Библиографическое описание:

Ермизина Ю. А. Пути развития познавательного интереса у подростков // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1107-1113.



В статье рассматривается познавательный интерес подростка, как одно из необходимых существенных критериев, оказывающих влияние на эффективную учебную деятельность.

Ключевые слова: познавательная деятельность, познавательный интерес, универсальные учебные действия.

Одной из ключевых проблем педагогики на современной этапе можно считать — активизацию учебной познавательной деятельности учащихся. Активность школьника на уроке влияет на качество учения и результат обучения, которое выступает главным видом его деятельности. В процессе обучения ученика в подростковом возрасте возникают трудности и определенные особенности, на которые должен опираться педагог.

Актуальность данной темы состоит в рассмотрении методов обучения, оказывающих влияние на активизацию познавательной деятельности. Необходимость заинтересовать ученика предметом, вызывая у него интерес, стимулируя активизацию познавательной деятельности. Познавательная деятельность непосредственно связана с активностью и познавательным интересом личности. Так, что познавательный интерес укрепляется благодаря повышению активности учащихся в процессе обучения.

Многочисленные научные исследования указывают на необходимость изучения индивидуальной способности учащегося. Избирательный характер, который формируется у ребенка, создает устойчивое внимание к тому или иному предмету познания. Ребенка делает взрослым его готовность ко всем видам учебной деятельности, что является его достоинством. Однако, из-за того, что учащийся не всегда способен овладевать способами выполнения новых форм учебной деятельности, он не может правильно реализовать свою готовность. Иногда школа для ученика не является центром духовной жизни, то есть, у него может пропасть интерес к учению. Это важная проблема, которую необходимо решать. Тем самым, для педагога ставится важная задача — направить ребенка на изучение предмета, повышая интерес к определенному виду деятельности.

Интерес выступает как один из необходимых благоприятных факторов эффективного обучения. Интерес в процессе обучения связан с умением работать с определенным усилием. Так, К. Д. Ушинский писал: «учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в учении желание учиться, без которого он далеко не уйдет» [4, с. 58]. То есть, педагогу необходимо сделать работу на уроке максимально интересной для школьника, чтобы у него формировалось сознательное представление о том, с какой увлеченностью можно познавать тот или иной материал на уроке. Заинтересовать ребенка, вызвать желание дальнейшего исследования проблемы, применяя в особым увлечением с своей жизни есть одни из главных качеств педагога, определяющие его профессиональную компетентность. Так, И. Ф. Гербард призывал учителя быть не скучным, учитывая интересы, характеризующие ребенка [4, с. 89]. В работах Г. И. Щукиной интерес рассматривается как «мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной» [6, с. 102]. То есть, компонентом познавательной активности необходимо считать интерес. Понятие «интерес» может трактоваться, как проявление положительного отношения к объекту или явлению, которое вызывает стремление познать его.

Учитывая современные ценности и требования, влияющие на развитие личности, педагогика совместно с психологией открывают интерес как основополагающее составляющее учебного процесса, формирующее большие возможности для обучения. Интерес помогает сформировать личность, то есть, сопровождает и содействует развитию школьника. Так как благодаря заинтересованности во время урока, в общем, можно охарактеризовать личностные качества ребенка, то интерес, таким образом, выступает как отражение сложных взаимосвязанных процессов, происходящих в учебной деятельности и мотивационной сфере. «Сделать учебный предмет интересным, — писал А. Н. Леонтьев, — это, значит, сделать действительным или создать вновь определенный мотив, а также создать соответствующие цели школьников» [3, с. 97]. То есть необходимость в создании условий интересного протекания учебного процесса, стремления искать глубокие отношения смысла учения, целей, эмоций все это выделяется как фундаментальные составляющие деятельности учителя на уроке. Так, все происходящее во время урока, должно основываться на определенном педагогическом подходе. Во-первых, учитель должен раскрывать в процессе обучения интересные стороны, явления и признаки, касающиеся данного предмета. Во-вторых, учителю необходимо постоянно поддерживать заинтересованность у школьника к окружающим явлениям, ценностям данного предмета. Учителю важно формировать интерес ребенка, учитывая индивидуальные особенности личности, которые взаимосвязаны с его творческой активностью.

Таким образом, учитывая данную специфику педагогического подхода, получается, что от педагога зависит развитие не только знаний, умений и навыков, но и становление индивидуальной активности школьника, которая обусловлена социальной сферой. И в данном случае возникает особый вид интереса, связанный с познавательной деятельностью. Ученик получает образование исходя их содержания учебных предметов, основанных на способах и умениях. Что касается именно подростка, то его познавательная деятельность во многом зависит от самостоятельности, самоконтроле и самооценке. То есть, в основе учения подростка выступает заинтересованность в самостоятельном выявлении закономерностей на уроке, коллективной работе, что проявляется как удовлетворение своего учебного труда. Ведь намного лучше усваивается материал только при проявлении собственного интереса к нему, нежели при тягостном приобретении знаний.

Многочисленное изучение деятельности подростка и его развития выявили особенности ребенка в этом возрасте. Одной с главных проблем в процессе обучения следует считать снижение интереса к учению. То есть, когда школа носит для ребенка второстепенный смысл, перестает быть центром духовной жизни. А. Н. Леонтьев считает, что в данной ситуации: «происходит внутренний отход от школы» [3, с. 38]. Это может быть связано с несформированными у школьников навыками учебной деятельности. Они не дают возможности удовлетворить потребность в самоутверждении. Если учащиеся могут самостоятельно определять задачи на уроке, выбирать определенные и приемы и способы решения, то учебную деятельность можно считать сформированной. В данном случае выявляется очень важная задача для педагога — обучить способам, методам, приемам учебной деятельности, повышая тем самым интерес к предмету. Однако, даже при владении ключевыми навыками обучения, подросток не всегда способен правильно их реализовать и применять в практической деятельности.

Как показали исследования Г. И. Щукиной, познавательные интересы у подростков, учащихся в одном классе, могут различаться. У некоторой части учеников могут преобладать стержневые, доминирующие признаки. У второй части интересы могут носить аморфный характер, то есть преобладание изменчивости и ситуативности. А у третьей части основополагающим будет широкой круг учебных предметов [6, с. 289]. Следует отметить, что интерес также имеет различие в направленности учебной деятельности. То есть, одни будут выбирать для своей деятельности разбор сущности тех или иных явлений, другие стремятся к активному применению в практической деятельности полученных знаний. Все эти различия связаны с формирование у школьников мотивов к учебной деятельности. Если подростка привлекают возможности обогащения знаниями, то при его удовлетворении познавательной потребности формируются устойчивые познавательные интересы. Таким образом, удовлетворение потребностей подросткового возраста зависит от формирования мотивов учения.

Необходимым условием для формирования у подростка интереса к изучаемому предмету также следует считать понимание значимости знания. Учебный предмет для подростка может быть интересным только при удовлетворении его потребности [5, с. 189]. Однако, современные ценности диктуют требование, что только человек, имеющий образование, может быть полезным для общества. Например, некоторые школьники не станут учить физические формулы, считая, что эти задания не будут необходимы им в дальнейшей жизни. Возникает, таким образом, негативное отношение к предмету. Из-за этой неправильной жизненной установки возникают неуспехи в обучении, которые в подростковом возрасте очень трудно переживаются. Так, эмоциональное благополучие возможно при ситуации, когда подросток ищет благовидные причины в своих неудачных поступках, например, при страхе получить плохую оценку учителя, пропускает занятие.

Оценка для подростка является одним из основных жизненных критериев. Оценка для школьника выступает как показатель успеха в учебном процессе. Во-первых, она может быть важна только как для выполнения своего долга или для занятия лидирующего места в классе, во-вторых, для непосредственной похвалы учителей и родителей. Проблемной ситуацией в рассмотрении оценки как важного компонента учебной деятельности считается совпадение оценки с самооценкой. То есть, самооценка взаимосвязана с оценкой и они должны действовать как мотивы, направленные на общее удовлетворение. В данном случае, как показывают исследования в области психологии, самооценка занимает в подростковом возрасте лидирующую позицию. Таким образом, от оценки учителем учебной деятельности подростка зависит эмоциональное благополучие школьника в подростковом возрасте.

Процесс обучения в подростковом возрасте характеризуется введением новых предметов, наиболее сложных по содержанию и восприятию материала. Мышление, которое свойственно данному возрасту, состоит из следующих типов усвоения знания — теоретическое и рефлексивное [2, с. 265]. В основе теоретического мышления заложено познание предмета на уроке за счет раскрытия содержательного анализа, рассмотрения зависимостей признаков, выделения специфических закономерностей. Рефлексивное мышление предполагает осознание интеллектуальных задач, то есть способность анализировать действия и способы решения текущих заданий. Выделяя специфику типов мышления, школьник во время обучения должен обладать определенными умениями. Например, использовать разнообразные стратегии, выдвигать гипотезы, проявлять интерес к рассуждению, искать решения и возможные подходы к решению проблем, принимать абстрактные решения к большому объему задач. Таким образом, подросток должен осознавать свои интеллектуальные способности, применяя их в своей деятельности, управляя ими в обучении.

Процесс обучения сводится к усвоению новых научных знаний, следовательно, новых форм интеллектуальной деятельности. Неполноценное усвоение знаний приводит к неумению решать задачи во время урока, то есть возникает проблемная ситуация. Когда школьник не способен видеть в конкретном направлении обобщенное, обнаруживается вербализм, являющихся негативным показателем при усвоении учебного материала. Например, при подготовке домашнего задания по русскому языку и математике. Так, делая задания по математике, ученик потратит много времени, нежели при подготовке к гуманитарному предмету, который подразумевает классификацию фактов, развернутые описания, выделение зависимостей. То есть, подростки тратят на подготовку очень много времени в связи с тем, что владеют всеми приемами работы над учебным материалом. Для педагога в данной ситуации возникает необходимость в том, чтобы направить школьника на наиболее легкую подготовку к домашнему заданию, развивая умения овладеть основными приемами текущей работы.

Еще одной проблемой подростка, оказывающей негативное влияние на познавательную деятельность, выступает установка на запоминание материала. Так как для этого возраста характерно то, что память взаимосвязана с интеллектуализацией, то число учеников, применяющих именно запоминание, увеличивается. Подростки, которые способны хорошо запоминать материал, сознательно и намеренно используют приемы на самом уроке и в последующем обучении. Те, кто плохо запоминают материал, отличаются косностью к предмету, то есть их мыслительные способности однообразны и бедны по своему характеру. Между использованием запоминания и продуктивностью запоминания и воспроизведения существует зависимость, оказывающая влияние на педагогический процесс. Таким образом, подростковый возраст характеризуется умением обрабатывать материал стихийно. От того, как правильно преподнести преподавателю материал и развить у школьника умение логической его обработки, зависит развитие интеллекта и способностей подростка [5, с. 158].

Познавательный интерес, формируемый у школьника опирается на принципы активизации познавательной деятельности. Стремление к продуктивному результату осуществляется благодаря выбору тех или иных методов и средств обучения. От учащегося требуется не только правильное понимание изученного материала, но и умение оперировать и применять в своей деятельности эти знания. Продуктивным результат будет при наличии активности мыслительной и практической деятельности школьника. То есть, все знания, полученные на уроке, требуют от школьника формирование профессиональной деятельности, за счет мысленного использования знаний на практике. Так, Щукина Г. И. выделяет основные принципы активизации познавательной деятельности. Одним из главных можно назвать принцип проблемности. Сущность данного принципа заключается в решении соответствующих специфических проблем, таких как, разрушение неверных стереотипов, формирование прогрессивных убеждений. Содержание школьного материала должно опираться на учет интересов учащихся, то есть, принцип предполагает наличие специфических форм проведения урока, педагогических приемов и методов. Знания приобретаются школьником благодаря собственной активной деятельности и проявлению интереса. Принцип взаимообучения. Наличие данного принципа в процессе обучения предполагает получение знаний за счет взаимного обучения между школьниками. Они между собой обмениваются уже знакомым материалом, изучают новые явления и факты, актуализируют и развивают свои возможности. Для успешного самообразования учитывается не только теоретическая база, но и уже применяемые школьником знания. Принцип исследования изучаемых проблем. Обучение должно опираться на исследовательскую деятельность. Изучение проблем и явлений есть важный критерий для активизации учебной и познавательной деятельности. В связи с этим, немаловажным является поисковый характер, элементы анализа и обобщения. Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. В основе принципа организация учебной и познавательной деятельности, которая должна приближаться к реальности. Так как практическая часть выступает в процессе обучения как основа профессиональной подготовки, то учитывая специфику данного принципа, учителю требуется обеспечить переход от теоретического осмысления к практическому, учитывая принцип проблемного обучения. Принцип индивидуализации. Предполагает организацию учебно-познавательной деятельности, учитывая индивидуальные особенности ребенка. В данном случае особенно учитывается наличие методов и форм обучения, которые способны характеризовать особенности ученика. Реализация принципа индивидуализации учитывает психофизиологию ребенка, на которую оказывает влияние состав класса, адаптация к учебному процессу, способность к восприятию материала. Принцип самообучения. В основе заложен механизм самоконтроля и саморегулирования. Личное стремление к получению знаний и умений, например, изучая дополнительную литературу, позволяют индивидуализировать деятельность школьника. Принцип мотивации. Начало активной деятельности должно подразумевать желание решить проблему, имея мотивационный стимул. Мотивация есть важное условие активизации познавательной деятельности [1, с. 45]. Таким образом, особенности учебного процесса опираются на определенные принципы. Чтобы активизировать деятельность учащихся учитываются факторы, побуждающие к активности, проявлению интереса, при помощи мотивов и стимулов учащегося и учителя.

Современные тенденции процесса обучения характеризуют деятельность учителя, как осуществляющего управление учением школьника. Ребенок в свою очередь должен учиться самостоятельно. Отношения между учителем и учеником подразумевают использование стимулирующих методов, формирующих отрицательное или положительное отношение к обучению.

Бабанский Ю. К. выделяет три группы методов стимулирования: методы эмоционального стимулирования, методы развития познавательного интереса, методы формирования ответственности и обязательности [2, с. 156].

Методы эмоционального стимулирования основываются на создании ситуации успеха, поощрении или порицании в обучении, использовании игр при организации учебного процесса. Процессы внимания, осмысления и запоминания активизируют эмоциональное возбуждение, повышая тем самым, эффективность поставленных целей и задач. Обеспечить проявление положительного отношения к обучению у ребенка есть важная задача педагога в процессе обучения. Группа методов развития познавательного интереса также важна для понимания и объяснения. Она основана на формировании готовности восприятия учебного материала, выстраивании игрового познавательного сюжета, стимулированию занимательным содержанием, созданием ситуаций творческого поиска. Так как творчество является одним из компонентов развития личности, то ситуации включения учеников в творческую деятельность вызывают познавательный интерес. Творческая атмосфера в классе подразумевает креативность получения знаний. То есть, при выполнении заданий выступают креативные идеи, ребенок способен самостоятельно раскрыть какие-либо закономерности и признаки, используя творческую работу. Например, придумать задание или упражнение к уроку по определенной теме, решать кроссворды или ребусы способствуют самостоятельному поиску вариантов выполнения заданий. Немаловажную роль на развитие познавательной активности также оказывает группа методов формирования ответственности и обязательности. Компонентами этой группы методов являются взаимная проверка, прием взаимных заданий, метод групповой работы. В основе формирования лежит диалогическое общение учащихся. Диалог образует совместную работу всех субъектов в процессе обучения, осуществляет переход от индивидуальной работы к совместной, идущей к одной общей цели. Например, совместное нахождения верного решения проблемы, совместное переживание, работа в группах. Технология данных методов в наибольшей степени соответствуют современности, являются популярными и актуальными при выборе проведения урока. Завершающим этапом является индивидуальная проверка знания школьника, итог работы всего класса.

Таким образом, все принципы и методы влияют на образовательный процесс. Используя разные технологии при построении урока, учитель направляет свою деятельность на активизацию познавательной деятельности учащихся. Тем самым, формируются универсальные учебные действия школьников, такие как работать, общаться, совместная работа с окружающими, работа с новым материалом, опираясь на уже полученные знания. Оптимальность образовательного процесса заключается в выборе технологии, которая характеризуется своей универсальностью и широким применением в современной системе образования [1, с. 36].

Так как содержание учебных предметов выступает объектом познавательного интереса, нам представилось актуальным рассмотрение данного вопроса о назначении учения для школьника. Используя методику М. В. Матюхина «Перечень любимых занятий», мы выявили степень сформированности познавательного интереса. Цель проведенного исследования — изучить познавательный интерес на уроке с практической точки зрения. База исследования — МБОУ «Нижнегумбетовская средняя общеобразовательная школа», учащиеся 8 класса. Так, каждому испытуемому был дан бланк с перечнем занятий. Задача ученика — выбрать четыре задания, которые вызывают наибольший интерес при их выполнении. Выбрать необходимо из таких занятий, как: слушать, когда учитель приводит интересные примеры на уроке; делать выводы с помощью учителя на уроке; выполнять задания по определенной теме; узнавать интересные факты на уроке; самостоятельно составлять задания по определенной теме; подготовить сообщение по определенной теме; узнать, почему предмет называется определенным словом; самостоятельно составлять схемы к определенному заданию; узнавать названия, касающиеся текущей темы; слушать, когда учитель рассказывает что-то необычное; узнавать подробнее тему (задавать вопросы учителю); делать самостоятельно выводы на уроке. По результатам исследования, были получены следующие данные (Таблица 1).

Таблица 1

Результаты исследования уровня развития интереса ксодержанию ипроцессу обучения по методикеМ.В.Матюхина «Перечень любимых занятий»

Номер участника

Номера любимых заданий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

+

+

+

+

2

+

+

+

+

3

+

+

+

+

4

+

+

+

+

5

+

+

+

+

+

6

+

+

+

+

7

+

+

+

+

8

+

+

+

+

9

+

+

+

+

10

+

+

+

+

11

+

+

+

+

12

+

+

+

+

13

+

+

+

+

14

+

+

+

+

15

+

+

+

+

16

+

+

+

+

17

+

+

+

+

18

+

+

+

+

Количество выбора класса

9

7

5

2

6

2

3

5

10

13

11

2

Процент по показателю

50

38,8

27,7

11,1

33,3

11,1

16.6

27,7

55,5

72,2

61,1

11,1

Как показало исследование, у учащихся 8 класса преобладает интерес к содержанию обучения. Большинство испытуемых выбрало любимое занятие на уроке — слушать, когда учитель рассказывает что-то интересное (72,2 %). Среди наиболее интересных, для школьников являются и такие занятия, как: узнавать подробнее тему (задавать вопросы учителю) (61,1 %); узнавать названия, касающиеся определенной темы (55,5 %). Не менее важными выступили такие занятия на уроке: слушать, когда учитель приводит интересные примеры на уроке (50 %); делать выводы с помощью учителя на уроке (38,8 %); самостоятельно составлять задания на уроке (33,3 %); выполнять задания и самостоятельно составлять схемы к определенному заданию и (27,7 %). Среди наименьших показателей выявлены: узнавать, почему предмет называется определенным словом (16,6 %); узнавать интересные факты на уроке, подготовить сообщение по определенной теме, самостоятельно делать выводы на уроке (11,1 %). На основе выбора любимых занятий определяется характер интересов содержательной и процессуальной стороны учения. То есть, в классе в большей степени у учащихся проявляется интерес к занимательности (122,2 %). Для ребенка важна привлекательность фактов (116,6 %). Творческий уровень составил в классе 61 %. Около половины соответствуют поисково-исполнительскому уровню (49,9 %). Подтверждение заинтересованности в самом процессе действий составило 28,8 %. Пристрастие к сути явлений составило 27,7 % (Рисунок 1).

Рис. 1.

Таким образом, мы пришли к выводу, что для школьника в большей степени интересно содержание обучения. Для ребенка важна занимательность урока, отдельные факты и примеры, ему интересно самостоятельно готовить сообщения и выполнять различные задания по изучаемой теме урока. Творческий и исследовательский уровень менее привлекают ученика. Наше исследование показало, что у испытуемых в меньшей степени проявился познавательный интерес, так как у большинства ребят интерес развлекательного типа и к результату обучения.

Итак, развитие познавательного интереса учащегося является актуальной проблемой педагогики. Активная мыслительная деятельность обеспечивается за счет использования учителем определенных методов и приемов, с помощью которых формируются умения обобщать, сравнивать, искать средства решения проблем. В связи с этим, особое значение приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, введение дискуссий, приобщение к творческой деятельности. Активные методы, формы и средства обучения способствуют улучшению освоения материала, развитию научного интереса и активизации учебной деятельности. Активизация основывается на положениях теории деятельности, развития познавательного интереса и активизации познавательной деятельности школьника. Таким образом, развитию познавательного интереса способствует активизация познавательной деятельности школьника.

Литература:

  1. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. М.: Омега-Л 1999.388 с.
  2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии: Кн.2.М.:Просвещение 1997.240 с.
  3. Ковалева Е. В. История педагогики и образования: учебное пособие 2013. 256 с.
  4. Крившенко Л. П. Учебник для бакалавров: 2-е изд.М.:Сфера 2014. 158 с.
  5. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности. М.:Омега-Л 1995 356 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle