Библиографическое описание:

Клетнова В. А. Критерии для оценки сформированности живописного восприятия у учащихся ДХШ и ДШИ на уроках живописи // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1130-1133.



Статья посвящена вопросу развития живописного восприятия окружающего мира и базирующихся на них способностей образного, творческого мышления, воображения, фантазии в процессе освоения живописи.

Ключевые слова: виды восприятие, живописное восприятие, критерии, эстетическое отношение к живописи.

В процессе обучения учеников ДХШ одним из приоритетных направлений, формирующих практические художественные навыки и живописное восприятие является — живопись. Одним из самых важных векторов сегодняшнего дополнительного образования является подготовка учащихся ДХШ и ДШИ к поступлению в высшие учебные заведения и развитие способности у учащегося к эмоциональному и эстетическому восприятию окружающего мира по средствам живописной деятельности

Живописная подготовка учащихся необходимый элемент, который требует глубокого изучения. Живопись как фундаментальный предмет художественной школы способствует формированию художественного, целостного, колористического, а главное живописного восприятия мира глазами ребенка. Цвет как основа живописного языка является активным средством выразительности, а умение ученика владеть цветом одна из главных проблем и задач живописной подготовки ученика. Умение ребенком видеть и воспринимать цвет, как особенный инструмент художника важная составляющая живописного восприятия.

Главной проблемой в процессе преподавания живописи является развитие у ученика живописного восприятия. Решение данной проблемы не возможна, без общей теоретической и практической подготовки ученика, без изучения основ цветоведения и особенностей восприятия цвета, а также передачи цвета в изобразительной плоскости.

К вопросу о живописном видении или живописном восприятии обращались множество ученых в сфере педагогики, психологии, эстетики и искусства, но до конца этот вопрос не был изучен, поэтому данная сфера будет долгие годы является благотворной областью для подробных изучений. Вопрос развития живописного восприятия у учеников художественной школы в контексте предмета живописи и того взаимодействия, которое оно охватывает на весь образовательный процесс решен не полностью. Современное художественное образование требует от учащихся не только знаний, умения и навыков, но и творческого мышления, умение видеть натуру с точки зрения художника, воспринимать мир живописно. Учебная программа по живописи предлагает изучение различных техники способов, видов изобразительной живописной грамоты. Эффективность освоения программы во многом зависит от уровня сформированности живописного восприятия.

Художник видит цвет, объем и остальные характеристики сразу, одновременно, но когда один их этих аспектов доминирует, то тогда говорят об определенном типе восприятия. Н. Ю. Виргилис и В. И. Зинченко [3] отмечают, что у художников могут формироваться два-три и более способа восприятия. Г. Вельфлин [1] отмечает, что при живописном восприятии внимание отвлекается от краев, контур становится более или менее безразличным глазу. Основным элементом впечатления являются предметы как видимые пятна. При этом безразлично так же говорят ли пятна как краски или же, как светлости и темности. Таким образом, живописностью могут обладать как картины, исполненные монохромно, что исключает колорит. Живописное видение, исходя из слов Г. Вельфлинга, не обязательно должно быть и колористическим одновременно. Живописным становится пространство, в котором, прежде всего главным является свет и воздух.

Учитель призван обеспечить формирование эстетического отношения к миру, направляя, и корректирую деятельность ребенка, развивая восприятие посредствам живописи. В своем исследовании Н. Пронина приходит к важнейшим выводам, с которыми нельзя не согласится:

1) восприятие — стержневой процесс в создании изображения;

2) механизм восприятия заключается в том, что при наличии конкретной цели и задачи в сознании постоянно находится установка на поиск материала для решения этой проблемы. Поэтому, для развития восприятия у учеников необходимо постоянными упражнениями активизировать их психофизический «аппетит»: они постоянно должны наблюдать, воспринимать, интерпретировать, отбирать, и снова обогащаться впечатлениями.

3) важными сторонами восприятия являются целенаправленность и осмысленность; в изобразительной деятельности целенаправленное восприятие управляется и подчиняется намеченным целям;

4) существуют способы управления зрительным восприятием: в первую очередь к ним относится установка, которая определяет направление изобразительных действий ученика, активирует подвижность восприятия, активность формирования изобразительных представлений.

5) восприятие тесно связано с различными способами мышления, поэтому его развитие неразрывно связано с мышлением;

6) чувственное познание заключается в непосредственной настройке органов чувств на объект;

7) восприятие — это познавательный процесс, который характеризуется рядом закономерностей, основными из которых являются цельность, осмысленность, aпперцепция, избирательность, константность [4].

Воплощение образов, как утверждает В. В. Визер, должно основываться на глубоком осмыслении и правдивом, грамотном изображении живописных форм, так как от этого зависит красота, глубина и выразительность художественного образа, его эмоциональное воздействие на зрителя [2]. По убеждению автора, обучение живописной изобразительной грамоте опирается на известные знания, которые приобретены, проверены и усовершенствованы многовековым живописным опытом великих мастеров искусства живописи, поэтому постижение опыта выдающихся художников прошлых столетий, изучение базовых законов изобразительного искусства и законов природы (видов освещения, цветовой гармонии) открывает начинающему художнику кратчайший путь к профессиональному искусству.

Основной задачей уроков живописи является развитие живописного восприятия у детей и подростков путем целенаправленного и организованного обучения.

Развивая навыки творческой деятельности учащихся школа тем самым вооружает ребенка представлением о профессиональном искусстве.

В живописи дети выражают свои чувства и мысли, свои представления об окружающем мире. В процессе творческой деятельности учащиеся усваивают живописные умения и навыки, учатся наблюдать и анализировать. Таким образом живопись, как учебный предмет служит средством познания действительности и одновременно помогает развитию и формированию восприятия мира. Полученные на уроках живописи знания, умения и навыки находят свое применение не только в сопутствующих художественному образованию предметах, таких как рисунок и композиция, но и в дальнейшей жизнедеятельности.

Процесс живописного изображения действительности достаточно сложный, и естественно отражение мира в живописи каждого ученика индивидуально и неповторимо. Возникает вопрос, как же оценить сформированность у того или иного ребенка уровень живописного восприятия. Для оценки живописного восприятия разработаны пять критериев оценки, конечно, на сформированость живописного восприятия действует множество факторов, таки как уровень развития, воспитания, память, воображение, мышление, умения и навыки ребенка, но предложенные пять критериев являются универсальными.

На основе анализа научной литературы были выявлены следующие критерии оценки сформированности живописного восприятия, приведенные в таблице № 1.

Таблица 1

Критерии оценки сформированности живописного восприятия

п/п

Оцениваемые навыки

Система оценки

1.

Композиционное решение

—гармонично найдены пропорции изображения и поля листа;

—наблюдается единство и взаимосвязь между частей деталями изображения;

—размещение цветовых пятен и оттенков поддерживает композиционное построение работы.

2.

Передача формы предметов цветом

—объем лепится живописным мазком и изменением цвета и тона в соответствие с освещением;

—соблюдено сочетание холодного (освещения) и теплого (тень) цветов;

—передаются мягкие переходы от света к тени;

—найдена цветовая гармония, колорит работы;

—передается целостный взгляд на постановку;

— в работе хорошо выражено пространство с помощью использования правил световоздушной перспективы:

а) для передачи переднего плана использованы тоновые контрасты;

б) для передачи переднего плана использованы цветовые контрасты;

в) отчетливо выражены три пространственных плана с помощью тоновой и цветовой характеристики;

— наблюдается распределение тепло — холодности цвета по степени удаления от зрителя.

3.

Владение живописной техникой

— использованы цвета частей и деталей соответствующие наблюдаемым;

— краски нанесено послойными слоями;

— использованы сочетание живописных приемов и техник: «лессировка», «алляприма», «по-сырому», «проскабливания», «тонкий слой», «письмо объемным слоем»

а) повторные записи лессировки создают ощущение формы и сохраняют красочность;

б) использованы живописные мазки, подчеркивающие форму предметов на свету и на переднем плане;

в) в теневых частях использованы мягкие переходы цветов, нанесенных тонким слоем.

4.

Цветогармоническое решение

— решены основные композиционные и смысловые задачи в цветогармоническом построении;

— создана целостная гармоническая структура;

— цветовая организация изобразительной плоскости находит свое продолжение в обшей тематической направленности;

— ярко выражено индивидуальное прочтение;

— смысловые акценты и общее пластическое решение формируют органичное образно- ассоциативное восприятие.

5.

Ассоативно- образное выразительность

— живописные элементы построения формируют целостную систему восприятия, создавая единое энергетическое поле, сложное проникновение форм и трактовки пространства плоскости изображения;

—тональное решение не находит должного продолжения в распределении активных начал в цветовом исполнении.

Выявленные в ходе анализа научно-исследовательской литературы критерии способствуют формированию в ребенке живописного восприятия действительности. Умение ребенком грамотно решит композицию влияет на целостное восприятие действительности и способствует передачи чувств и эмоций ребенка через живопись. Ребенок освоив навыки композиционного решения плоскости, не просто видит разницу в цветовых и тоновых пятнах, а может собрать единую живописную картину. Правильная передача формы предметов цветом, умение ребенком владеть живописными техниками и грамотное цветогармоническое решение картинной плоскости, все эти критерии играют важную роль в формировании живописного восприятия, так как они непосредственно связаны с полученными в результате обучения знаниями, умениями и навыками. Чем лучше ребенок умеет пользоваться полученными умениями, тем более выразительной и будет его живопись, и тем самым ребенок будет иначе, по живописному, смотреть на окружающий мир. Последний пятый критерий главным образом влияет на восприятие ребенка. Через использование цвета, как образной составляющей ребенок передает свои чувства и эмоции. В данном критерии формируется живописная система восприятия, создаваемая ребенком, как сложное эмоциональное и энергетическое пространство, через детскую трактовку формы и пространства изображаемой действительности.

Фундаментом сформированного живописного восприятия является организованное и систематическое обучение ребенка основам и закономерностям живописной грамоты.

Живописное восприятие, умение видеть натуру и ее составные элементы в единой эстетической картине, является приоритетным направлением в современном дополнительном образовании и именно воспитание живописного восприятия с самого раннего возраста позволит в дальнейшем развить в человеке те самые художественные и эстетические качества. Развитие живописного восприятия непосредственно связано с развитием личности. Поэтому данное исследование требует поиска инновационных методик и оригинальных творческих идей, которые позволят достигнуть заданной цели.

Литература:

  1. Вельфлинг Г. Основные понятия истории искусств. — М.-:130.-290 с: ил.
  2. Визер В. В. Живописная грамота. Основы искусства изображения — Санкт Петербург: Питер, 2006. -192 с.: ил.
  3. Виргилис Н. Ю., Зинченко В. П. Проблемы адекватности образа.-«Вопросы философии».1967,№ 4,с.55–65.
  4. Пронина Н. К. Формирование колористического единства в процессе живописного изображения: дис.канд. пед. наук: 13.00.02/Пронина Наталья Константиновна.-Омск, 2004,151 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle