Библиографическое описание:

Сидельникова И. И. Санкции: теоретические и исторические аспекты // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 708-711.



Данная статья посвящена важной проблеме «экономические санкции». В статье раскрываются понятие «экономические санкции», смотрятся ключевые типы экономических наказаний, используемых в международной практике, факты из истории экономических санкций.

Ключевые слова: понятие экономические санкции, история экономических санкций, виды экономических наказаний.

Экономические санкции — это принудительные воздействия финансового права, предпринимаемые против субъекта из-за несоблюдения либо неразумного выполнения в области финансовых взаимоотношений, предпринимаемые одним государством либо некоторыми государствами с целью уменьшить воздействия и поменять общественно-политические, финансовые и общественные требования иной страны либо категории государств [2].

Экономические санкции — воздействия, предпринимаемые одним государством либо группой государств и нацеленные против финансовых заинтересованностей иного государства, либо категории государств, как правило, с целью достичь выполнения в данной стране (странах) общественных либо общественно-политических перемен. Как правило, санкции получают конфигурацию ограничений ввоз или вывоз, либо осуществление экономических действий. Они могут касаться каких-либо конкретных продуктов или действий, либо проявляться во всеобъятном запрещении в продажу. Имеются противоречивые мнения по поводу эффективности воздействия санкций. Скептики акцентируют внимание, что данные наказания просто разрешимы и зачастую становятся наиболее болезненными для тех, кто их вводит, а не для тех государств, на политическую деятельность которых стараются подобным способом оказать влияние. Помимо этого, наказания наносят ущерб самой стране, которая их вводит, так как данная страна теряет экспортные рынки и поставщиков сырья. В завершении в целом государство, против которой внедрены санкции, способна самостоятельно использовать встречные наказания.

Целью санкций является обязывание правительства страны, на которую данные наказания наложены, сменить свою общественно-политическую работу в различных сферах: вывод войск с захваченной территории, прекращение нарушений прав человека, окончание абсолютно всех видов помощи интернационального терроризма и многое другое.

Внедрение санкционных мер непрерывно расширяется. Они охватывают демократические руководства, защиту прав гражданина, завершение войн, борьбу с терроризмом и сохранение мирных договоров.

В базе рассмотрения имеющейся практики санкции можно разбить на экономические и неэкономические санкции, ключевой аспект имеет характеристику инструментов санкций, но последствиям последние также могут причинить финансовый вред. К примеру запрещение передвижения физических лиц в рамках неэкономических наказаний способен послужить к уменьшению финансовой деятельности за границей, к срыву переговоров либо договоров, убытку работы компаний, резидентами которых данные лица считаются.

К неэкономическим наказаниям относятся такие инструменты, как запрещение и ограничение партнерства в социальных организациях (ОЭСР, НАТО), отмена правительственных визитов и парламентского обмена, запрещение выдачи виз и, в соответствии с этим на въезд в государство, в том числе транзиты через страну, отказ от военного сотрудничества, от участия в интернациональных финансовых и общественно-политических саммитах на территории таргетируемой страны или срыв таковых, отказ от участия в культурно-спортивных мероприятиях, запрещение и транслирование телеканалов [4].

Таблица 1

Классификация видов санкций

Санкции

По степени открытости объявленных целей

По инструментам

По охвату объекта

По количеству участников

открытые

неэкономические

обширные

односторонние

скрытые

экономические

умеренные

многосторонние

ограниченные (селективные)

международные (ООН)

таргетированные

Согласно уровню охвата санкции, подразделяются на обширные, умеренные и ограниченные. Обширные либо всеобъятные, санкции, как ранее подмечалось, обладают максимально негативным результатам и используются все реже. Умеренные, равно как и ограниченные санкции, имеют своей целью единичные, сферы либо под отрасли финансовой деятельности.

По числу участников стороны вводящей санкции, они разделяются в односторонние и многосторонние. Второй вид, как правило, исполняется под эдигой интернациональных организаций. В данной взаимосвязи заинтересованность представляют так называемые экстерриториальные (второстепенные) санкции, которые подразумевают, что наказание за несоблюдение односторонних санкций, имеют все шансы подвергнуться не только физические и юридические лица данного государства, но и таковые из третьих стран, что, бесспорно, порождает отрицательный отклик интернационального общества и является патологией международного права.

Набор инструментов экономических санкций обширен до такой степени, в какой мере многообразны типы внешнеэкономических взаимоотношений. Обычно они разделяются на внешнеторговые и финансовые санкции. В области ограничения внешней торговли целью наказаний может являться увеличение стоимости на импорт-замещаемую продукцию в государстве-получателя с соответствующими результатами для покупателей.

К финансовым санкциям относятся различные меры, нацеленные на приостановку экономических потоков, кредитования, экономической поддержки, вложений, то что обязано послужить причиной к недостатку экономических активов, увеличению ставки процента по кредитам, и вследствие к финансовому дефициту.

Финансовые наказания имеют все шансы послужить причиной к уменьшению торговых потоков в отсутствии использования торговых санкций, так как они уменьшают вероятность торговых кредитов, и временно останавливают платежи.

Таблица 2

Классификация экономических санкций

Экономические санкции

Торговые

Финансовые

На услуги

Секториальные санкции

экспортные

на денежные операции

страхования

в энергетике

импортные

на операции с драгоценными металлами

банков

в финансовом секторе

на инвестиции

брокерскую деятельность

в оборонном секторе

платежных систем

в агросекторе и др. отраслях

видов транспорта

Наказания против иных государств имеются уже столетия. Страны постоянно старались воздействовать на своих соседей, применяя непрямые способы влияния. Однако хроника демонстрирует, то что наказания зачастую только ухудшали задачи, которые были призваны разрешить.

Первый знаменитый пример применения экономических наказаний был зарегистрирован в Античной Греции. В 423 г. до нашей эры Афины, доминирование в Элладе, не разрешили торговцам в области Мегара посещать свои порты и рынки. Это привело к началу кровавых Пелопонесских войн.

В эпоху империй, внедрение санкций разъяснялось циничными факторами: государства старались сдержать интернациональную продажу и собрать как можно больше средств для казны.

К примеру, государства, торговавшие с Китаем, время от времени вводили запреты на ношение шелковой одежды, чтобы разрушить экономику и сократить воздействие Поднебесной Империи.

Борясь с Великобританией, правитель Франции Наполеон Бонапарт определил «континентальную блокаду», запретив европейским государствам, которые были захвачены Францией или были зависимы от нее, приобретать английские продукты.

Применение подобных социально-общественно-политических методов повергло к большинству инцидентам и войнам. Со временем в обществе возобладала точка зрения в соответствии с которой независимая торговая деятельность интересна абсолютно всем и торговцам, и клиентам.

Стратегия использования торговых наказаний против недружественных стран была впервые разработана и применена в практике старой супердержавой Английской Империей в завершении 19 столетия. В 1888 г. жителей Англии было всего 2 % от населения Земли, но на часть данного государства доводилось 54 % абсолютно всех индустриальных продуктов. Этот небывалый коэффициент никогда и никем не был превышен.

Торговые наказания были наиболее часто используемые Великобританией с целью давления на другие страны. Английский мыслитель Томас Хаксли в 1890 г. записал мысль, которая стала идейным объяснением абсолютно всех торговых войн: «Наш народ — народ покупателей. Покупатели хотят приобретать лучшие товары по лучшим ценам. Тоже самого хотят и жители других государств. Если их правители будут препятствовать нам продавать им товары, то 5 или 6 миллионов англичан очень скоро не будут иметь средства для пропитания. Поэтому мы должны защищать наши магазины от товаров, которые предлагают нам такие государства и стремиться повлиять на их правителей» [5].

Санкции становятся без исключения наиболее распространенным инструментом для внешней политической деятельности США. Соединенные Штаты начали значительно чаще применять санкции после окончания «холодной войны». Так, в период с 1918 по 1992 год (84 года) США использовали санкции 54 раз. А в период после 1993 года по 2002 год (9лет) они использовали этот инструмент 61 раз.

Есть большое количество факторов, в следствии чего США вводят санкции. Основными факторами в настоящее время считаются помощь тем или иным странам в терроризме, незаконная торговая деятельность наркотическими веществами и алмазами, нарушение прав человека, нелегальная торговля оружием и военными технологиями, противозаконное создание оружия массового уничтожения и так далее.

При этом, санкции не постоянно оказывают большое влияние на все аспекты торговли. К примеру, США включили несколько экономических наказаний против Гамбии и Бурунди, но не запретили торговлю с ними [5].

Приблизив результаты можно сделать последующие заключения: не отрицая влияние экономических санкций на экономику санкционируемых стран, необходимо признать, то что общественно-политических целей санкционирующим государствам получается добиваться достаточно изредка. Отрицательные социальные результаты санкций обычно возместятся тем, что руководство применяет санкции с целью идеологической и общественно-политической консолидации общества.

Воздействие финансовых наказаний время от времени способны слабнуть, таким образом равно как санкционируемые государства многообразными методологиями привыкают к санкциям. Зачастую санкции станут толчком к тяжелым изменениям экономики. Санкционирующие государства иногда сами несут огромные потери так как их организации теряют способности реализовать с санкционируемыми государствами. Однако, также может быть повышение конкурентоспособных позиций фирм этих стран, которые в санкциях не участвуют.

За многолетний промежуток многофункционального использования в обществе финансовых санкций набирался опыт, как организации таковых наказаний, так и противодействие им.

Литература:

  1. Азрилиян А. Н. Большой экономический словарь/ А. Н. Азрилиян. — М.: Институт новой экономики, 2007. — 1472 с.
  2. Кешнер М. В. Экономические санкции в современном международном праве. — М.: проспект, 2015. — 192 с.
  3. Милосердов В. В. Санкции, эмбарго продовольствия, импортзамещение// Экономика сельского хозяйства России. — 2014. — № 11. — С. 13–20.
  4. Дмитриева Н. И. Экономические санкции как инструмент политического давления // Государственное управление. Электронный вестник. — 2015. — № 52. — С. 125–129.
  5. История экономических санкций // ЭкономикПортал. URL: http://economicportal.ru/facts/sanctions.html.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle