Библиографическое описание:

Латипова З. М. Проблемы применения инновационных технологий в образовательном процессе // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1133-1135.



Проблемыприменения инновационных технологийв

В статье изложены новая методика преподавания и использование проверенных технологий передачи информации в образовательном процессе.

Ключевые слова: образование, воспитание, учебный процесс, инновация, информационная технология, медиатехнология, новые методики, система преподаватель-ученик.

Лидирующей страной в мировом сообществе вне сомнения будет та, которая создает самую эффективную образовательную систему, способную развить научный, интеллектуальный, духовный, технологический потенциал и воспитывать молодежь в духе беспредельной преданности и патриотизма своей родине, её идеалам и традициям, любви к человечеству, окружающей среде.

В настоящее время государственная образовательная система находится в ожидании перехода на новую ступень развития и требует коренной перестройки существующей методики преподавания. Крайне необходимо введение новой методики преподавания и проверенных технологий передачи информации с применением образовательных фильмов, в которых любой сложный для передачи блок информации становится легко усваиваемым и общедоступным. В этих целях необходимо широко использовать в сфере образования и культуры новые технологии. Использование возможностей цифровых технологии (звук-изображение) необходимо не только для повышения уровня образования учащихся и молодежи, но и для вовлечения основной массы в образовательный процесс, что является главным условием развития потенциала общества. Важность и значение данной проблемы многократно возросли и непрерывно растут с переходом от индивидуального (один учитель — один ученик) к массовому (групповому) обучению, когда слушателями является целый класс или аудитория.

В целях решения этой проблемы в современных условиях развития науки и техники, информационной и телекоммуникационной технологии, учитывая ускоренный и непрерывный рост спроса на знания (образование), необходимо внедрение новейших методов медиатехнологии в процесс преподавания в образовательных учреждениях всех систем.

В настоящее время в образовательных учреждениях в учебном процессе (преимущественно в высших и средних специальных учебных заведениях) для активизации обучения, лучшей и качественной усваиваемости материала применяется различная техника и технические средства обучения (ТСО), такие как: проекторы, диапроекторы, слайдоскопы, телевизионные комплексы, компьютеры, модераторы, лингафоны и множество видов активных методов обучения: деловые игры, организационно-деятельностные игры, дистанционное обучение, традиционные лекции, семинары, практические занятия, коллоквиумы, диспуты, круглые столы, конференции и др.

Суть содержания медиатехнологии и ее применения в процессе преподавания и обучения заключается в том, что при этом методе при условии нормальной ее организации и умелого применения у всех учеников-слушателей, независимо от их способности и образованности, возникает личный интерес к предмету и рассматриваемой проблеме, а также желание активно участвовать в процессе обсуждения вопроса. При этом почти не будет возможности отвлечься.

«Можно без преувеличения сказать, что на рабочем месте для духовного здоровья интеллигенции люди должны занимать решающую роль. Слова интеллигенции всегда резонируют в уме и сердце народа» [1]. В настоящее время в образовательном процессе существует схема «ученик-аудитория-преподаватель», в которой, во-первых, преподаватель — носитель информации играет авторитарную роль, и итог обучения — оценка, во-вторых, знание распределено по дисциплинам, которые не пересекаются. Школьная методика не предусматривает свободный анализ в процессе обучения, это отклонение от дисциплины. В-третьих, повышение коммуникативности аудитории не рассматривается как фактор, раскрывающий индивидуальные способности, заложенные в каждом отдельном ученике школы, что имеет «безличностный характер».

В отличии от этого при введении в схему «преподаватель-размышляющий» образовательных процессе со специализированной методикой сопровождения, барьеры, создающееся в схеме «ученик-аудитория-преподаватель», заметно исчезают и между преподавателем и учеником устанавливается свободная, демократичная, гласная рабочая обстановка, заставляющая раскрепоститься слушателя, свободно размышлять и открыто высказывать свое мнение (если даже это не совсем верно).

Преподаватель-размышляющий.

Позиция преподавателя демократична. Усвоение предмета достигается путем повышения естественного интереса к обучению. По учебной программе, используются интеллектуальное, развивающее мышление и рассудительность. Результатом обучения являются понимание и усвоение дисциплины.

Последовательное всеобщее содержание.

Дисциплины, в рамках которых проходит обучение, пересекаются между собой. Допускается свободный анализ. Фокус образовательного процесса направлен на постижение внутренних отношений исследуемых предметов.

Социальный характер.

Одной из основных задач преподавателя является целенаправленное выстраивание коммуникативности аудитории и каждого воспитанника школы для раскрытия заложенных в нем индивидуальных способностей.

Предлагаемая концепция методики среднего образования только лишь дополняет, не элиминировав введение нормы преподавания. Это дополнение ориентировано на улучшение качества передачи информации и на повышение роли образования и воспитания молодежи в целенаправленном поэтапном реформировании общества.

Цифровые технологии позволяют:

− Моделировать аудио- и визуальные процессы любой сложности, упрощая их для восприятия и запоминания.

− Специализированные технологии, созданные по учебной программе, существенно повысят интерес к обучению. Время передачи и усвоения информации заметно сократится, что оптимизирует образовательный процесс.

− Образовательные технологии — способ структурирования информации с помощью сюжета, способ, с помощью которого последовательно излагается большой блок информации учебной программы. Эта технология представляет собой естественный побудительный процесс, который стимулирует интерес к учебе и развивает мышление учеников.

Барьеры, возникающие между учеником и преподавателем, исчезают, так как целью коммуникации учителя с учениками становится не изложение информации, а обсуждение и закрепление. В этом случае преподаватель становится участником дискуссии. Таким образом, расширяется существующая образовательная практика, представляющая собой ролевое общение, и в предлагаемой методике преподаватель и ученики задаются вопросами (межперсональное общение), где участники диалога (преподаватель-ученик) — личности, самовыражающиеся в ходе общения.

Цель занятий со студентами — воспитать наших подопечных грамотными пользователями, способными максимально использовать возможности, предоставляемые компьютером. Они должны уметь пользоваться электронной почтой, сканером, принтером, возможностями multimedia, квалифицированно общаться с программистами при ведении совместных работ. Среди множества готовых программных пакетов студенты должны уметь выбирать нужные и, конечно, никак не обойтись без различных текстовых процессоров при использовании компьютера как инструмента для подготовки текста к печати.

Одной из трудностей обучения является то, что интересы и потребности их широки и разнообразны: от эксплуатации и наполнения базы данных до использования устройств мультимедиа в обучающих программах. При изучении даже самых простых редакторов студентам необходим индивидуальный подход. Чтобы все наработанное студентами во время учебы использовалось, самостоятельные работы желательно выполнять в виде электронного лабораторного практикума, который позволяет самостоятельно вырабатывать умения и навыки. В рамках практикума рассматриваются гипертекстовые информационные технологии, которые можно определить как технологии обработки семантической информации, основанные на использовании гипертекстов. Суть этих технологий состоит в предоставлении студентам возможности иерархической организации материала путем использования метода перехода по ссылкам на интересующие места и понятия [2].

Создание гиперссылок студенты осваивают при изучении приложений Windows, имеющих опцию «вставка гиперссылки» (например, Word, Excel и др.). В этих приложениях ими создаются гиперпереходы к другому файлу, к объекту (текстовому или графическому) в этом же документе, к конкретному объекту другого документа. При изучении приложения PowerPoint гиперпереходы используются при создании презентаций свободно разветвляющихся в зависимости от реакции пользователя. Формирование умений и навыков работы с гипертекстом продолжается в курсе «Интернет-технологии». Студенты знакомятся с основными тегами языка гипертекстовой разметки. Изучение темы заканчивается созданием мини-сайта. При этом, в рамках проекта, студенты выбирают тему, осуществляют поиск текстовой и графической информации, оформление в формате HTML. Выбор тематики определяется с учетом конкретных учебных задач, но обычно проектная деятельность студентов-филологов в области информационных технологий не ограничивается рамками предмета, а требует привлечения знаний студентов из области лингвистики, их творческого мышления, исследовательских навыков. Большая часть проектирования (сбор информации, анализ, проведение исследований, экспертиза и т. д.) представляет возможность студенту, создавать творческие самостоятельные работы по предмету [3].

Каждый студент обычно движется по собственной «образовательной траектории», но у всех она мотивирована, осознана и обычно бывает успешно пройдена. В результате создается большое количество мини-сайтов, в основном студенты в процессе работы постигают реальные процессы, учатся использовать информационные и телекоммуникационные технологии в своей будущей профессии, приобретая навыки осознанного применения современных информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной области.

В итоге, целенаправленная, поэтапная реструктуризация системы образования государства подразумевает рассмотрение эффекта образования в необходимом глобальном видении будущего страны.

Литература:

  1. Каримов И. Узбекистан на пороге достижения независимости. — Т.: Узбекистан, 2011. — С. 89.
  2. Афанасьев К. Е., Шмакова Л. Е. Использование электронного учебно-методического пособия «Современные информационные технологии для гуманитариев» в учебном процессе. // Тезисы X Всероссийской научно-методической конференции «Телематика 2003» — Санкт-Петербург: 2003.
  3. Косенкова Н. Г. Подготовка преподавателей иностранного языка с помощью новейших информационных технологий // IX Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании»: Сборник трудов участников конференции. Часть II. — М.: МИФИ, 1999. С. 270–271.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle