Библиографическое описание:

Лето Я.-А. Понятие, значение и содержание системы мер по поддержке учреждений культуры в муниципальном образовании // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 630-635.



В настоящее время поддержка учреждений культуры на государственном, региональном и муниципальном уровне имеет огромное значение. В первую очередь, это выражается посредством финансового обеспечения сферы культуры.

В системе финансового обеспечения сферы культуры и искусства особое место принадлежит политике налогового протекционизма, которая необходима для создания условий развития новых форм культурной деятельности и диверсификации источников ее финансирования. Одной из важнейших задач на предстоящие годы является разработка современной системы налогового стимулирования благотворительной деятельности в сфере культуры.

Налоговое стимулирование доноров в сфере культуры. В ноябре 2014 г. был принят Федеральный закон № 327-ФЗ «О меценатской деятельности». В законе под меценатской деятельностью понимается деятельность по безвозмездной передаче имущества, в т. ч. денежных средств, или прав владения, пользования, распоряжения имуществом и (или) безвозмездные выполнение работ и оказание услуг в сфере культуры и образования в области культуры и искусства, направленные на сохранение культурных ценностей и развитие деятельности в сфере культуры и образования в области культуры и искусства.

Законодательство устанавливает, что меценатами могут быть как физические, так и юридические лица, получателями — как государственные, так и негосударственные некоммерческие организации культуры, образовательные организации, реализующие программы в области культуры и искусства. Важным положением принятого закона является норма о том, что меценатская поддержка не является основанием для сокращения бюджетного финансирования ее получателей.

Налоговые льготы для книжной отрасли. В 2013 г. Председатель Правительства Российской Федерации Д. А. Медведев поручил проработать варианты арендных льгот для книжной торговли. Проблема в том, что в последние два десятилетия книжные магазины позиционировались только как торговые точки, без учета их социальной и культурной значимости. Число стационарных розничных книготорговых точек в России сократилось с 8455 ед. в 1990 г. до 2900 ед. в 2012 году. Особенно тревожная ситуация складывается на региональном уровне. В настоящее время в европейских странах на один книжный магазин приходится 5–6 тыс. жителей, в России — на один магазин — 50–55 тыс. жителей, то есть меньше на порядок. [1, с. 10] Как правило, при закрытии сетевых книжных магазинов, помещения распродаются без сохранения книжного профиля торговых площадей.

Корпоративная благотворительность. Доля корпоративных благотворительных программ в общем объеме благотворительности в России достаточно велика. Постепенно растет готовность благотворителей раскрывать сведения о сделанных пожертвованиях. В VII ежегодном международном конкурсе «Лидеры корпоративной благотворительности» в 2014 г. приняло участие 59 компаний. Результаты показывают, что у бизнеса пока на первом месте стоят собственные благотворительные программы (89,9 %). Но необходимо отметить важный шаг к партнерству с некоммерческим сектором: больше половины компаний привлекают к реализации крупные некоммерческие организации (62,75 %), выстраиваются долгосрочные многосторонние отношения с властью и обществом. [2,с. 7]

О качественном развитии корпоративной благотворительности в России говорит и рост числа участников, которые проводят политику поддержки корпоративного волонтерства. В последние годы увеличивается число компаний, учреждающих корпоративные фонды, чтобы институциализировать свои благотворительные программы. Динамика развития корпоративной благотворительности также наблюдается в активизации системы сбора частных пожертвований внутри коллектива через программы поощрения сотрудников.

Развитие добровольчества (волонтерства) в сфере культуры. В последние годы в России создаются предпосылки для развития волонтерства среди молодежи, людей старшего возраста и сотрудников корпоративного сектора. Инициативы гражданского общества часто идут впереди законодательного регулирования. В регионах России растет число волонтерских центров, деятельность которых направлена на развитие добровольчества и вовлечение населения в благотворительную деятельность.

В сфере культуры, волонтерство в России пока распространено мало, но у этого направления есть широкие перспективы. Участие добровольцев возможно при реставрации объектов культуры, организации работы с посетителями в музеях, проведении экскурсий, при организации крупномасштабных событийных мероприятий и др. Именно крупные музеи с середины 1990-х гг. стали активно привлекать добровольцев в рамках своей текущей деятельности. Программа «Волонтеры Государственного Эрмитажа» начала свою работу в 2003 г. За период существования службы волонтеров удалось создать модель сотрудничества с различными отделами музея. Важно, что в Эрмитаже, кроме россиян, работают добровольцы из разных стран, постоянно привлекаются новые участники.

В 2014 г. при поддержке Департамента культуры г. Москвы был создан ресурсный центр «Мосволонтер» с целью популяризации, развития добровольческой деятельности в столице, в т. ч. и в сфере культуры.

Целевой капитал как долгосрочный ресурс организаций культуры. По данным Форума Доноров, на 1 февраля 2014 г. в России было зарегистрировано 117 фондов целевого капитала, к концу года их число возросло до 133. Большинство этих фондов созданы для поддержки организаций в сфере образования и науки — 62 %. По остальным сферам поддержки зарегистрированные фонды целевого капитала распределены следующим образом: в сфере здравоохранения и социальной поддержки населения — около 12 %, культуры — 10 %, спорта — примерно 2 %. [3, с. 53] Надо отметить, что фонды целевого капитала в области культуры и искусства обладают определенными особенностями, которые замедляют развитие данного института поддержки. Как известно, в декабре 2013 г. в доверительном управлении находились средства трех целевых капиталов, непосредственно связанных с культурой: «Фонд развития Государственного Эрмитажа», «Специализированный фонд управления целевым капиталом поддержки отечественной кинематографии», Фонд целевого капитала ГМЗ «Петергоф». Также в конце 2013 г. был зарегистрирован «Специализированный фонд управления целевым капиталом частного учреждения культуры «Еврейский музей и центр толерантности», формирование которого осуществляется с 2014 г. Зарегистрированные в предыдущие годы «Фонд Большого театра», «Фонд поддержки Центрального дома актеров», «Фонд Государственного музея изобразительных средств им. А. С. Пушкина» так и не сформировали целевые капиталы. О необходимости формирования эндаумент-фонда «Общественного телевидения» (ОТР) говорилось еще в 2012 г. Предполагалось, что доходы от его размещения на финансовых рынках будут покрывать расходы на содержание телеканала. Однако до настоящего времени этот инструмент не используется, ОТР собирает только благотворительные пожертвования на текущую деятельность.

За последние годы в Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» было внесено ряд изменений. Так, в 2012 г. вступили в силу поправки, среди которых, например, возможность пополнения эндаументов за счет недвижимости и ценных бумаг. Однако, по мнению экспертов, за два года это нововведение не дало ощутимого эффекта. При этом есть две группы дополнений, которые могли бы стать реальным стимулом для развития рынка целевых капиталов. Предлагается предоставить некоммерческим организациям право формировать и пополнять целевой капитал за счет собственных средств, позволить фондам и благотворительным организациям формировать и пополнять как собственные целевые капиталы, так и целевые капиталы других некоммерческих организаций. Такая мера открыла бы доступ на рынок целевых капиталов крупнейшим благотворительным фондам, работающим в России, позволило бы им иметь собственный капитал. [4, с. 4] Во внешней среде проблемной точкой остается отсутствие пакета налоговых льгот для юридических лиц, вносящих средства на формирование и пополнение эндаумент-фондов. В 2014 г. Минэкономразвития России выступило с законодательной инициативой, предлагающей поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации в части предоставления налогового вычета юридическим лицам, направляющим средства в целевой капитал некоммерческих организаций.

Важной составляющей в управленческой подготовке руководителей организаций культуры, заинтересованных в создании собственного эндаумент-фонда, явилась пилотная программа «Целевые капиталы: стратегия роста», реализуемая в 2012–2014 гг. Специализированный фонд целевого капитала Государственного музея-заповедника «Петергоф» благодаря обучению и поддержке фонда В. Потанина смог реализовать собственный инновационный проект по проведению кампании по сбору средств на развитие музея. Была организована и успешно проведена региональная моментальная лотерея «Дворцы и парки Петергофа». Выручка от продажи лотерейных билетов составила 2,5 млн. руб. [5, с. 3]

Следует подчеркнуть, что ключевыми проблемами формирования фондов целевого капитала в области культуры остаются отсутствие опыта привлечения дополнительных внебюджетных средств, взаимодействия с донорами и использования обширного инструментария фандрейзинга. На практике не все зарегистрированные фонды целевых капиталов способны их сформировать и передать в доверительное управление. Однако движение по популяризации идеи и инструментов эндаумента постепенно формирует интерес у руководства государственных учреждений культуры. В 2015 г. эксперты ожидают формирование фондов целевых капиталов в рамках частных культурных проектов.

Дополнительная государственная поддержка творческой деятельности. В 2014 г. в рамках реализации мер дополнительной поддержки творческой деятельности [6, с. 2] было увеличено количество государственных стипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства России и талантливых молодых авторов литературных, музыкальных и художественных произведений до 2000, а к 2015 г. — до 4000 стипендий. С 2014 г. учреждается 100 государственных стипендий (в размере по 20 тыс. рублей каждая) для молодых деятелей культуры и искусства с целью обеспечения возможности творческой деятельности в субъектах Российской Федерации.

На период 2013–2015 гг. получателями грантов Президента Российской Федерации определены 46 учреждений культуры и искусства (ведущие профессиональные коллективы симфонического и академического хорового искусства, театры для детей и юношества, музыкальные театры, хоровые и камерные музыкальные коллективы). Начиная с 2013 г., в целях поддержки и развития творческих индустрий и продвижения инновационных проектов в области современного искусства Минкультуры России распределяет гранты в форме субсидий в рамках реализации ФЦП «Культура России (2012–2018 годы)". Размер одного гранта составляет 2 млн. руб. В 2013 г. на конкурсной основе было предоставлено 10 грантов, в 2014 г. — 20 грантов. Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере культуры. Меры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — СО НКО) постепенно складываются в комплексный подход, представляющий серьезную инновацию в практике государственного управления в России и способный оказать стратегическое влияние на развитие некоммерческого сектора России. В 2010–2013 гг. на федеральном уровне были приняты дополнительные законодательные нормы, сформулировавшие благоприятные условия для деятельности некоммерческих организаций, развития благотворительности и добровольчества. Постановлением Правительством Российской Федерации от 10 апреля 2013 г. № 1938п-П44 утвержден комплекс мер, направленных на увеличение поддержки социально ориентированных НКО на период до 2018 г. [7, с. 3] Кроме того, с 1 января 2014 г. при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд СО НКО предоставляются преимущества наравне с субъектами малого предпринимательства. [8, с. 2] Минэкономразвития России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям» [9, с. 3] проводит конкурный отбор СО НКО для предоставления субсидий из федерального бюджета. Так, в 2014 г. в качестве примера победителя в области культурной деятельности можно привести АНО культуры «Музей будущего», получившую субсидию в размере 9,2 млн. руб. на выполнение заявленных проектов. В 2014 г. Минфин России для публичного обсуждения представил законопроект «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающий возможность возврата налога на доходы физических лиц СО НКО в связи с предоставлением налогоплательщику социального налогового вычета. [10, с. 7] По действующему законодательству, благотворитель получает назад 13 % от своего пожертвования в виде вычета из суммы своего подоходного налога. Предлагаемые поправки предусматривают, что с согласия налогоплательщика сумма вычета будет направляться некоммерческой организации, в адрес которой было сделано пожертвование. Для упрощения процесса устанавливается, что при отсутствии налоговой декларации от благотворителя с его согласия за вычетом может обратиться сама НКО. Отметим, что, сохраняется норма о том, что сумма возвращаемого таким способом налога не должна превышать 25 % годового дохода физического лица.

Вместе с тем одной из проблем, затрудняющей деятельность социально ориентированных организаций в 2014 г., стало их участие в размещении государственных заказов.

Требования, введенные Законом о контрактной системе и касающиеся обеспечения заявки на участие в конкурсе (аукционе) и обеспечения исполнения контракта, практически исключают возможность участия некоммерческих организаций в государственных закупках.

В соответствии с новыми нормами значительно ужесточились требования, предъявляемые к банковской гарантии. В этой связи возросли и требования банков к поставщикам (подрядчикам, исполнителям). Фактически некоммерческая организация, не имеющая выручки, теперь не может получить банковскую гарантию ни в одном банке.

Следует обратить внимание, что размер обеспечения исполнения контракта в соответствии с частью 6 ст. 96 Закона о контрактной системе должен составлять от 5 до 30 % начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. Однако на практике государственный заказчик устанавливает максимальный предел — 30 %.

Представляется целесообразным внести изменения и дополнения в Закон о контрактной системе, в соответствии с которыми бы размер обеспечения контракта в случае размещения государственного заказа у социально ориентированных некоммерческих организаций был ограничен 5 %, а также установить упрощенный порядок получения банковских гарантий для некоммерческих организаций.

Поступления от государственных лотерей. Институт маркированных налогов предусматривает направление в сферу культуры и искусства доходов от определенных видов налогов и сборов, которые должны устанавливаться нормативно-правовыми актами. Часть поступлений от проведения частных или государственных лотерей на социальные проекты также рассматривается как маркированный (специальный) налог. Анализ мировой практики организации и проведения лотерей дает возможность говорить об их значительном потенциале как ресурсе поддержки социально-культурной деятельности.

За последние два десятилетия в России так и не была создана оптимальная модель поддержки культуры от лотерейной деятельности. Однако целевые отчисления, предусмотренные действующим законодательством, направляются на проекты и программы, реализуемые другими ведомствами. В качестве примера можно привести деятельность ООО «Государственные лотереи «Победа». Основной целью проведения лотерей является создание дополнительного источника финансирования мероприятий в рамках «Стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года». Как утверждают организаторы лотереи, с 2011 г. по 2014 г. общая сумма целевых отчислений составила более 400 млн. руб.

30 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 416-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лотереях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». [11, с. 5] Данный документ кардинально изменяет порядок организации и проведения лотерей в России. Организовывать лотереи теперь сможет только уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. Российские частные компании лишаются такого права. Организаторами лотерей могут выступать Минспорт России и Минфин России. Они будут проводить открытый конкурс для определения оператора лотереи — лица, которое проведет ее и которое будет заключать договоры и осуществлять взаимодействие с участниками лотереи. По действующему законодательству, размер целевых отчислений составляет 10 процентов от разницы между суммой выручки оператора лотереи от проведения лотерей за отчетный квартал и суммой выплаченных оператором лотереи за отчетный квартал выигрышей.

В 2013 г. Минкультуры России подготовлен проект по организации Министерством пяти Всероссийских государственных лотерей — трехтиражных (розыгрыш проводится в режиме реального времени) и двух бестиражных (розыгрыш в обычном режиме). Планируемый размер целевых отчислений за пять лет от проведения таких лотерей, по расчетам, должен был составить не менее 5 млрд. руб. Эти средства рассматривались как источник дополнительного финансирования современного искусства, кинематографии, библиотек и народного творчества. Кроме того, часть полученных от лотерей средств предлагалось направить на развитие культурно-познавательного туризма и сохранение культурного наследия в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы. Однако Минэкономразвития России и Минфин России до сих пор не поддержали данную инициативу.

Активизация культурного туризма. Еще одним направлением привлечения финансовых ресурсов в сферу культуры и искусства является культурный туризм. Так, в 2014 г. Правительством Московской области совместно с Минкультуры России заявили о своих планах по развитию культурно-познавательного туризма. На территории региона будут созданы кластеры культурно-познавательного, образовательного, религиозного, делового, сельского и научного направлений. Ожидается, что строительство кластеров будет сопровождаться развитием необходимой инженерной инфраструктуры — появлением новых отелей, гостиниц, а также доступных по цене для массового туриста кемпингов. В рамках данного проекта уже появились первые инвесторы.

Так, в декабре 2014 г. девелоперская компания «Вайд вью девелопмент» подписала соглашение с Минкультуры Московской области о создании туристско-рекреационного кластера около деревни Старово в Дмитровском районе. Общий объем инвестиций должен составить 39,2 млрд. руб. со сроком реализации — семь лет. Кластер разместится на территории около 170 гектаров и будет содержать в себе спортивно-рекреационный комплекс с горнолыжным курортом, зону малой авиации, семь тематических отелей, многофункциональный медицинский центр, лингвистический и ландшафтные центры, парк природы, агротуристический комплекс, бизнес-центр, экспонцентр и деревню-музей. Проект рассчитан на 350 тыс. отдыхающих в год, а также на 15,2 тыс. человек постоянного или сезонного населения.

Также в конце 2014 года было объявлено о намерении создать еще один подмосковный кластер — «Русская Палестина», ядром которого должны стать Ново-Иерусалимский монастырь и музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим», построенный вокруг него. Помимо уже существующих музеев, в кластере будут построены новые гостиницы, создана дорожная сеть, два моста через реку Истру, проложены веломаршруты.

Осенью 2014 г. власти Зарайского района Московской области выступили с предложением о развитии туристического кластера. Его создание планируется осуществлять в два этапа, первый из которых включает в себя создание рекреационной зоны «Зарайский кремль — Белый колодец — Великое поле», второй — создание пешеходной зоны в исторической части города Зарайска. Кроме того, в перечень инвестиционных проектов региона входит строительство санатория «Клиника сна», базы отдыха «Охотничья заимка», а также развлекательный комплекс «Деревня хоббитов». Ожидается, что прибыль от эксплуатации данного туристического кластера может составить около 420 млн. рублей в год.

Для Российской Федерации дальнейшее развитие туристической отрасли может послужить мощным рычагом модернизации экономики, а активизация культурного туризма — диверсификации источников финансового обеспечения сферы культуры и искусства.

Литература:

  1. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / Под общ. ред. В. В. Григорьева. — М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2013.
  2. Все о лидерах 2014: по материалам проекта «Лидеры корпоративной благотворительности — 2014" -М.: Форум Доноров, 2015.
  3. Сборник практических рекомендаций/ Под общ. редакцией А. Барковец. М.: Форум Доноров. 2014. C.76.
  4. Ладыгин Д. Фонды целевых аудиторий // Коммерсант.ru. [сайт]. 15.09.2014. № 37. — Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2558396.
  5. Вяткина Ю. Программа «Целевые капиталы: стратегия роста» помогла участникам в организации массового фандрайзинга // Агентство социальной информации [сайт]. URL:http://www.asi.org.ru/news/programma-tselevye-kapitaly-strategiya-rosta-pomogla-uchastnikam-vorganizatsii-massovogo-fandrajzinga/ (дата обращения: 15.04.2016).
  6. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Указ Президента Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № 548 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 12 ноября 1993 г. № 1904 «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» и Указ Президента Российской Федерации «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации»".
  7. http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/SocOrientNoncomOrg/doc20130410_05
  8. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/
  9. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_118686/
  10. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 09.03.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.03.2016)
  11. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156547/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle