Библиографическое описание:

Холикова Н. Ш., Истамов М. М. Принципы и методы художественного проектирования меховых изделий // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 327-330.



Расширение ассортимента меховых изделий происходит наряду с освоением промышленностью новых видов сырья — меховых шкурок. В ближайшие годы удельный вес меховых изделий из этих видов сырья составит 40–50 %.

К меховым изделиям предъявляется комплекс требований: потребительских и производственных. К основным потребительским требованиям относятся нижеследующие:

‒ меховые изделия, которые должны иметь красивый внешний вид, быть удобными в носке, защищать от холода и сохранять цвет, размеры и форму, приданные им в процессе проектирования и изготовления. При этом в течение гарантийного срока эксплуатации должно быть обеспечено сохранение прочности изделия к разрывным нагрузкам и истиранию, а также к воздействию свет погоды;

‒ в каждом изделии должны быть соблюдены в пределах требуемых параметров такие показатели, как масса, комфортность меховых изделий, теплозащитные свойства и другие.

Одним из ведущих требований, предъявляемых к меховым изделиям в условиях рынка, является их конкурентоспособность, которая предполагает комплекс потребительских, функциональных и стоимостных характеристик, определяющих высокий потребительский спрос продукции.

Этим свойствам лучше всего удовлетворяют изделия из натурального меха (каракуль).

Одно или несколько из приведенных требований, в зависимости от назначения изделий, служат как бы главными. Соблюдение главных требований в строго установленных пределах обязательно. Остальные требования обеспечиваются показателями, возможно близкими к лучшим.

Так, например, для верхних меховых изделий главными требованиями являются: комфортность, сохранение красивого внешнего вида, размеров и формы изделия в носке при условии возможно большего удобства. В то же время для меховых изделий главным является требование удобства человека в изделии при выполнении движений, защита от действия холода при условии соблюдения красивого внешнего вида. Помимо удобства в носке, главным будет еще и требование обеспечить давление облегающего изделия на тело человека менее допускаемого, при возможно красивом внешнем виде и достаточной прочности изделия.

Средство выполнения приведенных требований потребителей к меховым изделиям — выбор для каждого конкретного случая оптимальных размеров деталей изделий и их конфигурации, т. е. создание рациональных конструкций изделий.

Потребитель и его желания давно стали важнейшим фактором формирования спроса на одежду. Таким образом, складываются принципы, отвечающие представлениями покупателей об эстетичности, качестве и особенно комфортности с учетом свойств материала. Их многообразие приводит к свободе и демократичности в моде. Данная свобода относится и к модным направлениям применительно к меховой одежде. Меховая одежда должна быть не только красива, но удобна и практична. Благодаря этому меховую одежду удалось сделать ярче и разнообразнее. Основными факторами, определяющими моду в меховой одежде, являются цвет, силуэт и форма изделий, пропорции, характер деталей и отделок.

Предмет профессиональной деятельности дизайнера в области проектирования и моделирования меховой одежды -это поиск, проектирование новых рисунков меха, колорита, деталей отделки, новых форм в одежде и воплощение их в материале, иначе моделирование формы одежды.

Структура меховой одежды определяется размерами, формой и взаимным расположением составляющих его элементов.

Сырье является одним из главных факторов для расширения традиционного ассортимента меховых изделий. Применяя различные виды сырья с различным видом рисунка, при различных цветовых сочетаниях можно достичь совершенно различных эффектов.

Наиболее распространенным приемом отделки традиционных меховых изделий является отделка дополнительными деталями, выработанными из кожи (манжетами, воротниками, карманами и др.).

Использование в практике вышеперечисленных способов художественного оформления дает возможность на основе различных видов отделки значительно расширить традиционный ассортимент выпускаемых изделий.

Новый подход к швейному производству в Узбекистане, внедренные и внедряемые крупные инвестиции в отрасль, позволили создать новые предприятия, оснастить их новейшим швейным и отделочным оборудованием мирового уровня. Это в свою очередь дало возможность созданию новых видов изделий за счет расширения технологических возможностей машин, внедрит системы автоматизированного проектирования одежды. Дальнейшее освоение технологических возможностей нового швейного оборудования и разработка новых технологических приемов и принципов выпуска изделий из меха являются основными направлениями научных исследований для качественного улучшения швейной продукции.

Художественное формирование орнамента происходит путем сочетания различных элементов, имеющих геометрическую или изобразительную форму. Эти элементы располагаются таким образом, что создают выразительный образ орнамента (или изделия), оказывающий эмоциональное воздействие на человека.

Одежда составляет существенную часть конечного продукта производства легкой промышленности, от качества и структуры ассортимента, от которого во многом зависит полнота удовлетворения личных потребностей населения. Анализ литературы и опыта швейной и других отраслей легкой промышленности показывает, что качественные характеристики продукции закладываются при разработке проекта, обеспечиваются при ее изготовлении и поддерживаются в процессе эксплуатации. Проектирование, технология пошива являются наиболее ответственными этапами в жизненном цикле изделий, определяющие качество будущей продукции, экономическую эффективность ее производства и потребления.

В Республике Узбекистан с учетом резко континентальных климатических условий развивается производство различных швейных изделий из натурального меха, в том числе из каракуля.

В области проектирования меховых изделий можно отметить ряд научных достижений: определена необходимость разработки конструкций меховых изделий на основе комплекса свойств меха (ВДМТИ, ЦОТШЛ). Разработаны методы построения чертежей разверток деталей меховых изделий по измерениям фигур, разработаны принципы конструирования меховых изделий с учетом формовочных свойств меха.

Анализ существующих методов проектирования меховых изделий показал необходимость их существенной корректировки при проектировании формы и конструкции изделий из меха, отличающихся свойствами от аналогов.

Новые методы проектирования меховых изделий должны опираться на глубокие знания свойств материалов, с одной стороны, и на эргономические исследования динамических свойств изделия с другой.

Процесс разработки конструкции новой модели меховой одежды включает те же этапы, что и для одежды из ткани.

Особенности конструктивного моделирования меховой одежды связаны с тем, что меховые пальто изготовляют из различного количества шкурок (от 5 до 200) в зависимости от их размеров. Их способы размещения, раскроя и соединения создают неисчерпаемые возможности при разработке ассортимента меховой одежды.

Классическим расположением шкурок в изделии считается вертикальное, горизонтальное и диагональное. При размещении шкурок по поверхности изделия могут быть выполнены рисунки в форме ромба, веера, волн, ракушек, спирали и т. п. Варианты расположения шкурок указаны на рис. 1.

Поскольку, как было рассмотрено выше (т. 7.2), мех совершенно не поддается влажно-тепловой обработке, форма мехового изделия может быть достигнута только конструктивными средствами (швы, вытачки).

Кроме того, соединительные швы в готовых меховых изделиях хорошо просматриваются со стороны волосяного покрова (за исключением шкурок завитковой группы: каракуль, яхобаб, мерлушка и т. д.), и при неправильном размещении шкурок нарушается эстетическая целостность изделия. По этой причине конструктивные линии изделия целесообразно располагать в местах соединения шкурок (рис. 1).

Рис. 1. Варианты расположения шкурок в изделии: а — продольное, б — поперечное, в — по диагонали, г — “в елку”, д — “под паркет”, е — шахматное, ж, з — комбинированное

Определенный зрительный эффект в изделии может быть достигнут при расположении шкурок с различным, специально сориентированным направлением волосяного покрова.

Оригинальных эффектов можно достичь комбинацией меха с кожей, бархатом, замшей, трикотажем, тканью, сочетанием нескольких видов меха и др.

Особенностью модельной конструкции меховой одежды является то, что она должна содержать еще и сведения о раскрое меха: расположение шкурок в скрое, способ их соединения, направление волосяного покрова.

В одном случае швы, соединяющие отдельные шкурки, должны быть в скрое незаметны. В другом случае в процессе раскроя шкуркам необходимо придать одинаковую форму и расположить в таком порядке, чтобы они чередовались в определенном ритме.

Таким образом, создавая конструкцию мехового изделия, необходимо иметь четкое представление о методах раскроя шкурок и уметь осуществлять правильный их выбор.

В скорняжном производстве существует большое разнообразие методов раскроя меховых шкурок. Но все эти методы можно разделить на две большие группы — простые и сложные.

Значит, выбор метода раскроя пушно-мехового полуфабриката зависит от конфигурации, линейных размеров и площади шкурок, а также от особенностей структуры волосяного покрова, кожевой ткани и заданной модели изделия.

Литература:

  1. Кормилова Д. Н. Моделирование и художественное оформление одежды. — М, 2000.
  2. Хасанбаева Г. К., Чурсина З. А. История костюма. — Т. «Узбекистан», 2002.
  3. Коблякова Е. Б. и др. Основы конструирования одежды. — М., 1980.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle