Библиографическое описание:

Шокурова О. И. Программы поддержки и развития сельского хозяйства Нижегородской области // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 762-764.



Сельское хозяйство данного региона — активно развивающийся сектор хозяйства, который может внести весомый вклад в экономику данных регионов и страны в целом [1].

Анализируя программы поддержки АПК Нижегородской области можно сделать о том, что они состоят из двух основных частей: федеральные и региональные программы поддержки. Федеральные программы включают в себя основные компоненты [3]:

  1. Предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах
  2. Субсидии на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей (а)на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, б) на содержание племенных быков-производителей молочного и мясного направлений, в) на приобретение (в том числе по импорту) племенных быков-производителей молочного и мясного направлений, г) на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота молочного и мясного направлений в племенных стадах, д) на приобретение семени племенных быков-производителей молочного и мясного направления, е) приобретение эмбрионов племенного крупного рогатого скота молочного направления, в том числе по импорту, ж) на возмещение части затрат на приобретение элитных семян, з) на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями).
  3. Субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока.
  4. Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.
  5. Возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования.
  6. Возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
  7. Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств: (а) средства на поддержку начинающих фермеров, б) гранты на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств.
  8. Возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса [4].

Цели данных мероприятий определены федеральным правительством:

‒ повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития АПК, оптимизации его институциональной структуры, создания благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности отрасли;

‒ обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК;

‒ воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов, экологизация производства;

‒ устойчивое развитие сельских территорий.

‒ обеспечение продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации [3]

Для достижения целей государство ставит следующие задачи, которые отличаются в зависимости от региона, но не значительно.

1) стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции;

2) создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв, развитие мелиорации сельскохозяйственных земель;

3) повышение эффективности регулирования внутренних и внешних рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

4) поддержка малых форм хозяйствования;

5) техническая и технологическая модернизация, стимулирование инвестиционной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса;

6) рост доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, создание организационно-экономических условий для расширенного воспроизводства;

7) совершенствование системы информационного обеспечения в сфере АПК;

8) научное обеспечение реализации мероприятий по развитию агропромышленного производства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

9) совершенствование управления в сфере агропромышленного комплекса.

10) повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения.

Для реализации федеральной части программы государство выделяет финансирование преимущественно из федерального бюджета, так общий бюджет направленный на развитие сельского хозяйства области в 2016 году составил 2 977 365, из них за счёт федеральных средств 2 207 666 и только 769 699 за счёт регионального бюджета, что свидетельствует о высокой дотационности сельскохозяйственного бюджета региона [4].

Региональные составляющие программы Нижегородской области включает в себя:

‒ Субсидии на создание и модернизацию животноводческих, свиноводческих и птицеводческих комплексов (ферм)

‒ Субсидии на развитие мясного скотоводства

‒ Субсидии на возмещение части затрат на производство и реализацию молока граждан, ведущих личное подсобное хозяйство

‒ Возмещение части затрат на приобретение машин и оборудования для строительства и модернизации семенных заводов, линий по производству высококачественных семян, первичной переработки зерна и зернохранилищ [2,4].

Стратегическое планирование ипринципы реализации программы.

Программа развития АПК в Нижегородской области реализуются по универсальному принципу. Региональные законодательные собрания принимают местные программы развития и совместно с федеральными разрабатывается сама программа развития АПК и утверждаются главами регионов. Отвечает за её реализацию, как правило, министерства сельского хозяйства региона или подобные им ведомства. Каждое направление программы имеет свое положение на основании, которого сотрудники министерства работают. Основные составные части положение: вводную часть, цели и задачи программы, участники программы, правила участия в программе, необходимые документы для участия в программе, подведение итогов, заключение договора, мониторинг реализации программы, заключительное положение, приложение (как правило, типовые документы).

Оценка качества по программам развития сельского хозяйства, как правило, основывается на следующих показателях: прирост продукции животноводства (мясо, молоко, яйца и пр.), пророст продукции растениеводства (зерно, овощи, фрукты и пр.), увеличение количества фермеров, сельхозпредприятий, увеличение количества выданных сельскохозяйственных кредитов, увеличение доходов, полученных от реализации сельхоз продукции и некоторые другие. Не все из них являются качественными показателями. Например, прирост продукций достаточно хороший показатель реализации программы, хотя если брать такие отрасли как разведение крупного рогатого скота или выращивание многолетних фруктовых садов данный показатель не отразит реальную динамику реализации программы, а в общем достаточно эффективный показатель. Такие показатели как увеличение количества сельскохозяйственных кредитов имеет существенный недостаток, т. к. их очень часто используют не по целевому назначению и реальной картины они не могут показать [2,5].

Управление программой иконтроль за ходом ее выполнения.

Управление программами развития АПК в Нижегородской области осуществляют соответствующие министерства сельского хозяйства региона. В частности осуществляют следующие мероприятия:

  1. Приём и рассмотрение заявок на участие в том или ином проекте или программе.
  2. Проведение отбора (если необходимо) для выбора наиболее подходящих проектов для предоставления им субсидии
  3. Назначение соответствующей комиссии по отбору участников для предоставления субсидий
  4. Подписание договора с победителями отборов.
  5. Мониторинг хода реализации программы. Проверка отчётов о целевом использовании средств, проверка отчётов о создании новых рабочих мест, об уплате налогов в бюджеты разных уровней, о соответствии заявленной экономической деятельности и пр.

За реализацией той или иной программой закреплены конкретные должностные лица при этом работа происходит по принципу иерархии. Имеется должностное лицо на уровне управления сельским хозяйством, которому поручено осуществлять работу, включая контроль, за той или иной программой, они подчиняются региональному куратору — сотруднику министерства сельского хозяйства, тот в свою очередь подотчётен перед министром и соответствующим заместителем руководителя региона. Сами же главы регионов отчитываются перед федеральными властями, особенно за реализацию федеральных программ и особенно если на эти программы львиная доля денег выделена правительством России [1].

Литература:

  1. Министерство сельского хозяйства Нижегородской области [электронный ресурс] Режим доступа. URL: http://www.mcx-nnov.ru
  2. Постановление правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. N 280 «Об утверждении государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области»
  3. Постановление Правительства России от 14.07.2012 г. № 717 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы»
  4. Справочник министерства сельского хозяйства РФ [электронный ресурс] Режим доступа. URL: http://www.gp.specagro.ru
  5. Статистика [электронный ресурс] Режим доступа. URL: http://specagro.ru/news/N210104/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle