Библиографическое описание:

Коварда В. В., Фомакина Е. Ю. Основные аспекты введения электронного таможенного декларирования товаров в России // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 592-594.



В статье рассмотрены основные этапы развития электронного декларирования в России. Особое внимание уделено технологии ЭД-1, в т. ч. ее подсистемам. Отмечен ряд особенностей технологии информационного взаимодействия.

Ключевые слова: электронное таможенное декларирование, технология ЭД-1, технология ЭД-2, ведомственная интегрированная телекоммуникационная сеть (ВИТС).

Внедрение электронного декларирования в таможенной службе Российской Федерации началось в 2002 г. с применения технологии ЭД-1, заключающейся в передаче электронных таможенных деклараций по выделенному каналу связи [1].

В ноябре 2002 г. в Москве на таможенном посту «Каширский» Московской южной таможни ЦТУ была оформлена первая в России электронная декларация, в июле 2004 г. на Чертановском таможенном посту в Москве начала действовать автоматизированная система электронного декларирования. Затем в течение нескольких лет эта технология постепенно распространялась по территории Российской Федерации, не имея большого количества пользователей, в силу своей дороговизны.

Вначале внедрения электронного декларирования была предложена технологическая схема оформления ЭД-1, в которой должны были передаваться графические файлы, включая отсканированные. Данные файлы, как правило, имеют большой объем.

Форма ЭД-1 подразумевает функционирование 2 подсистем — декларанта и таможенного органа.

Подсистема декларанта представляет собой комплекс программных средств формирования, редактирования и передачи в электронной форме сведений и документов, необходимых для представления в таможенный орган при декларировании товаров.

Подсистема таможенного органа включает следующие элементы:

а)региональный центр сбора, хранения и обработки информации, в базе данных которого содержатся полученные от декларанта сведения, а также собственные информационные ресурсы таможенных органов, необходимые для выполнения таможенных операций;

б)автоматизированные рабочие места таможенных инспекторов, выполняющих операции по таможенному контролю и выпуску товаров.

Декларант формирует в виде электронных файлов набор документов, содержащий декларацию на товар (ДТ) и другие документы, необходимые таможенному органу для производства соответствующих таможенных операций. В одном из приказов ФТС России этот набор документов был назван совокупностью данных сделки (СДС).

Сформированная декларантом СДС подтверждается его электронной цифровой подписью (ЭЦП) и направляется для предварительной проверки на специальный web-сервер, откуда после проверки и архивирования через межсетевой экран поступает в Региональный центр обработки информации таможенного органа. Папку для размещения СДС декларанту выделяет таможенный орган по его запросу.

В Региональном центре СДС разархивируется в автоматическом режиме, после чего проверяется подлинность ЭЦП декларанта. В случае успешной проверки СДС загружается в базу данных и в автоматическом режиме проводится форматно-логический контроль электронной ДТ. Если контроль прошел успешно, то Региональный центр регистрирует СДС с присвоением ей уникального идентификационного номера и по ведомственной телекоммуникационной сети связи (ВИТС) передает СДС в формате штатных таможенных программных средств инспектору таможенного органа для таможенных операций по таможенному контролю и выпуску товаров [2].

После завершения процессов выполнения таможенных операций проверенная СДС подписывается ЭЦП должностного лица таможенного органа, помещается в архив таможенной службы и, одновременно, отправляется в подсистему декларанта.

Под ЭД-1 также понимается схема работы, при которой в части электронной доставки документов и сведений в таможенные органы используются выделенные каналы связи.

Следующим этапом развития ЭД-1 — это разработка программного комплекса «ЭДТ и ТС» двух частей: декларанта и таможенного органа, и внедрение в таможенных органах ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС.)

Несмотря на то, что к 2012 г. система ЭД-1 фактически перестала использоваться, но ряд ее элементов и принципов функционирования в той или иной мере были использованы и в системе ЭД-2. Поэтому имеет смысл рассмотреть, как построена и функционирует система ЭД-1.

Основное отличие нового варианта в том, что декларантом для передачи документов и сведений используется выделенный канал связи (в последствие телефонная линия), а папка (сайт) для размещения переданных документов и сведений создается таможенным органам в рамках своей корпоративной ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС).

Для подключения декларанта к этой системе надо иметь соответствующие по характеристикам компьютеры, приобрести программу «ЭДТ и ТС», создать выделенный канал связи с таможенным органом с соблюдением установленных правил информационной безопасности [3].

Программный комплекс «ЭДТ и ТС» является обязательным компонентом системы ЭД-1. Он состоит из двух фактически независимых частей (подсистем): декларантской и таможенной. Лицо, декларирующее товары использует декларантскую часть «ЭДТ и ТС». С ее помощью декларант готовит СДС, подписывает и читает ЭЦП, осуществляет электронный обмен с таможенным органом и с другими участниками ВЭД.

Основу прикладного программного обеспечения системы ЭД-1 для таможенного инспектора образовывают автоматизированная информационная система «АИСТ-М» и программный комплекс «ЭДТ и ТС». Первая является средством, которое используется таможенным инспектором для выполнения типовых таможенных операций по таможенному контролю и выпуску товара (до 2012 г. в этом же качестве в некоторых таможнях использовался комплекс «АИСТ-РТ21»). Второй комплекс («ЭДТ и ТС»), точнее его таможенная часть, используется таможенным инспектором, в основном, для организации информационного взаимодействия с декларантом.

Также были установлены следующие требования для информационной системы декларанта.

Канал передачи данных между таможенным постом и РТУ должен обеспечивать передачу со скоростью около 2 Мбит/с, а между декларантом и РТУ — не ниже 256 Кбит/с (в зависимости от объема передаваемых данных).

Средства вычислительной техники декларанта и инспекторов на таможенном посту должны позволять установку операционных систем Windows 98 SE, W2K. Windows ХР и Internet Explorer 6.0 и более высокой версии.

Рабочее место декларанта, таможенного инспектора и уполномоченных для декларирования товаров в электронной форме должно быть оснащено следующими средствами защиты информации:

‒ средство криптографической защиты информации «КриптоПро-CSP»;

‒ средство защиты информации от несанкционированного доступа семейства «Аккорд»;

‒ средства антивирусной защиты информации;

‒ межсетевой экран «ССПТ-1» или «ССПТ-1М».

Подсистема декларанта программного комплекса «ЭДТ и ТС» используется участниками ВЭД для формирования, архивирования и подписания СДС электронной цифровой подписью, передачи СДС на web-сервер, развернутый на базе ВЦ РТУ. После предварительной проверки СДС по ВИТС направляется на таможенный пост, где собственно и производится таможенный контроль и выпуск таможенной декларации.

Подсистема таможенного органа комплекса «ЭДТ и ТС» используется таможенным инспектором для первоначального приема СДС, поступающей из регионального центра обработки информации и размещения ее в архиве программы «ЭДТ и ТС», чтения ЭЦП декларанта, пересылки сообщений декларанту о ходе выполнения последующих таможенных операций, проставления своей электронной подписи (под сообщениями, посылаемыми декларанту) и др.

Далее, из СДС извлекается электронная ДТ, которая передается на обработку в программный комплекс типа «АИСТ». В ходе выполнения с помощью комплекса «АИСТ» последующих операций по проверке декларации при необходимости уточнения сведений по информации, находящейся в других прилагаемых к декларации документах, инспектор обращается к архиву программ «ЭДТ и ТС», извлекает нужный документ и просматривает его на экране.

Таможенный инспектор использует штатный программный комплекс «АИСТ» для выполнения типовых таможенных операций таможенного контроля. С помощью же программы «ЭДТ и ТС» инспектор выполняет некоторую дополнительную работу.

Таким образом, для подготовки и передачи данных требуется специальное программное обеспечение. Кроме того, необходимо прямое подключение к ведомственной сети таможни только по специально выделенным каналам связи хорошего качества, то есть большой скоростью передачи данных. Прокладка и эксплуатация этих каналов, а также установка программного обеспечения требует значительных финансовых затрат, а нацеленность на использование графических данных весьма ограничивает возможности подготовки и контроля данных, что, в конечном счете, снижает скорость оформления.

Порядок и условия такого подключения были регламентированы Приказом ФТС России № 1062 от 30 октября 2006 года «Об обеспечении безопасности информации при информационном взаимодействии таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и сетями общего пользования».

Данная технология информационного взаимодействия имеет ряд особенностей:

  1. к локальной вычислительной сети таможенного органа могут быть подключены автономные рабочие станции (абонентские пункты) либо выделенные сегменты локальной вычислительной сети сторонней организации при условии, что они изолированы от сетей общего пользования, информационных сетей других организаций, иных вычислительных сетей подключаемой организации.
  2. возможность подключения сторонней организации к ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ставится в зависимость от технической оснащенности ближайшего к подключаемой организации таможенного органа.
  3. сторонняя организация (декларант) обеспечивает оснащение, монтаж, установку, настройку каналов связи, средств защиты информации (межсетевых экранов, антивирусной защиты, средства контроля доступа и пр.), программно-аппаратных средств, необходимых для подключения абонентского пункта.
  4. после утверждения начальником таможенного органа положительного заключения комиссии должностных лиц таможенного органа, рассмотревшей готовность абонентского пункта организации к подключению, между организацией и таможенным органом заключается соглашение об информационном взаимодействии. Такое соглашение, по сути, носит гражданско-правовой характер, в то же время регулирует порядок представления электронных сведений декларантом таможенному органу, определяет права, обязанности и ответственность организации-декларанта как субъекта публично-правовых отношений.

Технология представления таможенному органу сведений в электронной форме посредством прямого подключения к ведомственной интегрированной информационной сети таможенных органов чрезвычайно сложна для выполнения и, как справедливо отмечено в решении коллегии ФТС России от 17 декабря 2004 г. «О программе развития и внедрения в таможенных органах Российской Федерации электронной формы декларирования товаров и транспортных средств», выгодна при перемещении товаров по долгосрочным контрактам организациям, имеющим собственные автоматизированные бизнес-системы учета, а также при оформлении деклараций с большим количеством наименований товаров [4, 5].

Сложность и дороговизна реализации прямого подключения к локальной вычислительной сети таможенного органа, высокая стоимость оборудования и программного обеспечения, прокладки канала до таможенного органа делают данную технологию реализации электронного декларирования доступной лишь для крупных участников внешнеэкономической деятельности и таможенных представителей.

Необходимо отметить, что возможность осуществления таможенного декларирования в электронном виде по технологии ЭД-2 по сути сделала технологию ЭД-1 не востребованной и не применяемой в настоящее время.

Литература:

  1. Лаптев Р. А., Малюхова А. Ю. Особенности внедрения системы электронного декларирования в России// Экономика и социум. — 2015. — № 2–3 (15). — С. 24–25.
  2. Лаптев Р. А., Солодухина О. И. Организация таможенного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок// Молодой ученый. — 2015.- № 11. — С. 889–892.
  3. Барбышева Г. И., Мирзаев Ш. Ф. Обеспечение информационной безопасности таможенных органов РФ// В сборнике: Инновационная экономика Материалы II Международной научной конференции. — 2015. — С. 22–24.
  4. Барбышева Г. И., Трофимчук Д. А. Совершенствование механизма таможенного декларирования товаров в России// Молодой ученый. — 2015. — № 18. — С. 242–245.
  5. Павлова А. И., Старых С. А. Современные направления развития таможенного администрирования// В сборнике: Молодежь и XXI век — 2016, Материалы VI Международной молодежной научной конференции. В 4-х томах. — 2016. — С. 263–265.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle