Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 28.04.2016

Статья просмотрена: 21874 раза

Библиографическое описание:

Рассказова, Ж. В. Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС / Ж. В. Рассказова, З. М. Басиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1168-1170. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29182/ (дата обращения: 19.04.2024).



В настоящее время в системе дошкольного образования происходят очень серьезные преобразования. Согласно Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, дошкольное образование является первым уровнем общего образования и ключевым в развитии личности ребенка, раскрытии его потенциальных способностей [3; 4].

Дошкольное детство — самый ответственный этап в общем развитии человека, так как в этот период формируются основные качества личности и социальные навыки. В ФГОС ДО делается особый акцент на развитие личности ребенка и учет индивидуальных особенностей и потребностей. Определяющим является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, уважительное отношение к личности ребенка, создание условий для выявления и развития его индивидуальных возможностей и способностей, стремление к сотрудничеству. Поэтому, говоря о личностно-ориентированном подходе в воспитательно-образовательном процессе детского сада, мы, прежде всего, имеем ввиду отношение педагога к ребенку как к субъекту любого вида деятельности, что предполагает активную позицию воспитанников «в выборе содержания своего образования».

Изменение формы общения с ребенком предполагает переход от командного стиля педагога к партнерству, ориентацию не на образовательные результаты, а на процессуальную деятельность. То есть обучение счету и письму не является целью дошкольного образования — это лишь продукты игровой деятельности, которая имеет статус ведущей в дошкольном возрасте.

В настоящее времяусловиями эффективного развития дошкольников выступает изменение позиции педагога, осуществление системно-деятельностного и личностного подходов. Образовательный процесс в ДОО, в соответствии с ФГОС ДО, должен носить характер не прямого, а опосредованного обучения, и осуществляться в совместной деятельности ребёнка и взрослого, адекватной возможностям детей дошкольного возраста. Предполагается изменение организационных форм образовательного процесса: формы становятся более гибкими, вариативными, учитывающими возрастные особенности, индивидуальные возможности и потребности дошкольников.

В образовательном процессе необходимо сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости, соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей. Принципиально важной стороной образовательного процесса в условиях современной ДОО является позиция ребенка, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель — содействовать становлению ребенка как личности. Образовательный процесс должен строиться на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником образовательного процесса.

Образовательный процесс в условиях ДОО — это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, возможность самореализоваться [1].

Целью образовательного процесса в ДОО является развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:

− социально-коммуникативное развитие;

− познавательное развитие;

− речевое развитие;

− художественно-эстетическое развитие;

− физическое развитие.

Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности:

  1. для детей младшего дошкольного возраста:

− предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками;

− экспериментирование с материалами и веществами;

− общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

− самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;

− восприятие смысла музыки, сказок, стихов;

− рассматривание картинок;

− двигательная активность;

  1. для детей старшего дошкольного возраста:

− ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;

− коммуникативная;

− познавательно-исследовательская;

− восприятие художественной литературы и фольклора;

− самообслуживание и элементарный бытовой труд;

− конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация;

− музыкальная;

− двигательная [2].

Важной особенностью организации образовательного процесса в ДОО на современном этапе является включение эффективных форм работы с детьми с использованием информационно-коммуникационных технологий, проектной деятельности, игровых и проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Одной из главных задач, стоящих перед педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций, является продумывание наиболее удачных форм и методов организации образовательного процесса, при которых дети могли бы, с одной стороны, работать индивидуально, с другой стороны, работать вместе, проявлять инициативу, советоваться друг с другом, помогать. Необходимо так проектировать деятельность детей, чтобы дошкольники не только бы приобретали и расширяли свои знания, но и становились более внимательными друг к другу, к детям другого возраста, умели бы высказывать свои мысли, слушать и уважать мнения других и т. д.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется; занятием является специально организованная воспитателем специфическая интересная деятельность детей, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей в условиях реализации ФГОС ДО носит целенаправленный характер. Каждая ДОО имеет свои особенности, в силу которых и выстраивается работа, подбираются наиболее эффективные для данной организации формы взаимодействия с семьями воспитанников.

Родители воспитанников участвуют в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка. Они являются активными участниками всех проектов, а не просто сторонними наблюдателями: активно участвуют в мероприятиях, конкурсах и выставках совместного семейного творчества.

Выстраивая взаимодействие с родителями, можно использовать как традиционные формы — это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы:

− информационно-аналитические (анкетирование; опрос; «почтовый ящик»);

− наглядно-информационные (родительские клубы; мини-библиотека; информационные стенды; выпуск газеты «ЖЗД — жизнь замечательных детей);

− познавательные родительские гостиные; нетрадиционные родительские собрания; устные журналы; экскурсии;

− досуговые праздники; акции; участие родителей в конкурсах, выставках.

Одним из средств общения родителей воспитанников и педагогических работников является сайт ДОО, на страницах которого отражена актуальная и полезная для родителей информация: сведения об организации, документы, тема недели, практические рекомендации и консультационный материал, отчеты о проведении мероприятий, достижениях детей и т. д.

Таким образом, основными задачами, стоящими перед воспитателями при организации образовательного процесса с учётом требований ФГОС, являются следующие:

  1. Наполнить жизнь ребёнка интересным содержанием.
  2. Творчески подходить к отбору содержания, на основе интеграции, с использованием разнообразных форм, методов и приёмов.
  3. Шире включать в образовательный процесс разнообразные игры, игровые приёмы и игровые ситуации.
  4. Использовать принцип вариативности при отборе тем, форм, средств, методов (новизна и разнообразие).
  5. Исключить формализм, шаблонность, излишний дидактизм.

Литература:

  1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — Спб.: Питер, 2013. — 464 с.
  2. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство»: учебно-методическое пособие. — Спб.: ООО«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. — 272 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва.[Электронный ресурс]. URL:http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_13/m1155.pdf (дата обращения: 04.04.2016).
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, ребенок, дошкольное образование, детский сад, дошкольный возраст, развитие личности ребенка, различный вид деятельности, Российская Федерация, создание условий.


Похожие статьи

Формирование социального опыта детей старшего дошкольного...

Целью стало создание педагогических условий формирования социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада.

Социально-личностное развитие детей в условиях...

Дошкольный возраст — это период формирования внутренней жизни ребёнка и его личности. Понимая, что это возраст активного взросления ребёнка и его социально–личностного развития, педагоги детского сада уделяют много внимания данному...

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников, социально-личностное развитие детей, социально-личностное развитие...

Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка

ребенок, образовательная среда, детский сад, психологическая безопасность, физическое здоровье, дошкольный возраст, дошкольное образование, дошкольное воспитание, воспитание дошкольника, воспитание детей.

Развитие мотивации в образовательной деятельности...

В статье рассматривается развитие мотивации в образовательной деятельности и создания условий для мотивирования детей. Ключевые слова: мотивация, мотивирование, типы мотивации,дошкольный возраст, механизмы.

Интеграция образовательных областей в образовательной...

развитие базовых качеств личности; ‒ построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника. [1, с.25]. Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования...

Дошкольная педагогика в системе образования на современном...

Дошкольная педагогика представляет собой науку о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. В настоящее время в ней развивается дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников...

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст, детский сад, вид активности, вариант выбора.

Педагогические и психологические вопросы развития личности...

Дошкольное образовательное учреждение, устанавливая взаимоотношения с семьей, создает условия для наиболее полноценного целенаправленного процесса формирования личности ребенка-дошкольника.

Похожие статьи

Формирование социального опыта детей старшего дошкольного...

Целью стало создание педагогических условий формирования социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада.

Социально-личностное развитие детей в условиях...

Дошкольный возраст — это период формирования внутренней жизни ребёнка и его личности. Понимая, что это возраст активного взросления ребёнка и его социально–личностного развития, педагоги детского сада уделяют много внимания данному...

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников, социально-личностное развитие детей, социально-личностное развитие...

Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка

ребенок, образовательная среда, детский сад, психологическая безопасность, физическое здоровье, дошкольный возраст, дошкольное образование, дошкольное воспитание, воспитание дошкольника, воспитание детей.

Развитие мотивации в образовательной деятельности...

В статье рассматривается развитие мотивации в образовательной деятельности и создания условий для мотивирования детей. Ключевые слова: мотивация, мотивирование, типы мотивации,дошкольный возраст, механизмы.

Интеграция образовательных областей в образовательной...

развитие базовых качеств личности; ‒ построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника. [1, с.25]. Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования...

Дошкольная педагогика в системе образования на современном...

Дошкольная педагогика представляет собой науку о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. В настоящее время в ней развивается дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников...

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст, детский сад, вид активности, вариант выбора.

Педагогические и психологические вопросы развития личности...

Дошкольное образовательное учреждение, устанавливая взаимоотношения с семьей, создает условия для наиболее полноценного целенаправленного процесса формирования личности ребенка-дошкольника.

Задать вопрос