Библиографическое описание:

Мишина М. Ю., Гуржий А. В. Дебиторская задолженность фирмы в условиях нестабильной рыночной экономики // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 665-667.



Дебиторская задолженность является типичным видом оборотных активов большинства отечественных предприятий. Однако в условиях нестабильной рыночной экономики необходимо особенно тщательно контролировать ее уровень. В статье предлагается комплекс мер по управлению дебиторской задолженностью экономического субъекта.

Ключевые слова: дебиторская задолженность, резервы по сомнительным долгам, финансовое состояние.

В настоящее время практически ни один хозяйствующий субъект не функционирует без дебиторской задолженности. Ее состав может быть различным. В таблице 1 представлена структура дебиторской задолженности предприятия пищевой промышленности — ОАО «Брянский молочный комбинат».

Таблица 1

Состав иструктура дебиторской задолженности ОАО «Брянский молочный комбинат» (по состоянию на конец года) [6]

Категория дебиторов

2013г.

2014г.

2015г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

1. Покупатели и заказчики

108359

67,6

133157

79,1

151442

79,3

2. Прочие дебиторы

51907

32,4

35162

20,9

39476

20,7

Итого

160266

100,0

168319

100,0

190918

100,0

В частности, наибольший удельный вес традиционно занимает дебиторская задолженность покупателей и заказчиков. Причем ее доля ежегодно увеличивалась.

В таблице 2 отражена структура дебиторской задолженности предприятия легкой промышленности — ОАО «Экстра-шов».

Таблица 2

Состав иструктура дебиторской задолженности ОАО «Экстра-шов» (по состоянию на конец года) [6]

Категория дебиторов

2013г.

2014г.

2015г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

1. Покупатели и заказчики

942

77,6

1347

85,3

2174

91,9

2. Бюджет

0

0

110

7,0

110

4,6

3. Внебюджетные фонды

138

11,4

115

7,2

82

3,5

4. Подотчетные лица

2

0,1

8

0,5

0

0

5. Прочие дебиторы

132

10,9

0

0

0

0

Итого

1214

100,0

1580

100,0

2366

100,0

Так, состав его дебиторской задолженности был несколько шире: долги возникали со стороны государства (при возмещении НДС, начислении пособий за счет средств Фонда социального страхования России), при расчетах с подотчетными лицами и как обычно — при взаимоотношениях с покупателями и заказчиками, прочими дебиторами. Однако наибольший удельный вес (с ежегодным темпом прироста) снова занимала дебиторская задолженность покупателей и заказчиков ОАО «Экстра-шов».

В таблице 3 представлена структура дебиторской задолженности предприятия розничной торговли — ОАО «Унеча».

Таблица 3

Состав иструктура дебиторской задолженности ОАО «Унеча» (по состоянию на конец года) [6]

Категория дебиторов

2013г.

2014г.

2015г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

1. Покупатели и заказчики

0

0

163

84,0

150

79,8

2. Внебюджетные фонды

0

0

0

0

13

6,9

3. Подотчетные лица

43

100,0

31

16,0

25

13,3

Итого

43

100,0

194

100,0

188

100,0

В связи с отраслевой спецификой размер дебиторской задолженности в ОАО «Унеча» — невелик. В 2013 г. единственными дебиторами были подотчетные лица. Однако в 2014–2015 гг. наибольшую долю в структуре дебиторской задолженности составила задолженность покупателей и заказчиков.

Следовательно, у многих экономических субъектов дебиторская задолженность возникает, как правило, при продаже товаров (работ, услуг) покупателям и заказчикам на условиях отсрочки платежа. Этот факт дает дополнительные возможности для обеих сторон:

− для покупателя — это возможность бесплатно использовать дополнительные оборотные средства;

− для поставщика — это способ привлечь покупателей и возможность расширить рынок сбыта товаров (работ, услуг).

Однако нестабильность экономической ситуации в России приводит к увеличению рисков при реализации товаров, выполнении работ и оказании услуг с отсрочкой платежа, что негативно отражается на уровне финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта [1, с. 259]. Рассмотрим основные причины роста дебиторской задолженности в условиях кризиса и способы, с помощью которых предприятие может на них влиять.

Основные группы причин, приводящих к росту дебиторской задолженности, обусловлены действием:

− внешних факторов;

− внутренних факторов.

К внешним (макроэкономическим) причинам относятся:

− повышение ставок на кредиты как краткосрочные, так и долгосрочные, что в конечном итоге, затрудняет расчеты между компаниями, так как они начинают придерживаться принципа — лучше заплатить пени по договору, чем брать кредит на оплату (если пени ниже процентов по кредиту);

− высокий уровень инфляции в стране: при высокой инфляции многие компании не спешат гасить свои долги, руководствуясь принципом — чем позже срок уплаты долга, тем меньше его сумма (опять-таки, если штрафы по договору — не высокие).

Предприятие имеет слабое влияние на возникновение и проявление внешних факторов, но может менять свою маркетинговую политику с их учетом. Например, хозяйствующий субъект может:

− проанализировать возможности выхода на новые рынки сбыта;

− использовать межнишевые пространства, смежные рынки;

− изменить вид выпускаемой продукции (работ, услуг).

На проявление внутренних факторов компания-кредитор имеет максимальное влияние, так как их возникновение связано с организацией ее внутренних процессов. Работа с этой группой причин включает в себя такие методы как:

− отказ от «слабых» клиентов (у которых систематически возникают просроченные долги);

− определение 20 % «золотых» клиентов, которые дают 80 % просроченной дебиторской задолженности, проведение с каждым индивидуальной работы по выявлению причин возникновения просроченной дебиторской задолженности, возможностям её снижения и предотвращения появления в будущем;

− введение системы предотвращения и контроля дебиторской задолженности, включающей в себя планирование допустимого размера дебиторской задолженности, в целом, по организации, оценку финансового положения каждого контрагента до заключения договора, контроль размера дебиторской задолженности, анализ причин возникновения дебиторской задолженности и ее просрочки;

− отказ от наращивания размера дебиторской задолженности до полной оплаты предыдущего долга; как вариант, можно определить размер кредитного лимита для каждого покупателя и автоматически включать его в стоп-лист при превышении кредитного лимита — отказывать в отгрузке до погашения задолженности;

− наращивание юридических гарантий в ситуации просрочки платежа (пени, штрафы за просрочку оплаты, прекращение отгрузок в случае превышения лимита задолженности и т. д.);

− разработка системы скидок при досрочной уплате клиентом дебиторской задолженности (спонтанное финансирование);

− использование юридических ноу-хау, таких как альтернатива залогу, «кольцевые сделки», угроза банкротства;

− ведение постоянной работы со штатным персоналом: наращивание личных компетенций менеджеров по продажам, совершенствование организационной культуры, управление рисками и так далее.

Во многом способы работы с дебиторской задолженностью зависят и от специфики деятельности организации. Для оптовой торговли продуктами питания подойдут стоп-листы, а для разовой поставки дорогой техники подойдет тщательная оценка финансового положения контрагента до заключения договора.

Оперативный контроль исполнения платежной дисциплины покупателей и заказчиков возможен при грамотной организации аналитического учета расчетов с ними. В частности, к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» необходимо открывать субсчета: 62/1 «Срочная дебиторская задолженность», 62/2 «Просроченная дебиторская задолженность». А к субсчету 62/2 можно открывать субсчета второго порядка в зависимости от длительности просроченных долгов [3, с. 340].

При возникновении сомнительных долгов в финансовом и налоговом учете (в рамках общей системы налогообложения) целесообразно формировать соответствующие резервы. Во-первых, финансовая отчетность будет являться более достоверной (ведь в ней дебиторская задолженность отражается за вычетом резервов по сомнительным долгам). Во-вторых, при расчетах с бюджетом по налогу на прибыль организаций предприятие может поучить бесплатную отсрочку [5, с. 335].

Для сокращения дебиторской задолженности со стороны бюджета при возмещении НДС необходимо пользоваться банковскими гарантиями. В таком случае происходит возврат суммы НДС в чрезвычайно короткие сроки: в течение трех рабочих дней, вместо четырех месяцев при обычном порядке возмещения [4, с. 36].

Кроме того, дебиторская задолженность со стороны государства формируется в случае переплаты налогов, сборов. Обычно такая переплата может возникнуть при расчетах с бюджетом по налогу на прибыль организаций. Поэтому при исчислении авансовых платежей по данному налогу необходимо активно использовать различные варианты налоговой минимизации [2, с. 284].

Следовательно, процесс управления дебиторской задолженностью будет наиболее эффективным, если его осуществлять на основе комплексного подхода. При этом важную информационную базу должны составлять данные бухгалтерского учета.

Литература:

  1. Мишина М. Ю., Полякова О. Н. Прогнозирование финансовой устойчивости промышленных предприятий Брянской области // Вестник Брянского государственного университета. 2014.№ 3. С. 258–263.
  2. Кузнецова О. Н. Минимизация налогов и обязательных страховых взносов для субъектов малого бизнеса // Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 3. С. 283–285.
  3. Кузнецова О. Н., Мишина М. Ю.Бухгалтерский учет и анализ: перспективы для малого бизнеса // Вестник Брянского государственного университета. 2015.№ 2. С. 338–342.
  4. Кузнецова О. Н. Налоговая нагрузка на предприятие и способы ее оптимизации // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 3. С. 34–37.
  5. Кузнецова О. Н.Система бухгалтерского учета резервов на предприятии: финансовые и налоговые последствия // Молодой ученый. 2013.№ 5. С. 334–337.
  6. Сервер раскрытия информации «Интерфакс»: https://www.e-disclosure.ru/ (дата обращения: 24.04.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle