Библиографическое описание:

Трушковская И. А., Галеева Н. Л. Ресурсный подход к решению задачи индивидуализации профориентационной деятельности в школе // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1194-1198.



Ресурсный подход как один из наиболее популярных с 1990-х годов концептуальных подходов в стратегическом менеджменте обеспечивает реализацию горизонтальных профессиональных связей в системе образования, что может служить залогом ее устойчивого развития. В рамках этого подхода в качестве важнейших источников преимуществ организации рассматриваются внутренние ресурсы самой организации — ее активы, компетентность педагогов, потенциал развития.

Важнейшей ареной развития школы является внутренняя среда, при этом организация управляет как внутренними, так и внешними ресурсами, требуемыми для достижения краткосрочных и долгосрочных целей организации [2]. Как отмечает автор словаря-справочника «Стратегическое управление школой» Моисеев А. М., в постоянно ведущейся в стратегическом менеджменте полемике на тему, какие факторы более важны для стратегического управления — внешние или внутренние, «маятник» определенно качнулся в пользу внутренних факторов [8].

На необходимость учета ресурсов учащихся в образовательном процессе обращают внимание Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, М. А. Холодная, Т. А. Цецорина, И. С. Якиманская, П. Г. Щедровицкий и др.С позиций ресурсного подхода в отечественной педагогической и научно-методической литературе исследовались проблемы управления развитием качества образования (Т. И. Шамова); организации образовательного процесса (Т. А. Цецорина), управления процессом роста учебного успеха обучающегося (Н. Л. Галеева). В современной образовательной практике можно обнаружить реализацию такого подхода в технологии ИСУД, основой которой является классификация внешних и внутренних ресурсов учебно-познавательного успеха обучающегося по единой матрице, позволяющей быстро и эффективно проектировать индивидуальную образовательную программу для каждого ученика [6]. Основное понятие технологии ИСУД — «ресурсы учебного успеха ученика» –интегрирует и внутренние ресурсы, сущностно принадлежащие ученику как субъекту обучения, и внешние ресурсы, обеспечивающие условия обучения [9]. Можно утверждать, что и сама технология ИСУД является эффективным ресурсом введения и реализации требований ФГОС к индивидуализации образовательного процесса.

Внедрение в систему образования такого инструмента из деловой сферы, как ресурсный подход может служить решению и других актуальных задач образования. Одной из таких задач на сегодняшний день является требование ФГОС к умению выпускника ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. Грамотный, подготовленный выбор профессии как основа для успешного жизненного старта, самореализации и реализации принципа равных возможностей был определен в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию 3 декабря 2015 г. [1].

Уникальность профессионального пути любого человека требует от профориентационной деятельности школы максимальной реализации ресурсно-обеспеченного индивидуального подхода. Правильный выбор профессии — не единовременный акт, но длительный процесс, имеющий свои этапы, реализация которых невозможна без определенных ресурсов.

В. Т. Воронин, исследовавший социально-философский аспект проблемы ресурсов, в своей работе «Ресурсы и время» приходит к выводу, что «наиболее общий смысл всех толкований понятия о ресурсах... сводится к тому, что ресурсы — это условия, необходимые для реализации каких-либо процессов. Поэтому ресурсный контекст связывает объекты в единое целое — систему» [4]. Таким образом, ресурс — в самом общем виде — все то, что может быть использовано для чего-либо, для удовлетворения каких-либо потребностей. С этой точки зрения традиционно понимаемые виды ресурсов (информация, финансы, средства производства, кадры) вполне правомерно могут быть дополнены менее традиционными — административным ресурсом, связывающим ресурсом (связи, взаимодействие как ресурс) и др. [8].

Национальный стандарт РФ предписывает образовательному учреждению идентифицировать потребности в ресурсах, необходимых для функционирования процессов обучения. «Образовательное учреждение должно обеспечить доступность ресурсов для результативного функционирования системы менеджмента качества и повышения удовлетворенности потребителя путем выполнения их требований» [3]. Для эффективного управления ресурсами образовательная организация должна:

1) установить входные данные для определения потребностей в ресурсах;

2) планировать ресурсы на кратко-, средне- и долгосрочный периоды;

3) осуществлять контроль исполнения заданий по оценке и верификации;

4) обеспечить ресурсы для результативного обмена информацией между профессорско-преподавательским составом, штатом административных сотрудников, служащими и потребителями.

Другими словами, анализ ресурсов индивидуализации профориентации в школе органично встраивается в классическую логику цикла управления: анализ ситуации — целеполагание — планирование — организация — руководство и контроль — и снова анализ, только уже результатов.

В рабочей матрице ресурсов, обеспечивающих условия реализации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС [5], авторы использовали классификацию ресурсов, принятую для социальных систем:

нормативные ресурсы — документально-правовые основы, положение и Устав учреждения, текущая документация, локальные акты,

кадровые ресурсы — профессиональная компетентность каждого члена педагогического коллектива,

информационно-методические ресурсы — образовательные программы школы, программы методической работы школы, методические материалы, доступ к этим ресурсам,

материально-технические ресурсы — оснащение и оборудование образовательной деятельности,

морально-этические ресурсы как единое понимание всеми субъектами образовательного процесса миссии школы, согласованность профессионально-нравственных позиций, норм общения и поведения участников социально-культурной деятельности, основанных на совпадении их интересов и договорных отношениях,

социально-демографические ресурсы — актуальный уровень внутренних ресурсов учебного успеха детей социума, особенности родительско-детской общности данного контингента, конструктивные связи с учреждениями социально-культурного типа, реализующими направления внеурочной и внешкольной деятельности

Пользуясь предложенной классификацией, можно представить перечисленные (по избыточному принципу) и ресурсы для описания деятельности по профессиональному просвещению и профориентационной деятельности в школе. Сразу оговоримся, что финансовую группу ресурсов мы не описывали.

Ресурсы индивидуализации профориентационной деятельности (профориентации) в школе выделены в отдельную группу, так как индивидуальное педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающегося требует от педагогов высокого уровня владения навыками дифференциации, индивидуализации, методологической и управленческой культуры.

В работе мы опирались на краткое проверенное определение индивидуализации, оправдывающее себя во всех школах, всех видов и типов: «в индивидуализированном учебном процессе педагог всегда знает, кому, когда и зачем он нужен, чтобы обеспечить условия для достижения учебного успеха каждому ученику. И имеет достаточное ресурсное обеспечение, чтобы это сделать» [11].Такое понимание смысла индивидуализации означает, что каждому обучающемуся будет предоставлен собственный хорошо подготовленный, подробный и педагогически оправданный план, разработанный и принятый совместно учителями, родителями и самим учеником.

Ниже представлен рабочий вариант содержания матрицы ресурсов, спроектированный нами для анализа актуального уровня ресурсного обеспечения процессов профпросвещения и профориентации в образовательной организации.

Ресурсы, обеспечивающие процесс профессионального просвещения всех обучающихся

Правовые (нормативные):

  1. Подпрограмма в Образовательной программе, описывающая систему профессионального просвещения и профориентации.
  2. Локальные акты, описывающие требования к организации и реализации профориентационных программ в школе.
  3. Правовые документы и инструктивная информация, обеспечивающая плановое и систематическое взаимодействие с семьями (родителями/законными представителями) обучающихся по вопросам профориентации.
  4. Организационно-технологические документы, определяющие порядок организации и проведения профориентационной деятельности в школе.

Информационно-методические:

  1. Система управления профориентационной деятельностью в школе, обеспечивающая конструктивный и результативный обмен информацией между педагогическим составом и специалистами, осуществляющими профориентационную деятельность в школе.
  2. Специальные проекты, обеспечивающие знакомство с профессиями встречи, экскурсии, элективные курсы, конкурсы и т. д.
  3. Памятки, пособия и другие информационные материалы по темам профпросвещения и профориентации в свободном доступе для участников такой деятельности.

Кадровые:

  1. Высокий и достаточный уровень психолого-педагогической профессиональной компетентности педагогов и специалистов, реализующих профориентационную деятельность в школе.
  2. Высокий уровень коммуникативной и управленческой компетентности педагогов и специалистов, реализующих профориентационную деятельность в школе
  3. Высокий управленческий и научно-педагогический уровень администратора, координирующего профориентационную деятельность в школе.

Социально-демографические:

  1. Конструктивные связи с учреждениями профессионального образования, с производствами, научными учреждениями, обеспечивающие совместную деятельность.
  2. Конструктивные связи с учреждениями, реализующими функции психологического и профориентационного тестирования и консультирования.
  3. Конструктивные связи с учреждениями социума, заинтересованными в качестве школьной профориентационной деятельности.

Материально-технические:

  1. Оснащение, обеспечивающее курсы предпрофильной и профильной подготовки в школе.

Морально-этические:

  1. Согласованность профессионально-нравственных позиций по отношению к профессиональному образованию, представления о ремесле как основе любого вида творческой деятельности.
  2. Согласованность в коллективе профессионально-нравственных позиций по отношению к социальным ценностям.

Ресурсы, обеспечивающие процесс профессиональной ориентации каждого обучающегося

Правовые (нормативные):

  1. Локальные акты, описывающие требования к организации и реализации индивидуализации профориентационной деятельности, профориентационных программ.

Информационно-методические:

  1. Мониторинг уровня развития внутренних ресурсов ученика для проектирования индивидуальных профориентационных программ и оценки их эффективности (в системе управления качеством ОО).
  2. Методические мероприятия по повышению компетентности учителей и специалистов, осуществляющих профориентационную деятельность в школе, в области индивидуализации образовательного процесса (например, система обучающих семинаров и пр.).
  3. Методические материалы по технологии индивидуального сопровождения, доступные каждому участнику профориентационной деятельности в школе и пр.
  4. Индивидуальная профориентационная карта (дневник) обучающегося.

Кадровые:

  1. Высокий и достаточный уровень профессиональной компетентности в области индивидуализации образовательного процесса педагогов и специалистов, реализующих профориентационную деятельность в школе.

Социально-демографические:

  1. Взаимодействие с семьями (родителями/законными представителями) обучающихся с целью обеспечения индивидуализации профориентационной деятельности школы.

Материально-технические:

  1. ИКТ-технологии, обеспечивающие эффективность вариативного индивидуализированного образовательного процесса.

Морально-этические:

  1. Высокий уровень мотивации коллектива и родительской общественности на создание открытой профориентационной среды, обеспечивающей возможность индивидуального выбора каждому обучающемуся.
  2. Единое понимание педагогами и специалистами, реализующими профориентационные программы в школе, индивидуализации как целенаправленного обеспечения внешними ресурсами каждого ученика.

Группе экспертов из числа слушателей курсов дополнительного профессионального образования кафедры УОС ИСГО МПГУ было предложено проанализировать впервом приближении ресурсы профориентационной деятельности в своих образовательных организациях с помощью разработанной матрицы. В исследовании участвовали 12 респондентов, все заместители директоров по УВР московских школ.

Результаты анализа представлены в таблицах 1 и 2, где выделены те ресурсы, которые нуждаются в особенном внимании со стороны управленческой команды образовательной организации. Оценка каждой позиции проводилась в баллах: 3 балла — оптимальный уровень, означает, что ресурсы, описанные в данной позиции, во-первых, представлены в необходимом количестве, и, во-вторых, реализованы на высоком уровне; 2 балла — достаточный уровень, ресурс реализуется, но есть явные неиспользуемые резервы; 1 балл — критический уровень, означает, ресурс практически не реализован, даже если можно видеть отдельные проявления его реализации; 0 баллов — недопустимый уровень, ресурс отсутствует.

Таблица 1

Анализ самооценки уровня ресурсной обеспеченности профессионального просвещения в 12 школах (по данным заместителей директоров по УВР)

Группы ресурсов

Данные самооценки вбаллах

Среднее значение по ресурсам

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Правовые

1.

2

1

2

2

2

2

1

1

2

2

2

2

1,7

2.

2

1

1

2

2

1

1

1

2

2

2

2

1,6

3.

2

2

2

2

2

2

1

1

2

2

2

2

1,86

4.

2

1

1

2

2

1

1

2

2

2

2

2

1,7

Инф-мет

1.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3.

1

1

1

1

1

1

0

0

0

1

1

1

0,75

Кадровые

1.

2

1

2

2

2

2

1

1

1

2

1

2

1,6

2.

2

1

1

2

2

1

1

1

2

2

1

2

1,5

3.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Соц-дем

1.

2

1

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

1,86

2.

1

2

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1,25

3.

2

1

1

2

2

1

1

1

2

1

1

2

1,46

Мат-техн

1.

1

1

1

1

1

2

1

1

1

2

1

1

1,17

Мор-этич

1.

2

1

2

2

2

2

1

1

1

2

1

2

1,6

2.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Среднее значение по школам

1,8

1,3

1,5

1,8

1,8

1,6

1,1

1,3

1,6

1,9

1,6

1,8

1,6

Анализ позволил выявить недостатки ресурсообеспеченности профориентационной деятельности в школе. Так ни один из ресурсов профессионального просвещения не представлен на оптимальном уровне (табл.1), на критическом уровне реализованы такие ресурсы профпросвещения как:

‒ Памятки, пособия и другие информационные материалы по темам профпросвещения и профориентации в свободном доступе для участников такой деятельности;

‒ Конструктивные связи с учреждениями, реализующими функции психологического и профориентационного тестирования и консультирования;

‒ Оснащение, обеспечивающее курсы предпрофильной и профильной подготовки в школе.

Среднее значение ресурсообеспеченности профпросвещения в школе (1,6 баллов) указывает на недостаточный уровень использования даже имеющихся в распоряжении образовательной организации ресурсов.

В таблице 2 представлены данные самоанализа ресурсов индивидуализации профориентации, представленные той же группой респондентов. Ресурсы индивидуализации профориентационной деятельности находятся практически все в критическом состоянии: из таблицы 2 видно, что правовые (нормативные) и информационно-методические ресурсы профориентации практически не реализуются.

Таблица 2

Анализ самооценки уровня ресурсной обеспеченности профессиональной ориентации в 12 школах (по данным заместителей директоров по УВР)

Группы ресурсов

Данные самооценки вбаллах

Среднее значение по ресурсам

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Правовые

1.

1

0

0

1

1

1

0

0

1

1

1

1

0,67

Инф-мет

1.

1

1

0

0

2

1

0

0

1

2

1

2

0,92

2.

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

2

2

1,25

3.

1

1

0

0

1

1

0

0

1

1

1

1

0,66

4.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Кадровые

1.

2

2

1

1

2

2

1

1

2

2

2

2

1,7

Соц-дем

1.

2

2

1

1

2

2

1

1

2

2

2

2

1,67

Мат-техн

1.

1

2

0

0

1

1

0

0

1

1

1

2

0,8

Мор-этич

1.

2

2

2

1

2

2

2

1

1

2

2

2

1,75

2.

1

1

0

0

1

1

1

0

1

1

1

1

0,75

Среднее значение по школам

1,2

1,2

0,5

0,5

1,4

1,2

0,6

0,4

1,1

1,3

1,3

1,5

1,0

Интересно, что независимо друг от друга завучи выделили одни и те же позиции, уровень которых далек от оптимального. Это говорит об общих недостатках в работе разных школ, и позволяет надеяться, что подобный алгоритм анализа позволит достаточно оперативно и без дополнительных финансовых затрат оценить, какие условия профориентации реализуются в образовательной организации на недостаточном уровне, какие группы ресурсов требуют развития.

В настоящее время разрабатываются методические рекомендации по каждой из позиций описанной выше матрицы, что позволит использовать матрицу не только для анализа, но и на этапе планирования деятельности образовательной организации по обеспечению условий для целенаправленного выбора будущей профессии каждым выпускником.

Литература:

  1. Протокол Заседания Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования 3.12.2015 Москва, Кремль // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51001 (Дата обращения: 05.03.2016)
  2. ГОСТ Р ИСО 9004–2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества. (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 23.11.2010 N 501-ст)
  3. ГОСТ Р 52614.2–2006. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001–2001 в сфере образования. (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2006 N 309-ст).
  4. Воронин В. Т. Ресурсы и время (социально-философский контекст)/ Учебно-методическое пособие, Новосибирск.- 2000. — 285 с.
  5. Галеева Н. Л., Крыжановская Е. И. Анализ ресурсов, обеспечивающих условия реализации ООП в соответствии с требованиями ФГОС//Справочник заместителя директора школы.- № 10, 2012. — С.6–18]
  6. Галеева Н. Л. Образовательная технология ИСУД: реализуем требования ФГОС к образовательным результатам и условиям, обеспечивающим учебный успех ученика М.: «Книга по Требованию». — 2013. — 220 с.
  7. Галеева Н. Л. Сам себе учитель. Практические занятия по формированию метапредметных и личностных образовательных результатов обучающихся. — М.: Книга по требованию, 2012. — С.134
  8. Моисеев А. М. Стратегическое управление школой: словарь-справочник. В 3 т. Т. 2. Л—Р / А. М. Моисеев; под ред. О. М. Моисеевой. — М.: АСОУ, 2014.- 384 с.
  9. Технология ИСУД [сайт]. URL: http://technologia-isud.ru (дата обращения: 05.03.2016)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle