Библиографическое описание:

Кудерский Х. А. Отношение к животным в православном богословии // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1318-1320.



Тематика настоящей статьи касается отношения к животным в православном богословии. Этот вопрос особым образом соответствует повседневной жизни людей. Согласно библейскому описанию сотворения мира, животные были созданы перед человеческим родом и были должны служить человеку. Человек получил власть над ними, символом которой является право называть конкретные виды земных существ. В отношениях с животными люди могут развивать соответствующие христианские добродетели: любовь, ответственность и заботу о других. Хотя вопрос о животных обычно рассматривается через призму биологических, социологических и археологических наук, мы должны посмотреть на этот вопрос также с точки зрения богословия, так как эти существа представляют собой творение Бога. Описать в каких отношениях были животные и люди в раю, и как они изменились после грехопадения. Указать роль животных на земле. Подумать, будут ли они существовать в Царстве Божьем. Только лишь на этой основе мы можем определить, каким должно быть христианское отношение к животным.

Ключевые слова: Бог, человек, животные, рай, грех.

The subject of the article is the importance of animals in the Orthodox theology. This issue in a special way corresponds with the daily life of people. According to thebiblical accounts of creation, the animals were brought to life before the humankind and were supposed to serve the man. The human received theauthority over animals. The symbol of that was the right to name individual species of earthly creatures. In relations with animals people can develop appropriate Christian virtues: love, responsibility, care for others. Although the issue of animals is usually seen through the prism of biological, sociological and archaeological sciences, we should also engage in discussion of a theological character, because of the fact that animals are God's creations. Describe what relationships occurred between animals and man in Paradise, and how they changed after the original sin. Characterize the role of animals on earth. Consider whether they will also exist in the Kingdom of God. Only on this basis we can determine what attitude to animals shouldChristiansdemonstrate.

Keywords: God, human, animals, Paradise, sin.

Владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле

(Быт. 1, 28)

Слова, процитированные в начале статьи, указывают на задачу, возложенную на человека Богом применительно ко всем живым существам. В своей статье я попытаюсь проанализировать отношение православного богословия к животным. На основе Священного Писания и Святой традиции можно утверждать, что Бог творит всё для блага человека, его радости и нужд. Подтверждение этих слов можно найти в книге Бытия: „И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо” (Быт. 1, 25) [1,8]. В течение первых дни сотворения были созданы животные, чтобы служить человеку. Животные являются исключительными существами в жизни человека. Они присутствуют на страницах Священного Писания с самого начала, от Книги Бытия по Апокалипсис Иоанна Богослова [3,5]. Авторы Библии подчёркивают, что Бог является создателем каждого живого существа. Подтверждает это 49-ый псалом „ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и жывотные на полях предо Мною” (49,10–11) [1,618]. Создатель дал человеку задание заботиться обо всём мире, в том числе и о животных. Праотец Адам является участником Божества в связи с самим актом сотворения, он решительно отличается от всех других живых существ является, своего рода, «полубогом» для живого мира [2,82]. Раем обладал человек, который жил в гармонии с окружающей природой. Адам понимал язык животных, а они считали его своим покровителем. У человека особая сила царствования над всеми живыми существами, символом которой является давать им имена. Бог привёл всех животных к человеку „чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей” (Быт. 2, 19) [1,8]. Адам даёт имена всем животным: птицам, амфибиям, рептилиям и рыбам, познавая при этом смысл каждого живого существа.

Бог, даруя человеку способность называть животных, как будто делает его соучредителем акта творения. Каждое животное было послушным Адаму. Это связано с тем, что оно видит образ и подобие Божие [4]. Об этом говорит также св. Макарий Великий: „Господь сделал человека князем этого столетия и господином видимого мира. Ни огонь его не сжигал, ни вода не затопляла, ни животные не делали ему вредa” [2,91]. Адам являлся другом Бога, жил в целомудрии и оставался в этом благословенном состоянии. Человек в мудрый и продуманный способ заботился о возложенных на него существах. Вместе с ним все животные и вся окружающая среда славили имя Господне. Подтверждают это слова 148 псалма „Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны,огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его,горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры,звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые” (Пс. 148, 7–10) [1,700]. Пока Адам и Ева не совершили первородного греха, всё создание жило в гармонии, славя Бога. Они не ели мясо, питались только растениями. „A всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу” (Быт. 1, 30) [1,8]. Эти слова свидетельствуют о том, что в раю не было никакой необходимости убивать животных для еды. До первородного греха не было смерти. Однако, из-за нарушения заповедей Бога, отсутствия покаяния первых людей на земле появляется страдание, боль и смерть. Это также касается животных. Грех наших первых родителей следует понимать, как нарушение установленного порядка не только по отношению к человеку, но и к животным. После изгнания человека из рая он начинает избегать животных, больше не считает их своими друзьями. Животные становятся дикими и опасными для людей. Со временем, после всемирного потопа люди начинают ими питаться: „все движущееся, что живет, будет вам в пищу” (Быт. 9, 3) [1,14]. Это связано с тем, что человек начинает чувствовать себя все более и более отчужденным к миру вокруг себя самого. В этом состоянии он не пребывает сам, это касается и животных. Одни животные становятся врагами для других, более слабые существа становятся пищей сильнейших. Их жизнь превратилась в постоянную заботу о своей безопасности. Это создало явление тревоги и страха за свою жизнь. Люди начинают убивать животных, чтобы принести в жертву Богу. Ситуация меняется после рождении во плоти Иисуса Христа. Христа называют Новым Адамом, так как он Сам Себя дал в жертву, чтобы искупить все грехи мира. Христос как Агнец Божий добровольно дает себя в жертву. Определение Агнца Божьего относится ко всем тем жертвоприношениям животных, которые имели место в Ветхом Завете. Момент смерти на кресте Иисуса свидетельствует о том, что с тех пор нет необходимости приносить животных в жертву Богу, поскольку наиболее превосходную жертву принес сам Господь.Животные, однако все равно по-прежнему страдают от рук человека.На протяжении тысячелетий человек все больше отделял себя от животных. Человек определил животное как вещь, что с человеческого ракурса было основной предпосылкой случившегося.Животное лишилось достоинства человеческого товарища. Современный человек не видит в животных их внутреннего мира, а только внешнюю часть, то есть мясо. Однако это еще не самое страшное. Наиболее худший вариант — явление, когда человек убивает животных ради удовольствия, чтобы разнообразить себе время, насыщая свои глаза страданиями умирающего животного [4].Человек убивающий животных в развлекательных целях не показывает тем самым христианского наставления. А если такой человек считает себя еще христианином, то это лишь только по названию. Люди, убивающие животных ради удовольствия, ссылаются на то, что это неразумные существа. Такие люди должны, однако отдавать себе отчет в том, что каждое существующее животное в этом мире — Божье создание. Связано это с тем, что каким бы примитивным не казалось создание, создано оно тем же самым Богом, что и человек. Человек, замечая в себе животную природу, относится к ней как к недостатку. Для того чтобы обуздать возможное высокомерие человека,стоит заметить, что этот же человек был создан после животных. Также человек, сотворённый единственным в своём роде, в одиночку, чтобы мочь свидетельствовать: кто разрушает одну жизнь, уничтожает весь мир. Способ считать животное за вещь в значительной мере фальшивый. Когда человек убивает животное, четвертует их, печет или кипятит его со временем приходит к выводу, что всегда было оно только вещью. Не замечает того, что в этом убитом животном когда-то существовала жизнь. Относится к ним, как к обыкновенной материи. Только человек хочет, чтобы все вокруг воспринимали его через призму его внутреннего мира. Человек не только дух, но и существо психофизическое. В этой связи его тело также имеет спасительное достоинство. Каждый человек должен контролировать свое тело и вести его к соответствующей перемене. Человек подчиняющий тело своей душе, стремится тем самым к обожествлению, а вместе с ним и вся окружающая его действительность. Стремится к возвращению в то состояние, какое было в раю, где он жил в полной гармонии. Это состояние прекрасно показано на стенах российского кафедрального собора святого Дмитрия во Владимире-на-Клязьме (XII столетие) [4]. Внешние стены этого храма покрыты барельефами животных и птиц посреди чудесной растительности. Это не реалистическое представление созданий, существующих в нашей земной действительности, но скорее идеализированные картины. Факт, что в центре все этих картин помещен вид Царя Соломона, сидящего на троне, дает нам отчетливо понять их духовный смысл. Царь Соломон господствует как провозвестник Божьей Мудрости, которая создала мир. Именно в этой роли Соломон собирает вокруг своего трона всё создание, живущее под небом. Не эти создания мы теперь видим на земле, но в этом состоянии, в каком были задуманы Богом в его Божьей Мудрости, которая создала мир. Именно в этой роли Соломон собирает вокруг своего трона все создания, живущие под небом. Не эти создания мы теперь видим на земле, но созданные в таком состоянии, в каком были задуманы Богом в его Мудрости, преображённые и собранные в храме, в их живой и в тоже время архитектурной целостности. Это представление призывает всех людей к перемене своей жизни. Человек, который хочет изменить свой внутренний мир, становиться обозримым для всей внешней действительности [4]. Его внутренняя святыня родственная каждому существу. Примером таких лиц являются святые [4]. Жили они в полной гармонии со всем миром, в том числе с животными. Животные идут к святому, так как чувствуют в нём „такой запах”, который Адам испускал перед грехопадением. Со стороны человека переворот в общении с более низкими созданиями еще более полный и глубокий. Узкое и утилитарное мировоззрение, оценивающее животных исключительно как пищу или орудие хозяйства для человека, заменяется новой картиной мира, которая определяет животных в качестве братьев наших меньших. В этом случае аскетическое воздержание от мясоедения и полное любви и сочувствия отношение ко всем созданиям показывает разные стороны одной и той же жизненной истины — той же самой, которая оспаривает узкое, биологическое понимание жизни [4].

Литература:

  1. Biblia to jest Księgi Starego i Nowego Testamentu. Nowy przekład z języków hebrajskiego i greckiego opracowany przez Komisję Przekładu Pisma,, Warszawa 1990.
  2. Alfiejew H., Misterium wiary. Wprowadzenie do prawosławnej teologii dogmatycznej, tł. J. Charkiewicz, Wydawnictwo Warszawskiej Metropolii Prawosławnej, Warszawa 2009.
  3. Szczepanowicz W., Mrozek A., Atlas zwierząt biblijnych. Miejsce w Biblii i symbolika, Kraków 2007.
  4. Czy tylko człowiek będzie zbawiony, liturgia.cerkiew.pl, http://liturgia.cerkiew.pl/texty.php?id_n=39&id=114, (dostęp 24.04.2016 г.)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle