Библиографическое описание:

Минчичова В. С. Экологический менеджмент как составляющая корпоративной социальной ответственности и системы менеджмента качества международного бизнеса в разрезе концепции устойчивого развития // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 654-657.



В статье показано место экологического менеджмента в системе корпоративной социальной ответственности бизнеса, определены особенности и примеры корпоративной социальной ответственности в международном бизнесе, определено родство систем экологического менеджмента и систем менеджмента качества, исследованы особенности введения системы экологического менеджмента на предприятии в соответствии с российскими и международными стандартами, определены последствия, позитивные и негативные стороны введения экологического менеджмента, предложены пути получения российской и международной сертификации на предмет соответствия международному стандарту ISO 14000 «Экологический менеджмент».

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность бизнеса, КСО, экологический менеджмент, охрана окружающей среды, уменьшение выбросов, ИСО 14000, ISO 14000, стандарты экологического менеджмента, экологический менеджмент на предприятии, ответственный бизнес, стейкхолдеры, социально ориентированный бизнес, интересы общества, социально ответственная экономика, транснациональные корпорации, ТНК, международный бизнес, система менеджмента качества, управление качеством, СМК, всеобщее управление качеством, концепция устойчивого развития, концепция низкоуглеродной экономики.

В эпоху глобализации и всё большей зависимости предпринимательства в любой сфере от международных рынков сырьевой продукции, оборудования, запасных частей, сопутствующих товаров и даже рабочей силы фирмам, прежде всего крупным, следует уделять особое внимание корпоративной социальной ответственности и её составляющим: экологической и социальной. И если социальная сторона КСО меньше интересует компанию, т. к. её совершенствование не приносит очевидной прибыли, то экологическая составляющая должна интересовать владельцев компании особенно сильно. Требования к экологическим соответствиям усиливаются ежегодно, особенно в свете концепции устойчивого развития мировой экономики, предложенной ООН.

Актуальность данной работы подтверждается и тем фактом, что любая фирма, осуществляющая внешнеэкономическую деятельность даже в минимальной форме, подвергается проверке на соответствие международным экологическим нормам. Особую важность соблюдение этих норм и наличие соответствующей документации приобретает, если фирма сотрудничает с компаниями из американских или западноевропейских стран.

Введение системы экологического менеджмента позволяет расширить круг зарубежных партнеров, а также избежать проблем и издержек, связанных с утилизацией отходов, прежде всего химических, и ликвидацией последствий нерационального с точки зрения экологии производства.

Корпоративная социальная ответственность всовременном международном бизнесе.

Корпоративная социальная ответственность бизнеса (КСО, англ. — CSR — corporatesocialresponsibility) — это относительно новая научная и практическая концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы всего общества, возлагая на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны общества в стране базирования, соседних странах и в мире в целом. Эта ответственность подразумевает взятие на себя фирмой обязательств по соблюдению интересов общества. Таким образом, взятые обязательства выходят за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом.

Прежде всего КСО относится к транснациональным корпорациям, а также к фирмам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность как в области продаж, привлечения иностранной рабочей силы и т. п., так и в области закупки сырья, материалов, оборудования и даже получения консультаций зарубежных специалистов.

Термин КСО стал использоваться повсеместно в начале 1970-х гг. Именно тогда крупные ТНК начали развивать проекты в совершенно не связанных с основной деятельностью отраслях в целях соблюдения интересов и улучшения уровня жизни т. н. стейкхолдеров — заинтересованных сторон, на жизнь и деятельность которых оказывает влияние компания. Среди стейкхолдеров выделяют внешнюю (поставщики, партнеры, заказчики, местное население и др.) и внутреннюю (наемные работники, акционеры) группы. Примером таких проектов служат участие фонда компании Shell (Shell Foundation) в развитии Цветочной долины в Южной Африке (образовательные центры для местных детей), создание стипендиальных программ для талантливой молодежи компаниями Ernst&Young, Raiffesenbank и многими другими, спортивные школы Газпромнефть, просветительские программы для взрослых в области ВИЧ/СПИД в Африке и Азии и т. д.

Защитники (создатели, последователи и сторонники) теории КСО утверждают, что фирмы, осознающие и принимающие необходимость КСО, получают многочисленные преимущества от того, что работают на более широкую и продолжительную перспективу, чем собственная краткосрочная прибыль. Противники теории утверждают, что концепция КСО пытается подменить собой функции государства и правительства, а также заставляет бизнес заниматься «не своим делом».

Концепция КСО подразумевает взаимодействие двух своих составляющих: социальной и экологической эффективности предприятия.Был разработан ряд руководств и стандартов отчетности, которые служат в качестве основных принципов социального учёта, аудита и отчетности. Следует отметить, что все эти стандарты в большинстве случаев носят добровольный характер и созданы учреждениями разного рода, как международными организациями (к примеру, семейство стандартов экологического управления ISO14000 создан Международной Организацией по стандартизации), так и частными организациями (к примеру, сертификация отелей Green Key).

Газета и портал экономической информации The Financial Times совместно с Лондонской фондовой биржей публикует ряд рейтингов компаний с определенными индексами в области КСО. Индексы представляют собой интеграционную оценку экзогенных (относящихся к внешней среде), социальных и управленческих факторов (environmental, social and governance — ESR), позволяющих судить о соблюдении компаниями стандартов КСО. Среди семейства этих индексов FTSE4GoodIndexSeries (Индекс товаров), FTSEESGRatings (рейтинги факторов внешней среды, социальных и управленческих), FTSEEnvironmentalMarketsSeries (индексы продуктов, которые компании предлагают для своего окружения и стейкхолдеров), FTSE Low Carbon Economy Industrial Service (индекс участия компании в приближении к низкоуглеродной экономике), FTSE Developed ex Fossil Fuels Index Series Market (индекс, измеряющий степень воздействия продуктов углерода на окружающую среду) [4].

В некоторых странах существуют законодательные требования к социальному учёту, аудиту и отчетности (например, Bilan Social во Франции), однако четко измерить социальную и экологическую эффективность сложно.

Именно потому, что введение принципов КСО и экологического менеджмента в частности является новейшей тенденцией в развитии современного бизнеса во всем мире, именно изучение вопросов, связанных с экологическим менеджментом, представляется нам чрезвычайно актуальным в ходе освоения профессии управленца и специалиста в области мировой экономики.

Система экологического менеджмента вкомпании: родство ссистемой менеджмента качества продукции.

Система экологического менеджмента — это часть общей системы управления, включающая организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов реализации и совершенствования экологической политики, целей и задач.

Внедрение системы экологического менеджмента может быть представлено в виде схемы, представленной на рисунке 1.

Рис. 1. Этапы внедрения и функционирования системы экологического менеджмента [5]

Основной принцип, заложенный в систему экологического менеджмента — постоянное последовательное улучшение.

Такой же принцип заложен и в основу функционирования системы менеджмента качества (СМК).

Как и в СМК в системе экологического менеджмента процессы можно уложить в формы блок-схемы: прописать схематично процессы осуществления принципов политики, мониторинга за соблюдением прописанных в политике правил, устранения недочетов и нарушений и т. д. В форме осуществления политики стандарты СМК и стандарты экологического менеджмента очень похожи.

В ходе изучения положения новейших теорий управления качеством (всеобщая теория качества, теория 6 сигм, 14 принципов и цикл Э. Деминга, концепция бережливого производства), автор пришел к выводу, что экологический менеджмент можно считать составной частью управления качеством. Ведь набор подсистем, включаемых в систему управления качеством каждой компании, выбирается этой компанией самостоятельно.

Официальная стандартизация системы экологического менеджмента.

Экологическая сертификация в России носит и обязательный, и добровольный характер. Действия компании, принявшей решение о получении добровольной сертификации в области экологического менеджмента должны соответствовать международным стандартам ИСО 14000. Эти стандарты, так же, как и стандарты ИСО 9000 «Система менеджмента качества» носят серийный характер и состоят из 10 стандартов, посвященных разным вопросам экологического менеджмента, к примеру, экологической оценке площадок и организаций (ISO 14015), экологическим этикеткам и декларациям (ISO 14020), терминам, употребляемым в экологическом менеджменте (ISO 14050) и другие. Главным стандартом, по которому осуществляется сертификация, является ISO 14001 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению». Российский аналог международного стандарта — Гост Р ИСО 14001–2007 Требования и руководство к применению.

Организация и проведение большинства работ по обязательной сертификации в нашей стране находятся в компетенции Росстандарта России (ранее назывался: Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России), официальное название на момент написания работы — Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), созданного в 2004 г. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) входит в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и находится в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Росстандарт осуществляет государственное управление стандартизацией, метрологией и сертификацией непосредственно и через находящихся в его ведении государственных инспекторов по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений. Агентство осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и через подведомственные организации.

Для проведения работ по обязательной сертификации Росстандартом разработана Система сертификации ГОСТ Р. Именно эта система во многом определяет практику массовой сертификации в Российской Федерации.

Сертификацию по стандарту организации могут получить от независимой третьей стороны — органа по сертификации, пройдя соответствующую аудиторскую проверку. Предприятию предстоит выбрать компанию, предлагающую максимально выгодные условия по срокам, стоимости, пакету услуг.

Важнейшие выводы.

Экологический менеджмент является одним из основных новейших управленческих процессов, свойственных сложившейся практике ведения международного бизнеса. Компании развитых стран, а также многих развивающихся стран стараются согласовывать свою деятельность с требованиями международных договоров в области экологии, прежде всего в части выбросов в атмосферу, загрязнения почв и водных ресурсов. Этого требует актуальная повестка дня будущего развития мировой экономики, разработанная ООН — концепция устойчивого развития (sustainabledevelopment), а также концепция низкоуглеродной экономики (lowcarboneconomy). Также вопросы охраны окружающей среды и экологии в целом были сформулированы как основные проблемы современности в списке целей тысячелетия (MilleniumDevelopmentGoals), созданном и постоянно дополняемом Организацией Объединенных Наций.

Таким образом, экологический менеджмент является неотделимой частью корпоративной социальной ответственности бизнеса. Именно КСО является одним из важнейших направлений деятельности ТНК. И если компания хочет стать или удержать позиции партнера, поставщика или клиента ведущих и наиболее влиятельных компаний в мире, ей следует прежде всего акцентировать своё внимание на совершенствовании методов ведения бизнеса, введении элементов системы экологического контроля, социальной ответственности перед обществом, а также менеджмента качества продукции и всех процессов, протекающих в компании. Именно за счёт этих действий компания гарантирует себе включение в список наиболее желательных партнеров для сотрудничества, повысит свою прибыль и долю рынка.

Литература:

  1. ISO 14001:2015. Environmental management systems — Requirements with guidance for use // ISO Central Secretariat, Geneva, Switzerland, 2015.
  2. Белов Г. В. Экологический менеджмент предприятия. Учебное пособие. // М.: Логос, 2006. — 240 с.
  3. Дерягина С. Е., Астафьева О. В., Струкова М. Н., Струкова Л. В. Экологический менеджмент на предприятии. // Екатеринбург: ИПЭ УрО РАН — УГТУ УПИ, 2007. — 144 с.
  4. Официальный сайт рейтингового агентства FTSE URL: https://www.ftserussell.com/about-us/corporate-responsibility
  5. Официальный сайт Донского экологического центра URL: http://www.ektor.ru/
  6. Gray R., Bebbington J. Accounting for the environment // Second edition, UK, London: — SAGE Publication Ltd., 2001.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle