Библиографическое описание:

Баянова Е. В., Кузеванова Е. В. Структура семьи в западной и восточной культурах // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1014-1017.



The article is devoted to the question of the family structure in the western and eastern cultures. The concept «family», differences in relations between the members of western and eastern families, differences in the western and eastern way of brining-up and also differences in relations between parents and children in the West and in the East are considered in the article.

Key words: family, the western culture, relations between children and parents.

Люди с самых древних времен старались изучить такую сложную и разностороннюю структуру как семья. Приняв тот факт, что семья появилась еще до перехода человека к земледелию, мы можем сказать, что именно феномен семьи исторически лежит в формировании мировой цивилизации. Одной из наук, которые изучают феномен семьи, является социология семьи, эта наука дает несколько определений данному понятию. Например, «Семья — это внутренняя группа лиц или множество внутренних групп, которые связаны родством от общего предка, брака». А в статье 16 главе 3 «Всеобщей декларации прав человека» говорится: «семья — это естественная и фундаментальная единица группы общества и имеет право на защиту обществом и государством». В юридическом смысле семья — это круг лиц, которые связаны имущественными и неимущественными правами, обязанностями, вытекающими из брака, родства или какой-либо иной формы принятия детей в семью. А в Большой советской энциклопедии дается такое определение семьи: «семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» [2, 4, 5].

Выделяют несколько разных типов отношений, которые могут быть в семье: вертикальный, когда существует четкая иерархия членов семьи, которая жестко соблюдается; горизонтальный, когда отношения строятся на принципе равенства супругов, дети воспринимаются как самостоятельные личности, а не как те, кто должен подчиняться родителям, они имеют возможность участвовать в жизни семьи на равнее с родителями» [6].

Выделяют несколько классификаций типов семей в зависимости от определенного признака. Например, в зависимости от форм брака различают: моногамная семья — состоит из двух партнеров; полигамная семья — один супруг имеет несколько брачных партнеров. В зависимости от числа поколений в семье различают: сложная семья, в которой совместно проживает несколько поколений родственников; простые семьи — однопоколенные семьи, т. е. супружеские пары с не состоящими в браке детьми. Также выделяют: полные семьи — с обоими супругами; неполные семьи — когда отсутствует один из супругов. Кроме этих классификаций существуют и другие [6].

Как мы уже отмечали, именно семья лежит в основании современной цивилизации, мы знаем, что при формировании современной цивилизации выделились западная и восточная культуры, которые имеют определенные отличия в понимании ценностей материальной и духовной культуры, в понимании норм и правил общественной жизни и пр. Соответственно понимание семьи и семейных устоев и порядков у данных культур разное [7].

Структуры семей в западной и восточной культурах можно рассматривать как противоположные. Так, можно сказать, что восточная семья идентична архетипической т. е. древней. Восточную семью можно рассматривать как вариант гарема, так и семьи, которая существует в коллективистских обществах, в которых под обществом понимается одна большая «семья» с общим Отцом-монархом, императором, который «от Бога». Здесь, пожалуй, основной функцией семьи является рождение детей. В коллективисткой культуре воспитание, закладывание основ этики, мировоззрения задается коллективным общежитием. Дети здесь скорее являются реализацией всего общества, а не только отца и матери. А общество диктует детям заботу о родителях и специфику близости (в традиционном Китае более ценны отношения отец-сын, а в традиционной Индии наиболее ценными считаются отношения между матерью и сыном). Также можно отметить такой положительный факт, что степень выпадения детей из общества в таких семьях минимальна даже у «дисфункциональных» (с «западной» точки зрения) семьях, ведь воспитательные функции детей берет на себя все общество. Таким образом, восточная семья может не бояться ошибок в воспитании детей, которые приводят к девиантному поведению. А если все-таки асоциальное поведение будет иметь место в поведении ребенка, то ответственность за это падает на все общество и лишь, отчасти, на семью. Поэтому, пожалуй, понятие «ячейка общества» (в смысле «часть общества») здесь подходит больше всего, с точки зрения русского (отчасти коллективистского) менталитета [1, 3, 7].

А вот «западная», индустриальная семья, наоборот, берет на себя ответственность за воспитание детей. В хаосе «западного мира» западная семья представляет собой как бы «островок безопасности». Хотя, это лишь определенная иллюзия, так как всякий ребенок, родившийся в индустриальной культуре, тем не менее, находится под покровом патриархального мировоззрения. С одной стороны, огромная функция первичного воспитания ребенка возложена на отца и мать, с другой стороны, они сами несут в себе стереотипы современных семейных устоев. Для современного мамы и папы ребенок является символом бессмертия, который «продолжит» родителей (на Востоке бессмертия достигают другими способами, которые современному человеку порою очень трудно понять). «Уважение к старшим» на Западе осталось от прежних времен, т. е. имеет «восточное» происхождение. Все восточное общество, а с ним и семья, — это как единый инструмент, обладающий внутренними, сакральными механизмами воздействия на своих членов. Вот поэтому, можно конкретно и ясно выражаться, когда говоришь лишь о «западной» современной семье [1, 7, 9].

Отношения в восточных семьях до сих пор имеют патриархальный характер, потому что для них это является настолько глубокими корнями, что это даже закреплено в языке. Так, например, в Японии понятия «брата» и «сестры» отсутствуют, но есть слова ани («старший брат») и отоото («младший брат»), анэ («старшая сестра») и имоото («младшая сестра») т. е. можно сказать, что в отношениях между членами семьи понятие старшего и младшего главенствующие. В такой семье каждый член имеет роль, которая соответствует его рангу, и не может выходить за рамки этой роли, так как в этом случае страдает система отношений. Говоря об отношениях между супругами, можно сказать, что на востоке, хоть в большинстве своем, мужчина и женщина имеют равные социальные статусы, на самом деле до этого далеко и все же женщина остается ведомой. Если мы обратимся к языку, то можем найти такие слова как «канай» (буквально «внутри дома») — обращение, которое используется по отношению к жене, и сюдзин (буквально «главный человек», «хозяин») — обращение, принятое в стране, которое используется к мужу. Уважение к старшим и послушание всегда является самой главной чертой в отношениях между родственниками. Главной ценностью для человека является семья, которая, как правило, состоит из нескольких поколений [1, 3, 8].

Противоположностью для восточной модели семья является западная. Отношения в зависимости от возраста для западной семьи не характерно, и хотя мнение о том, что тот кто старше — достоин большего уважения достаточно сильное в западной модели семьи, фактически семья строится либо по принципу равенства всех ее членов, либо по принципу социального деления в обществе, т. е. если муж является основным добытчиком в доме, то он и будет считаться главой семьи, но если эту функцию выполняют жена или ребенок, то статус главы семьи получают они. Как правило, ребенок, став самостоятельным, сразу же покидает родительский дом и начинает устраивать свою жизнь самостоятельно, поэтому для западной семьи не характерно близкое общение поколений. Также полное послушание детей не характерно для западной семьи, что является обязательным в восточной семье [1, 7, 9].

Так же как и в отношения в семье, модели воспитания детей в восточной и западной культурах различаются между собой достаточно сильно. Эмоциональное воспитание детей характерно для востока, так образ матери у японцев связан со словом амаэ, которое означает чувство зависимости от матери, переживаемое детьми как нечто желательное. Глагол амаэру означает «быть избалованным», «воспользоваться чем-либо», «искать покровительства». Японцы этими словами выражают отношение к матери. Стремление детей к родительной опеке они рассматривают положительно, так как это бережет ребенка от влияния улицы и плохих компаний. Посредством воздействия на чувства и на возможные последствия поступка японка склонна регулировать поведение ребенка. Она пытается расширить эмоциональный контакт с ребенком, рассматривая его в качестве основного средства контроля. Японская мать избегает утверждения своей власти, так как это ведет к отчуждению ребенка от матери. Демонстрация правильного поведения в обществе для нее является самым важным. Считается, что маленькие дети — это забота матери, поэтому отец к воспитанию ребенка приступает достаточно поздно, когда уже ребенок идет в школу [1, 3, 8].

Западная модель воспитания основана на родителях, как властных людях, которые говорят, как правильно делать. Иногда воспитание сводится к тому, что родители нанимают няню для ребенка или отдают его в детский сад. Для западных стран характерны два отношения к воспитанию ребенка: либо нацеливают ребенка только на успех, прикладывая при этом титанические усилия, либо пускают все на самотек, и ребенок с детства включается в конкурентную борьбу за выживание в сложных условиях западного общества. Такое воспитание ведет к формированию личности с неустойчивостью к жизненным трудностям, с быстро истощаемой нервной системой. Такие типы воспитания формируют такие черты характера, как завистливость, честолюбие, подозрительность, скрытость и недоверчивость, чрезмерная осторожность, благоразумие и практичность. Родители нацеливают ребенка на то, что он должен получать только отличные оценки, причем по всем предметам. В любой деятельности стоит установка на успех — стать лучше других, добиться выдающихся результатов [1, 7, 9].

Воспитание детей на западе способствует тому, что дети в достаточно раннем возрасте выходят из семьи (в 16–17 лет ребенок уже может жить отдельно от родителей) и не получают от родителей никакой поддержки, в свою очередь дети как правило не поддерживают родителей, и поэтому между детьми и родителями выстраиваются деловые отношения. Выходя из родительской семьи, дети перестают прислушиваться к мнению родителей, так как считают себя достаточно компетентными для того, чтобы решать свои проблемы самостоятельно [1, 7, 9].

Восточная система представляет собой полную противоположность западной. К родителям дети относятся с благоговейным трепетом и система обязывает их слушаться престарелых родителей даже в зрелом возрасте. Главой семьи остается отец пока он может им оставаться, а если же он заболевает, то остается на иждивении у детей. Два главных добродетеля, которые должны быть у восточного ребенка — это послушание и уважение [1, 3, 7].

Подводя итоги, мы можем сказать, что семья является важной и сложной структурой, которая влияет на формирование цивилизации, и соответственно имеет огромное значение, что в западной, так и в восточной культуре. Мы можем выделить определенные отличия понимания семьи в восточной и западной культуре. Так, семья на востоке — древняя, а семья на западе — современная. В восточной культуре воспитанием ребенка занимается все общество, а в западных странах воспитание детей ложится непосредственно на плечи родителей. Отношения в современной восточной семье более тесные и семья намного более крепкая, но и одновременно более ограниченная рамками принятых ролей, в западном же обществе отношения между членами семьи более свободные, что влечет разрозненность членов семьи. В западном обществе чаще всего родители с детства обрекают ребенка на изнурительную борьбу — достигнуть успехов в обществе — стать богатым, восточные же семьи ориентируют ребенка на духовное развитие и взаимодействие с обществом. У западных людей отношение к родителям не сформировано никакое, человек может отказаться от своих корней ради какой-либо выгоды, а древнее происхождение фамилии может служить лишь предметом гордости. А для восточной системы характерно глубокое уважение и даже культ предков в отличие от запада. Но, несмотря на все столь яркие отличия, все же семья занимает важное место что в западной, что в восточной культуре.

Литература:

  1. Архимандрит Николаос Эмм. Аркас. Брак и деторождение: современные проблемы. М.: Русский Хронограф, 2000. — 176 с.
  2. Большая советская энциклопедия: в 51 т. / Гл. ред. С. И. Вавилов, Б. А. Введенский. — 2-е изд. — М.: Сов. энцикл., 1950–1958. Т. 38. — С. 490.
  3. Васильев Л. С. История Востока: в 2 т. М.: Высш. Шк., 1994. Т. 1. — 495 с.; Т.2. — 495 с.
  4. Всеобщая декларация прав человека: принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года. Статья 16, Глава 3. — С. 5.
  5. Голод. С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: Петрополис, 1998. — 271 с.
  6. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. Для студентов средн. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 232 с.
  7. Носевич В. Л. Еще раз о Востоке и Западе: структуры семьи и домохозяйствав истории Европы // Круг идей: Историческая информация в информационном обществе: Тр. VII конф. Ассоциации «История и компьютер»: — М., 2001. — С. 15–38.
  8. Степанишина А. И.Воспитание детей в Японии. //Путь Востока: Проблема методов.Серия «Symposium»,Конференция «Путь Востока», Выпуск 10. / Материалы IV Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока Санкт-Петербург:Санкт-Петербургское философское общество, 2001. — C. 71–78.
  9. Хайнал Дж. Европейский тип брачности в перспективе // Брачность, рождаемость, семья за три века: Сб. статей / Под ред. А. Г. Вишневского и И. С. Кона. — М.: Статистика, 1979. — С. 14–70.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle