектам относятся также павильоны, так называемые колхозные рынки, скотобойни, предприятия по упаковке и расфасовке товаров (рестораны, кафе, столовые и др.).

Необходимо отметить, что современные требования, предъявляемые к торговым предприятиям, связаны с качеством обслуживания участников рынка, то есть производителей, покупателей и посредников во времени и пространстве. Работа торговых предприятий также зависит от наличия товарных ресурсов нужного ассортимента. Большое значение имеет так называемый радиус обслуживания, а также состояние инфраструктуры рынка.

Поэтому рыночные объекты должны быть готовы к изменениям и адаптироваться с запросами человека. Речь идет о материальной базе, о квалификации занятых в сфере торговли, отношениях работников торговли с участниками рынка, о технологическом обслуживании и др. Именно запросы человека и требования к обслуживанию наиболее подвижны и быстро меняются.

Еще одно требование потребительский рынок территории — это месторасположение торговых точек, архитектура и дизайн торговых помещений, удобство обслуживания и другое. В этой связи определенный интерес представляет реконструкция или создание новых торговых объектов потребительского рынка территории, со всей современной инфраструктурой и бытовыми условиями.

Одним из вариантов развития сферы потребительского рынка территории является — инновационными процессами. Инновация — это новшество в технике, технологии, организации торговли, в управлении потребительскими рынками.

Потребительский рынок территории, будучи связанным с куплей и продажей товаров, а, следовательно, и с организацией торговли, а также с созданием самого объекта торговли, ассоциируется с новым товаром, с новой организацией, с новым объектом.

Поэтому необходимо установить и границы понятия нового или новшества. Например, новым товар следует считать в следующих случаях:

‒ если поступивший на продажу товар на рынке не встречался ранее по конфигурации (образцу);

‒ если товар сделан из материала, не встречавшегося ранее;

‒ если товар по конфигурации или по составу наполовину состоит из новых материалов;

‒ товар (продукция) обладает новыми эксплуатационными характеристиками.

Необходимо отметить, что главное назначение потребительского рынка территории — это организация торговли, обслуживание продавцов, покупателей, посредников. Поэтому «новшеством» в организации торговли, по нашему мнению следует считать следующие:

‒ использование новой, ранее не встречающейся схемы торговли и взаимоотношений продавцов и покупателей; посредников с покупателями и продавцами;

‒ новые виды обслуживания покупателей, продавцов и посредников услугами рынка;

‒ новые, ранее не встречавшиеся технологии хранения, разгрузки, сортировки, погрузки товаров, а также технологии по подготовке товаров к потреблению;

‒ новые способы взаимных расчетов, например, использование пластиковой карты;

‒ ранее не встречавшиеся способы доставки товаров от производителя к потребителю и др.

Аналогично можно уточнить понятие новшества относительно к созданию объектов потребительских рынков территории. Здесь представления о новом, на наш взгляд, выглядят несколько иначе, чем в предыдущих случаях, поскольку введение нового объекта, если даже данный объект ранее встречался, всё равно считается новым, поскольку данная конструкция (типовая) привязана к новой местности, к новой инфраструктуре в виде подъездных путей.

Другое дело, если вводимый объект построен по совершенно новой конструкции, по новым технологиям и в нем использованы новые, ранее не встречавшиеся конструкционные решения и строительные материалы и т. д., тогда это будет действительно новое заведение.

Еще одна привлекательная сторона потребительского рынка территории — это возможность привлечения личных средств граждан. Этому способствуют также либерализация торговли, господство частной собственности над средствами производства в более широком масштабе, чем в других отраслях.

Поэтому развития потребительского рынка территории необходимо организовать следующие мероприятий:

‒ Создать команду из числа профессионалов, имеющих желание и возможности.

Это очень важно, поскольку без команды единомышленников, т. е. организовать невозможно. Состав и количество участников зависит от объема работы конкретного характера.

‒ Собрать инвестиционный капитал для развития потребительского рынка территории из различных источников (частные вложения; кредитные вложения; страховых фондов и др.).

На первый взгляд, некоторые из названных каналов из-за малых объемов неприемлемы, так как до сих пор в нашей практике не встречались.

Как показывает практика, инвестиционный бизнес включает несколько направлений вложений. Это продиктовано разнохарактерностью рыночной ситуации и соотношения спроса и предложения. Предположим, один вид деятельности, например, рынок овощей и фруктов в той или иной местности более востребован, чем рынок одежды в том или ином периоде. Эта же ситуация может измениться по истечении определенного периода в обратную сторону. Поэтому стараются диверсифицировать инвестиционный бизнес [2,24]. Обычной практикой является, когда от общего объема инвестиционного капитала на одно направление бизнеса может быть израсходовано не более 40,0 % от общей суммы капитала.

Исходя, из этого для развития потребительского рынка территории необходимо решить следующие задачи:

‒ недостаточная квалификация местных специалистов, в особенности торговли потребительского рынка территории, в деле ведения бизнеса;

‒ недостаточный уровень культуры бизнеса потребительского рынка территории;

‒ трудность инвестирования из местных источников из-за отсутствия практики совместной деятельности филиалов банков с предпринимательством, кроме выдачи кредитных ресурсов, а также недоверие партнеров по бизнесу друг к другу;

‒ наличие коррупционных схем в бизнесе, особенно в посреднической деятельности при торговле, купле-продаже товаров и услуг и т. д.;

Перечисленное выше сказанное оказывает прямое влияние на развитие потребительский рынок территории.

Еще одна особенность бизнеса, в том числе торговля потребительского рынка территории — это его тесная связь с предпринимательством. Предпринимательство, по емкому выражению исследователей — это поиск потребности и наилучших способом ее удовлетворения. Бизнес — это тоже самое, то есть удовлетворение потребностей покупателей наилучшим образом, в той мере, в какой возможно это оплатить услугами потребительского рынка территории.

Поэтому вышесказанное можно сделать следующие выводы: Еще раз подчеркнем, что для повышения устойчивости и стабильности важные значение имеет введение инноваций в организацию работы потребительского рынка территории, а также в управление торговлей. Внедрение новшеств включает комплекс направлений в работе потребительских рынков территории, начиная от внедрения новой технологии в торговле, и до обслуживания покупателей. При этом, безусловно, нужны современные подходы к решению инфраструктурного обслуживания как в деле транспортировки грузов и их хранения, разгрузки и погрузки, так и в оснащении потребительских рынков территории современной информационной базой и эстетическим оформлением торговых помещений.

Литература:

  1. Новиков С. Потребительский рынок России: Стратегия и тактика для завоевания рынка. –М., 2006. — С. 30.
  2. Анурин В. Маркетинговые исследования потребительского рынка.–Спб.,2004.-С.24.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle