Библиографическое описание:

Чернышова И. А. Методическая разработка музыкального руководителя «Здоровьесберегающие технологии в вокально-хоровой работе с дошкольниками» // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1208-1210.



Хорошо известно, что пение, особенно хоровое, совместное — это верный показатель духовного здоровья нации. «Поэтому детское хоровое пение — это природосообразная (сообразная природе народа) педагогическая технология формирования в детях гармоничного строя души как способности к восприятию и сопереживанию гармоничной целесообразности жизни, что является основой, краеугольным камнем строительства в человеке его человеческой сути — его нравственного сознания, его личности.

Г. А. Струве

Приступая к работе с детьми, педагог-музыкант должен отчетливо понимать, какое влияние на формирование личности ребенка и состояние его здоровья он окажет, какой вклад в формирование профессиональных качеств и навыков должна внести работа в музыкальном зале (студии), если занятия пением преследуют эту цель.

Многолетние наблюдения педагогов-музыкантов, хормейстеров, врачей за динамикой развития детей утверждают, что систематические занятия сольным и хоровым пением благоприятно влияют на состояние их здоровья. Неслучайно профессия певцов является профессией долгожителей. Примером могут послужить имена великих русских певцов, сохранивших до глубоко преклонных лет не только прекрасное физическое здоровье, но великолепную вокальную форму: М. О. Ройзен, И. С. Козловский, М. Д. Михайлов, С. Я. Лемешев, П. Г. Лисициан и др.

«Правильное пение с детства развивает и музыкальный слух, и певческий голос. Голос увеличивается в объеме, совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией!» — пишет в своей книге «Пение и воспитание детей в хоре» В. А. Шереметьев.

Всякий поющий человек многократно переживал состояние подъема физических сил, улучшения своего состояния после или во время пения!

«Современными учеными проводится множество экспериментов, которые дают начало систематическому учению о воздействии звуковых вибраций, гармонизирующих внутренние процессы в организме человека. В частности: протяженное произнесение или пропевание гласных звуков с улыбкой на лице благоприятно влияет на состояние почек; «э-э» благотворно действует на железы внутренней секреции; «а-а» массирует глотку, гортань, щитовидную железу; «о-о» приводит в порядок среднюю часть груди»; «и-о-и-о» массирует сердце — из статьи Н. Давиденко «Мастерская клавирного слуха». Пение в минорном ладу способствует замедлению обмена веществ, мажор — усиливает вибрацию клеток в организме, их активному росту и делению.

Доктор медицинских наук, профессор И. П. Чукиев утверждает: «Подъем сил, обусловленный положительными эмоциями, не кажущийся, а реальный. Это — следствие повышения жизненных возможностей всех органов, тканей и систем, участвующих в рабочем (певческом) действии, эмоционально переживаемом. (Сб. «Развитие детского голоса» М, 1963г.) И далее: «Пение не только доставляет поющему удовольствие, но так же упражняет и развивает дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет свое здоровье».

Кандидат медицинских наук И. Я. Держне, утверждает, что: «…При слуховых раздражениях, исходящих от собственного голоса (речевого и вокального)… наблюдаются биологические сдвиги в организме (причем) отрицательного характера, если голосовая функция нарушена!» т. е., больной голос угнетает общее самочувствие. Все сказанное неминуемо приводит к выводу, что состояние голосового аппарата совсем не безразлично для общего самочувствия человека, а сам процесс пения стимулирует жизненные силы организма. Человек, регулярно занимающийся пением, объективно укрепляет свое физическое и психическое здоровье. Качество звучания его голоса — показатель его здоровья.

Пение является естественной потребностью ребенка. Пение в хоре не только доставляет радость, но позволяет педагогу, хормейстеру организовать вокально-хоровое воспитание детей в одновозрастном коллективе, активно влияя на формирование различных сторон личности. Пение в хоровом коллективе воспитывает трудолюбие, пунктуальность, самостоятельность, взаимопомощь. Выступления учат этике поведения, самообладанию, артистизму, этике костюма. Умело подобранный репертуар формирует музыкальный кругозор, гражданскую, патриотическую позицию, вкус исполнителей. Овладение музыкальным и поэтическим содержанием каждого произведения, развивает эмоциональную сферу ребенка, его воображение, образное мышление. Умелая работа над поэтическим текстом влияет на формирование правильной и выразительной речи ребенка. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи. А речь, как известно, является материальной основой мышления. Так как голосовой аппарат человека принимает активное участие в процессе восприятия любой звуковой информации, вокальное воспитание, развивающее и совершенствующее этот аппарат, способствует улучшению качества восприятия, делая дальнейшую учебу ребенка в школе более успешной. Формирование гармоничной, свободной, творческой личности ребенка является гениальной целью работы любого детского хорового коллектива.

Приступая к работе с детским голосом, выбирая тот или иной прием, метод воздействия на голос детей, педагог должен помнить о своей ответственности за здоровье и перспективное развитие каждого ребенка, как и врач, соблюдая заповедь: «Не навреди!». Педагог-музыкант должен быть методически, педагогически и психологически грамотным, иметь широкий кругозор в этой области. Последнее время появилось много новых, нетрадиционных методик обучения пению. С чем это связано?

  1. Появились новые данные современной науки о голосе, позволившие лучше понять принцип работы голосового аппарата.
  2. Кардинально изменившиеся экологические условия жизни людей, значительно ослабившие здоровье современных детей, в частности-здоровье и выносливость голосового аппарата.
  3. Значительно изменились социально-культурные условия жизни общества: из быта ушла традиция домашнего пения.
  4. Дети потеряли навык слышать и интонировать мелодию. Такое явление, как «гудошник» — человек не точно или вовсе не интонирующий по причине слабо развитой координации слуха и голоса, или не развитости голосового аппарата — стало явлением.
  5. Увлечение слишком громким звуком, прослушивание музыки в наушниках, значительно снижает физиологический порог восприятия звука, попросту — оглушает.

Как следствие, процесс обучения детей пению серьезно усложнился. Потребность в современных обучающих методиках в области вокально-хорового образования в конце ХХ века осозналось чрезвычайно остро.

Хотелось бы осветить два инновационных метода обучения детей пению именно дошкольного возраста с учетом их психофизических возможностей. Последнее время все больше детей дошкольников испытывают затруднения в произношении определенных звуков, слов. Уже никого не удивляет почти повсеместный диагноз — ОНР.

Фонетический метод Д. Е. Огороднова и фонопедический метод В. В. Емельянова, помогают овладеть не только вокально — хоровыми навыками, но и помочь детям с нарушениями речевого аппарата.

Фонетический метод заключается в выявлении целесообразности применения тех или иных гласных, их последовательностей, рациональных сочетаний с согласными для воздействия на голосовой аппарат в зависимости от поставленной вокально-технической задачи. Этот метод требует от педагога знания влияния отдельных фонем на работу голосового аппарата и возникновения акустических свойств голоса — звонкости, полетности. От способа и манеры артикуляции зависит окраска, тембр голоса, темная и светлая, близкая и далекая вокальная позиция, открытое или прикрытое, «пестрое» или выравненное звучание гласных по тембру.

Автор фонопедического метода — вокалист, врач фонопед В. В. Емельянов определяет фонопедию так: «Фонопедия — это постановка речевого и певческого голоса, применяемая к людям с расстройством голосообразования до приведения в норму здоровья». Этот метод чрезвычайно эффективен в работе с детьми, имеющими определенные проблемы с голосообразованием, т. к. при помощи комплексов фонопедических упражнений помогает выработать, развить и привести в норму показатели певческого голоса. Критериями фонопедического подхода к развитию голоса являются: биологическая целесообразность, энергетическая экономичность. Методика не ставит задач художественно — исполнительских, представляя их решение воле, вкусу, таланту педагога — музыканта. Она лишь создает материальную базу, формирует, настраивает голос, как музыкальный инструмент, для последующей исполнительской деятельности.

Учитывая влияние речевых навыков на певческие, комплекс музыкально-певческого воспитания включает в арсенал средств постановки и воспитания голоса особые речевые, мелодекламационные упражнения — так называемое художественное тактирование и коллективную декламацию стихов.

Опыт показывает, что у большинства детей бывает зажата кисть руки и одновременно с этим — нижняя челюсть и гортань. Кисть руки ученые относят к органам речи, так тесна связь между рукой и голосовым аппаратом. Использование на занятиях схем-алгоритмов позволяет добиваться мышечной свободы у детей, как в пении, так и в дирижерских жестах, воспитывать вокальные навыки в сочетании с развитием общей музыкальности. С помощью схем — алгоритмов в работу с голосом включаются зрительные ассоциации, движения рук. Все это, наряду с активной работой над решением исполнительских задач, максимально мобилизуют внимание поющего, раскрепощает тело, организуют движения.

В своей работе над вокально-хоровыми навыками активно использую методики Д. Е. Огороднова и В. В. Емельянова, что позволяет мне добиться высоких результатов в достижении поставленных целей, а именно улучшить здоровье современных дошкольников через такой доступный для них вид деятельности — пение!

Литература:

  1. Алмазов Е. И. Развитие детского голоса. М., 1963
  2. Алиев Ю. Б. Пусть запоет наш хор. В сб. «Я вхожу в мир искусств» Вып 12., М., 2001г.
  3. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М., 1968г.
  4. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. С.-П., 1997г.
  5. Кудрявцева Т. С. К методике воспитания вокально-хоровых навыков средствами хоровых упражнений в учебном хоре.
  6. Малинина Е. М. Вокальное воспитание детей. Л., 1976
  7. Огороднов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Киев, 1989г.
  8. Никольская-Береговая К. Ф. Начальный этап вокально-хоровой работы с детьми. М., 1968г.
  9. Стулова В. Г. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1992г.
  10. Струве Г. А. Школьный хор. М., 1967г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle