Виртуальное общение как одна из причин интернет-зависимости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 29.04.2016

Статья просмотрена: 1226 раз

Библиографическое описание:

Тищенко, М. В. Виртуальное общение как одна из причин интернет-зависимости / М. В. Тищенко, С. В. Демченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1011-1014. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29243/ (дата обращения: 18.04.2024).



В статье исследуется связь между степенью одиночества и активностью интернет — пользования среди студентов 3 курса социально-гуманитарного факультета Кубанского Государственного Технологического Университета (г. Краснодар). Представлен сравнительный анализ между двумя группами студентов, имеющих разный уровень одиночества.

Ключевые слова: интернет-зависимость, виртуальное общение, Интернет, социальные сети, одиночество

В последние годы можно все чаще встретить «экологичных» наркоманов. Под этим термином мы имеем в виду лиц, страдающих различного рода эмоциональной зависимостью, в то число входит и интернет-зависимость. В настоящее время актуальность исследования проблемы интернет-зависимости становится все более очевидной, в первую очередь в связи с ежедневным ростом количества интернет-пользователей в России и по всему миру в целом.

Ни для кого не секрет, что в жизни современного общества огромную роль играет компьютер и Интернет. Мировая сеть проникла во все сферы и области человеческой деятельности.

Интернет, появившись относительно недавно, стал одним из наиболее динамично развивающихся явлений современного общества. С ростом его аудитории, которая на сегодняшний день составляет уже 3,2 миллиарда пользователей интернета по всему миру, он становится средством не просто массовой, но глобальной коммуникации, перешагивающей через национальные границы и объединяющей мировые информационные ресурсы в единую систему. Если говорить о России, то, несмотря на отставание от развитых стран, развитие российского сегмента сети Интернет также идет достаточно значительными темпами, и по объемам информационного наполнения, и по расширению аудитории.

Компьютерная сеть Интернет получила широкое распространение. На первый взгляд, кажется, что интернет — это отличный инструмент жизнедеятельности общества, где, не отрываясь от монитора, ты можешь зарабатывать деньги, узнавать о последних новостях всего мира, общаться с людьми из разных концов света, передавать определенный объем информации на большие расстояния и многое другое. Но в это же время наряду с множественными плюсами интернета, можно выделить ряд пагубных воздействий на человека. Немалое количество людей, пользующихся интернетом, навсегда застревают в так же называемой «Всемирной паутине», и уже не воспринимают реальность, а живут в вымышленном, виртуальном мире, который теперь стал для них «родным домом».

Интернет является наиболее мощным и прогрессивным средством массовой коммуникации, так как он обладает глобальными масштабами использования. Аудитория перестает быть только получателем сообщений, а при этом сама может принять участие в расширении информационного пространства. Интернет-зависимость имеет несколько видов в зависимости от причин её возникновения. Одной из часто встречаемых причин является потребность в постоянном общении. Распространённая форма интернет-зависимости (чаты, социальные сети, форумы). Такими интернет-зависимыми являются люди с коммуникативными проблемами. Неумение общаться заставляет их уходить в виртуальность. Эти люди пытаются социализироваться за счёт интернет-знакомств. Второй фактор зависимости от интернета — невозможность самовыражения в реальном мире.

В связи с вышесказанным мы задались целью — выявить корреляцию между степенью одиночества молодежи и активностью интернет-пользования. Мы исходили из того, что существует прямая зависимость между степенью одиночества человека и тем, сколько времени он проводит в сети Интернет, а именно — чем сильнее студент испытывает чувство одиночества, тем более продолжительное время он находится в Интернете.

Для проверки поставленной цели данного исследования был выбран метод анкетирования. В социологическом исследовании приняли участие студенты Кубанского Государственного Технологического Университета (г. Краснодар) третьего курса социально-гуманитарного факультета в возрасте от 19 до 23 лет. Общая выборка составила 40 человек (28 женщин и 12 мужчин).

Для выявления степени одиночества студентов был использован диагностический тест — опросник. Данная шкала субъективного ощущения одиночества предложена тремя авторами: Д. Расселом, Л. Пепло, М. Фергюсоном. Предлагался ряд утверждений, каждое их которых необходимо было последовательно рассмотреть и оценить с точки зрения частоты проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответа: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Данная методика показала, что у большинства студентов (65 %) низкий уровень одиночества. У меньшей доли опрошенных (35 %) наблюдался средний показатель одиночества. Однако ни у одного респондента не был выявлен высокий или максимальный уровень одиночества.

В ходе проведенного анкетирования было установлено, что абсолютно у каждого студента есть выход в интернет, а также то, что 90 % молодежи пользуются безлимитным интернетом. Следствием данного факта является то, что студенты могут постоянно находиться в сети, ведь у них нет никаких ограничений для пользования интернетом.

Далее была проведена работа, связанная со сравнительным анализом ответов респондентов, у которых наблюдался разный уровень одиночества. Респонденты были разделены на две группы. Первую группу составляют студенты, у которых низкий уровень одиночества, вторую — средний. На вопрос: «Сколько времени Вы находитесь в сети?» ответы распределись следующим образом: больший процент респондентов, которые постоянно находятся в сети или вовсе не следят за временем, составляют студенты с низким уровнем одиночества в сравнении с респондентами со средним уровнем одиночества (73 % против 56 % соответственно). Далее студентам задавался вопрос: «Замечали ли Вы, что проводите в интернете больше времени, чем планировали?». Абсолютное большинство респондентов в обеих группах заметили, что проводят много времени в Интернете, однако 50 % студентов, которые испытывают реже чувство одиночества, отметили, что они находятся в интернете, сколько захочется, им безразлично время. Примерно одинаково распределись голоса респондентов, утверждающих, что им легко выйти из социальных сетей, и при этом они редко испытывают депрессию, нервозность, не имея возможности общения в сети.

Большинство опрошенных респондентов имеют аккаунт в таких социальных сетях как: VKontakte, Instagram, Twitter. Так же все студенты пользуются приложением для передачи сообщений WhatsАpp. Студенты считают, что преимуществами виртуального общения являются кратковременность передачи сообщений, а также глобальность (большое количество людей в разных концах мира могут поддерживать связь друг с другом). Так же, преобладающий процент студентов (85 %) считают, что виртуальное общение постепенно стало вытеснять реальное.

Большинство студентов со средним уровнем одиночества имеют по 3–5 «виртуальных» друзей, с которыми они регулярно активно общаются (71 %), и 29 % имеют более 5 «виртуальных» друзей. В группе же с низким уровнем одиночества более 5 друзей в интернете имеют лишь 23 %. От 3х до 5–46 % и по 2 друга 31 %. При этом в обеих группах утверждают, что могут свободно завести новое знакомство, как в реальной жизни, так и в интернете. Так же абсолютное большинство, как в первой группе с низким уровнем одиночества (85 %), так и во второй (71 %) считают, что в реальной жизни у них больше друзей, чем в социальных сетях.

Все студенты из группы со средним уровнем одиночества знакомились через интернет. В группе с низким уровнем знакомились через интернет большинство студентов, 15 % из них вовсе не использовали интернет для знакомства. Далее студентам, которые использовали интернет для знакомства, задавался вопрос: «Встречались ли Вы с этими людьми»? Из первой группы 31 % никогда не встречались с людьми, с которыми познакомились в интернете. А студенты, которые встречались со своими виртуальными собеседниками, после больше никогда не общались (46 %). Остальные же остались в дружеских и приятельских отношениях (по 23 %) и всего 8 % в гражданском браке. Во второй группе все 100 % хотя бы раз встречались с «виртуальными» друзьями, из которых абсолютное большинство осталось в дружеских отношениях со своими партнерами.

Итак, можно заметить, что разницы в ответах в группах с низким и средним уровнем одиночества практически не наблюдается. Большинство студентов используют интернет для общения, а так же для нового знакомства. А в современном быстроменяющемся мире использование интернета весьма практично, доступно, масштабно. Это позволяет студентам не только заниматься своими делами, но и общаться со своими друзьями одновременно.

В целом, можно заключить, что уровень одиночества, выявленный у студентов, не влияет на времяпрепровождение в социальных сетях. При низком уровне одиночества они проводят в интернете все свое свободное время, что противоречит нашим предположениям. Следовательно, гипотеза не была доказана.

Таким образом, существует только косвенная зависимость между степенью одиночества человека и тем, сколько времени он проводит в сети интернет. При этом нужно учитывать множество факторов, такие как пол, возраст, характер, образование, сфера деятельности и другое.

Основные термины (генерируются автоматически): уровень одиночества, интернет, студент, большинство студентов, группа, сеть, виртуальное общение, время, друг, Кубанский Государственный Технологический Университет.


Похожие статьи

Влияние социальных сетей на мировоззрение студентов

Чаще всего Интернет сообщества заменяют реальное общение виртуальным.

Этот феномен называется «одиночество в толпе».

По результатам анкетирования можно сделать вывод, что большинство студентов (82%) посещают социальные сети от одного до нескольких раз в...

Виртуальная реальность общества посредством сети Интернет

Первая часть касалась потребности студентов в сети Интернет.

Основные термины (генерируются автоматически): виртуальная реальность, Интернет, виртуальный мир, сеть, большинство людей, современный мир, Нижний Новгород, информация, игра, средство сети.

Проблема одиночества в социальных сетях | Статья в журнале...

Ключевые слова: одиночество, отчуждение, изоляция, социальные сети, виртуальное общение, суицид, отчаяние.

Создаются группы для помощи, как происходит во время стихийных бедствий, когда необходимо найти людей или помощь.

Жанры интернет-коммуникации студенческого сообщества

Участниками общения компьютерной коммуникации являются молодые люди в возрастной группе от 16 до 25 лет, которые создают свой собственный «Интернет-язык».

В современном обществе студенты и молодежь увлекаются форумом, чатом, ICQ и социальной сетью.

Возможности использования социальных сетей в современном...

В ходе исследования были выдвинуты несколько гипотез: 1) о взаимосвязи уровня самораскрытия преподавателя через социальную сеть с уровнем мотивации студентов; 2) о связи оценок учеников с уровнем «раскрытия» преподавателя через Facebook; 3)...

Особенности виртуальной коммуникации | Статья в журнале...

Виртуальная коммуникация — это общение с удаленным партнером или группой

- глобальный межкультурный характер; - анонимность участников (в большинстве случаев)

1) Функция удовлетворения потребностей в информации, так как Всемирная Сеть Интернет...

Влияние виртуального пространства сети Интернет на...

Свободный доступ в Интернет отбивает желание развивать взаимодействие и строить отношения с обществом на реальном, не виртуальном уровне.

Оставшаяся часть опрошенных студентов (67 %) считает, что интернет слабо влияет на общение в «реале»...

Похожие статьи

Влияние социальных сетей на мировоззрение студентов

Чаще всего Интернет сообщества заменяют реальное общение виртуальным.

Этот феномен называется «одиночество в толпе».

По результатам анкетирования можно сделать вывод, что большинство студентов (82%) посещают социальные сети от одного до нескольких раз в...

Виртуальная реальность общества посредством сети Интернет

Первая часть касалась потребности студентов в сети Интернет.

Основные термины (генерируются автоматически): виртуальная реальность, Интернет, виртуальный мир, сеть, большинство людей, современный мир, Нижний Новгород, информация, игра, средство сети.

Проблема одиночества в социальных сетях | Статья в журнале...

Ключевые слова: одиночество, отчуждение, изоляция, социальные сети, виртуальное общение, суицид, отчаяние.

Создаются группы для помощи, как происходит во время стихийных бедствий, когда необходимо найти людей или помощь.

Жанры интернет-коммуникации студенческого сообщества

Участниками общения компьютерной коммуникации являются молодые люди в возрастной группе от 16 до 25 лет, которые создают свой собственный «Интернет-язык».

В современном обществе студенты и молодежь увлекаются форумом, чатом, ICQ и социальной сетью.

Возможности использования социальных сетей в современном...

В ходе исследования были выдвинуты несколько гипотез: 1) о взаимосвязи уровня самораскрытия преподавателя через социальную сеть с уровнем мотивации студентов; 2) о связи оценок учеников с уровнем «раскрытия» преподавателя через Facebook; 3)...

Особенности виртуальной коммуникации | Статья в журнале...

Виртуальная коммуникация — это общение с удаленным партнером или группой

- глобальный межкультурный характер; - анонимность участников (в большинстве случаев)

1) Функция удовлетворения потребностей в информации, так как Всемирная Сеть Интернет...

Влияние виртуального пространства сети Интернет на...

Свободный доступ в Интернет отбивает желание развивать взаимодействие и строить отношения с обществом на реальном, не виртуальном уровне.

Оставшаяся часть опрошенных студентов (67 %) считает, что интернет слабо влияет на общение в «реале»...

Задать вопрос