Библиографическое описание:

Волобуева Д. В. Актуальные вопросы экономической безопасности // Молодой ученый. — 2016. — №9.2. — С. 16-18.



Понятие «экономическая безопасность страны» объясняет способность соответствующих политических, правовых, экономических институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей.

Обеспечение экономической безопасности — это гарантия: независимости страны; стабильной и эффективной жизнедеятельности общества; достижения определённого успеха в экономической, политической, социальной сферах.

Все вышеобозначенное обуславливается тем, что экономика является жизненно важной стороной функционирования общества, государства и личности, следовательно, понятие национальной безопасности будет лишено смысла без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому одной из важнейших задач национальных приоритетов стоит обеспечение экономической безопасности.

Экономическая безопасность состоит в системе государственной безопасности, вместе с такими показателями как: поддержание социального мира в обществе; защита от экологических бедствий; обеспечение надежной обороноспособности страны. Все показатели взаимосвязаны между собой, то есть одно направление является частью другого.

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важная качественная характеристика экономической системы, которая обуславливает её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, развития народного хозяйства, стабильное обеспечение ресурсами, а также последовательную реализацию национально — государственных интересов.

Проблемы обеспечения экономической безопасности России, привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание далеко не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.

Система внутреннего контроля — это совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, своевременной подготовки достоверной финансовой отчетности, а также средство для достижения целей, поставленных собственниками, с минимальными затратами.

Эффективное функционирование хозяйствующих субъектов во многом зависит от грамотно организованного и поставленного контроля, так как он не только призван выявить недостатки и нарушения, но и предупреждать и способствовать их своевременному устранению.

До 2013 г. вопрос о создании службы внутреннего контроля являлся правом предприятий (за исключением кредитных учреждений, для которых это обязанность).

С 1 января 2013 г. согласно ст. 19 Федерального закона от 6.12.11 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) все экономические субъекты должны осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а те, которые подлежат обязательному аудиту, — также и внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности (за исключением случаев, когда руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя). Решение о введение бухгалтерского учета им самим может принять руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства, соответственно в такой организации необходимо осуществлять только внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

Систему внутреннего контроля можно определить как систему финансового контроля, созданную руководством в целях осуществления упорядоченной и эффективной работы организации, соблюдения политики руководства, охраны активов, полноты и точности документов. Каким образом будет организован внутренний контроль нужно решать в самом хозяйствующем субъекте. К примеру можно создать отделы внутреннего контроля, внутреннего аудита, ревизионного отдела или заключить договора со сторонней организацией.

По нашему мнению, следует выделить основные принципы, а именно: принцип разумности и сопоставимости трудозатрат при осуществлении контроля с полученным результатом.

При реализации и внедрении системы внутреннего контроля, необходимо использовать наиболее эффективные подходы, учитывать масштаб организации и стремиться к тому, чтобы с разумными затратами (на штатных работников, консультантов, аутсорсинг и используемые программы) проводить необходимый, но достаточный объем контроля.

Чтобы повысить результативность функционирования системы внутреннего контроля, необходимо соблюдать следующие принципы [1].

1) принцип ответственности;

2) принцип сбалансированности;

3) принцип своевременного сообщения о выявленных существенных отклонениях;

4) принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем;

5) принцип постоянства;

6) принцип комплексности;

7) принцип распределения обязанностей.

Далее разрабатываются требования к участникам процесса внутреннего контроля [2]:

— требование подконтрольности каждого субъекта внутреннего контроля, работающего в организации. Выполнение одним субъектом контрольных функций должно быть в обязательном порядке подконтрольно на предмет качества другому субъекту внутреннего контроля;

— требование ущемления интересов. С помощью нормативных документов создаются условия, при которых любые отрицательные отклонения ставят конкретного работника в экономически невыгодное положение, что стимулирует его к устранению отрицательных отклонений и вызвавших их причин;

— недопущение сосредоточения прав контроля на всех его объектах в руках одного лица. В системе внутреннего контроля могут действовать независимо различные субъекты контроля. Несоблюдение этого требования создает условия для необъективного отражения в отчетных материалах результатов проверок;

— требование заинтересованности руководства хозяйствующего субъекта. Эффективное функционирование системы внутреннего контроля невозможно без должной заинтересованности и участия в ее работе представителей собственников и топ-менеджмента хозяйствующего субъекта;

— требование компетентности, добросовестности и честности внутренних контролеров хозяйствующего субъекта. Если сотрудники организации, в служебные функции которых входит осуществление внутреннего контроля, не обладают указанными характеристиками, то даже идеально организованная система не сможет работать эффективно. Рассматриваются еще ряд требований которые необходимо реализовывать.

Основными проблемами в деле организации систем внутреннего контроля, характерными для отечественных организаций, являются [3]: отсутствие какого-либо вида процедур контроля применительно к какому-либо процессу; излишняя бюрократизация контроля на малых предприятиях, концентрация внутреннего контроля только на защите активов, конфиденциальности, подготовке управленческих отчетов; недостаток полномочий для осуществления контроля, конфликт интересов в системе контроля; недостаток какого-либо вида процедур в исследуемом центре ответственности; использование устаревших или не согласованных с другими подразделениями контрольных процедур.

При создании системы внутреннего контроля, организации должны избегать моментов, которые могут неумышленно создавать стимулы или соблазна для совершения неправомерных действий.

Таким образом, экономическая безопасность — это состояние защищенности экономики от внутренних и внешних угроз. Целью экономической безопасности является обеспечение устойчивого экономического развития страны в интересах удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан при оптимальных затратах труда и разумном использовании природных ресурсов.

Литература:

  1. Архипов А. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения / А.Архипов, А.Городецкий, Б.Михайлов // Вопросы экономики. — 2008.– № 6.
  2. Афонцев С. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и международные отношения. — 2008. — № 10.
  3. Афонцев С. Дискуссионные проблемы концепции национальной экономической безопасности // Россия — XXI. — 2009. — № 23.
  4. Люльков Р. Н. Экономический потенциал организации: сущность и значение. монография / Р. Н. Люльков, О. В. Шнайдер; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Российский гос. социальный ун-т», Фил. РГСУ в г. Тольятти Самарской обл.. Тольятти, 2012.
  5. Шнайдер О. В. Проблемы и вопросы учетно-информационной системы обеспечения экономической безопасности предприятия // Вестник СамГУПС. 2014. № 2 (24). С. 108–113.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle