Библиографическое описание:

Щукин А. Е. Анализ и оценка деятельности по реконструкции и восстановлению основных фондов ЖКХ в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 771-773.



The article is devoted to some analysis, evaluation and definition of the activities of the prospects for reconstruction and rehabilitation of basic utilities funds in the Russian Federation.

It is noted that the current situation in the field of reconstruction and rehabilitation of basic utilities funds can now be defined as the pre-crisis. The ongoing reconstruction and rehabilitation measures allocated for implementation are insufficient not only to ensure that in this sphere started a positive trend, but even so, the situation has ceased to regress.

Keywords: Reconstruction, rehabilitation, housing and utilities, depreciation, accident.

Очерченное тематическое поле статьи представляется исключительно актуальным: жилищно-коммунальное хозяйство, основные его фонды, в РФ объективно требует модернизации, восстановления и реконструкции.

Приведем, обосновывая данный тезис, некоторые следующие статистические данные.

Во-первых, процент физического износа котельных превышает в настоящее время 55 %.

Во-вторых, физический износ коммунальных сетей водопровода составляет более 65 %, в то время как износ канализации тепловых сетей характеризуется уровнем в 63 %.

В-третьих, изношенность электрических сетей составляет более 58 %.

В-четвертых, ситуация с водопроводной сетью также характеризуется существенным уровнем износа: на 65 % изношены водопроводные насосные станции, на 57 % — канализационные насосные станции, она 54 % — очистные сооружения водопровода [1].

На прямой линии, которая состоялась 14 апреля 2016 года Президент РФ В. В. Путин исключительно емко охарактеризовал текущую ситуацию в сфере ЖКХ.

Процитируем следующее: «У нас свыше двух миллиардов квадратных метров жилья в стране, один миллиард из них нуждается в немедленном ремонте. Из них сейчас в год ремонтируется 50–70 млн. Это чревато катастрофой» [2].

Анализ и оценка деятельности по реконструкции и восстановлению основных фондов ЖКХ в Российский Федерации могут быть определены в рамках следующих векторов.

Во-первых, темпы процессов восстановления и реконструкции основных фондов ЖКХ в настоящее время не соблюдаются: имеет место как временное отставание, так и, что, является первопричиной, отсутствие должного системного финансирования.

Сегодня восстановление изношенных фондов до нормативного состояния требует, по самым приблизительным подсчетам, не менее 6 триллионов рублей. Должного объема финансирования, как отметил Д. А. Медведев, государство в настоящее время выделить не может [3].

Во-вторых, отставание (а, зачастую, отсутствие) необходимых мероприятий по восстановлению и реконструкции основных фондов ЖКХ приводит к последовательному росту числа технологических нарушений, а также мелких и средних аварий.

Наиболее часто они случаются в ходе отопительных сезонов: ежегодно фиксируется не менее 20–25 тысяч технологических нарушений и относительно мелких аварий, а количество их из года в год увеличивается.

В-третьих, давая некоторую оценку деятельности по реконструкции и восстановлению основных фондов ЖКХ в Российский Федерации, важно отметить: причины более чем 85 % всех происходящих в отечественной системе ЖКХ аварий в качестве своей первопричины имеют именно ветхость основных фондов, и только лишь 15 % случаев являются следствием, так называемого человеческого фактора.

В-четвертых, имеет место определенная деструктивная динамика: последовательно возрастают ассигнования, направляемые государством на устранение чрезвычайных и аварийных ситуаций. Еще в 2010 году, объем данных средств, в целом был сопоставим с объемом средств, затрачиваемых на подготовку отопительного сезона.

В-пятых, явно недостаточным является финансирование деятельности по восстановлению сетей теплоснабжения: по данным Министерства энергетики еще в начале 2000-х годов требовали замены не менее 50 % всех инженерных сетей, а около 15 % характеризовались как находящиеся в аварийном состоянии.

К сожалению, в начале 2016 года приходится констатировать: ситуация только лишь усугубилась.

На протяжении каждой сотни километров тепловых сетей ежегодно случается около семидесяти аварий различной степени тяжести. Не менее показательна следующая цифра: более 30 % составляют в настоящее время потери в тепловых сетях и сооружениях: это означает, что фактически треть выделяемых средств утрачиваются и не приносят никакого эффекта.

В целом анализ и оценка деятельности по реконструкции и восстановлению основных фондов ЖКХ в Российский Федерации позволяет заключить: ситуация в настоящее время может быть аттестована как предкризисная.

При этом особую озабоченность вызывает тот факт, что принимаемых сегодня усилий — осуществляемых реконструкционных и восстановительных мероприятий, выделяемых средств — недостаточно не только для того, чтобы в рассматриваемой сфере начались положительные тренды, но даже для того, чтобы ситуация перестала регрессировать.

Все сказанное выше актуализирует вопрос о перспективах деятельности по восстановлению и реконструкции основных фондов ЖКХ в кратко- и среднесрочном временных горизонтах.

В данном ключе отметим: в настоящее время на стадии принятия находится комплексный документ — «Стратегии инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации на период до 2030 года».

Процитируем слова заместителя главы Минстроя РФ Ю. Рейльяна: «Цель стратегии — создание конкурентоспособной строительной отрасли, формирующей безопасную и комфортную среду жизни и деятельности человека, соответствующую высоким стандартам качества и эффективности.

Основная задача — инновационное перевооружение строительной отрасли, формирование и синхронизация отраслевого инновационного цикла» [4].

Выделим следующие, содержащиеся в рассматриваемом документе, наиболее значимые аспекты.

В области жилищного строительства:

– рост количественных и качественных характеристик возводимого и реконструируемого жилья;

– демонополизация финансовых посредников, посредством создания института ответственных собственников [1];

– максимизация практики по комплексному освоению территорий;

– внедрение разработок, способствующих повышению энергоэффективности возводимого и реконструируемого жилья;

– повсеместное внедрение инноваций как базиса процессов реконструкции, восстановления и строительства.

В сфере градостроительства очерчен следующий круг направлений:

– нивелирование диспропорций (межрегиональных и структурных) и дисбаланса в развитии поселений;

– модернизация имеющейся инфраструктуры и систем жизнеобеспечения;

В сфере инфраструктурного и промышленного строительства очерчены следующие наиболее значимые векторы:

– постепенная и последовательно реализуемая деятельность по модернизации и обновлению инженерных систем, транспортных коммуникаций;

– расширение практики интенсивного восстановления и расширенного воспроизводства инженерных систем, транспортных коммуникаций;

– стимулирование научных проектов и разработок; внедрение их результатов, что должно привести к снижению материалоемкости, энергоемкости, и, как следствие, общей себестоимости строительных и реконструкционных процессов.

Область архитектурно-строительного проектирования, как отмечено в рассматриваемой Стратегии, требует реализации следующих практических мероприятий:

– последовательное повышение качественного уровня процессов проектирования как процессов строительства, так и процессов реконструкции и восстановления основных фондов ЖКХ страны;

– создание условий для внедрения и последовательное внедрение инновационных материалов и технологий проектирования, восстановлении, реконструкции и строительства;

– расширение практики информационного моделирования (планируется широкое распространение стандартов профессиональной деятельности «квалифицированный архитектор»; «квалифицированный инженер-проектировщик»).

Таким образом, деятельность по реконструкции и восстановлению основных фондов ЖКХ в Российской Федерации обнаруживает четкие планы и перспективы. Объективно необходимым является их реализация на основе системного и бесперебойно осуществляемого финансирования.

Литература:

  1. Проект «Стратегии инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации на период до 2030 года». Электронный ресурс:http://nopriz.ru/upload/iblock/49f/str_2030.pdf. Режим доступа: 22.04.2016
  2. Электронный ресурс http://www.pravda.ru/news/politics/14–04–2016/1298342-kommunalka-0/ Режим доступа 22.04.2016.
  3. Электронный ресурс http://www.rbc.ru/politics/23/11/2010/503726.shtml. Режим доступа 22.04.2016.
  4. Электронный ресурс: http://www.minstroyrf.ru/press/strategiya-innovatsionnogo-razvitiya-stroitelnoy-otrasli-mozhet-byt-utverzhdena-do-kontsa-goda/. Режим доступа: 22.04.2016.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle