Библиографическое описание:

Мишанова Ю. Г. Роль целевого финансирования малого бизнеса предприятий Нижегородской области // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 661-665.



Целевое финансирование — важное взаимовыгодное мероприятия, как для донора, так и для акцептора финансовых ресурсов [2]. Это проявляется с одной стороны необходимостью финансовых потоков для получателя, с другой поддержание нормального состояния организации, которая выполняет важную функцию в обществе. Наиболее ярко выраженное целевое финансирование — бюджетное. Бюджетное финансирование играет ключевую роль в социальном государстве, благодаря ему работают учреждения образования, здравоохранения, культуры и пр. бюджетные организации. Однако целевое финансирование может быть доступно и для коммерческих, частных структур [2,4]. Финансирование коммерческих организаций, за счёт бюджетных средств, осуществляется в основном за счёт субсидий и грантов, а также за счёт налоговых льгот, дотаций, субвенций и пр.

На территории Нижегородской области существует ряд мероприятий, направленных на целевое финансирование коммерческих структур, в основе которых лежит как федеральная, так и региональная программы. Основанная доля программ направлена на поддержку малого и среднего предпринимательства [3]

Программы поддержки малого и среднего предпринимательства можно разделить по секторам (рис. 1)

D:\Документы\ННГУ\H.W\ответ обл. прокуратуры.jpg

Рис. 1. Схема государственной поддержки малого бизнеса Нижегородской области в зависимости от отраслей хозяйства

На данном рисунке отчётливо видно, что в Нижегородской области имеется несколько сфер хозяйства, которым уделяется приоритет в сфере целевого финансирования — это сельское хозяйство, туризм и инновационное предпринимательство. Прочие же сферы коммерческой деятельности подпадают под общий порядок предоставления финансовых средств из бюджетов всех уровней для поддержки предпринимателей. Стоит отметить, что приоритетные предприятия могут так же участвовать в мероприятиях в общем порядке [3,5]. Однако в последнее время региональный законодатель и правительство Нижегородской области разрабатывает и принимает нормативно-правовые акты, ограничивающие предпринимателей в участии сразу в нескольких отборах по получению грантов. В частности сельскохозяйственным товаропроизводителям (КФХ) будет отказано в предоставлении гранта, направленного на поддержку начинающих фермеров если предприниматель получал ранее какую-либо государственную поддержку, даже льготное кредитование в сфере аграрно-промышленного хозяйства (АПК) [5].

Наиболее распространённым и актуальным источником целевого финансирования микро предприятий является конкурсный отбор на получения субсидии и гранта начинающим предпринимателям [3]. Данная программа федеральная, реализуется региональными правительствами, финансируется коллегиально за счёт средств федерального и регионального бюджетов. Анализируя количество участников и объём финансирования можно сказать, что общее количество заявок на получения субсидии с каждым годом увеличивается, возможно это связано с тем, что информация в предпринимательской среде распространяется со временем, при этом уже участвующие субъекты и получившие финансирования, вновь подают заявки на участие оформляя юридические документы на своих родственников.

Общие принцип участия в данном конкурсе основывается на подачи пакета документов в министерство предпринимательства и потребительских услуг Нижегородской области, или через мульти центры в запечатанном конверте [3]. Законодатель наложил ряд ограничений на предоставление гранта (перечислить) [3,5]

Заявка на участие должна содержать ряд обязательных и не обязательных документов, перечень которых меняется в зависимости от года (табл. 1)

Таблица 1

Документы, необходимые для предоставления на участие вконкурсном отборе начинающих предпринимателей

Годы

Документ

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Заявка на участие в конкурсном отборе

+

+

+

+

+

+

Титульный лист

+

+

+

+

+

+

Опись предоставленных документов

+

+

+

+

+

+

Заявление на предоставление Субсидии

+

+

+

+

+

+

Анкета заявителя

+

+

+

+

+

+

Бизнес-план

+

+

+

+

+

+

Смета расходов

+

+

+

+

+

+

справка, выданной кредитной организацией об открытии расчетного счета заявителю

+

+

+

+

+

+

Копии всех страниц паспорта гражданина Российской Федерации

-

-

+

-

+

+

Документ об образовании в сфере предпринимательства

-

+

+

+

+

+

Копии документов, подтверждающих факт приема наемных работников

-

-

-

-

+

+

Копия трудовой книжки

-

-

-

-

+

+

Копии свидетельств о рождении детей

-

-

-

-

-

+

Копия договора аренды помещения с бизнес-инкубатором

-

-

-

-

+

+

Копия лицензионного договора с субъектом народно-художественных промыслов

-

-

-

-

+

+

Копии документов, подтверждающих использование собственных средств

-

-

-

-

+

+

Выписка из ЕГРЮ/ЕГРИП

+

+

+

+

-

-

Справка из налоговой

+

+

+

+

-

-

Справка из ПФР

+

+

+

+

-

-

Справка из ФСС

+

+

+

+

-

-

Критерии оценивания так же изменяются в зависимости от года проведения, при этом анализируя законодательную базу, можно классифицировать данные критерии по постоянным (сфера деятельности, моложёное предпринимательство и др.) и временные (бывшие безработные, наличие рабочих мест и т. д.). Общая доля постоянных критериев превосходит.

Стоит отметить, что данная программа проводит детальную экспертизу документов и малейшие неточности могут явиться причиной отказа в допуске к участию. Решения комиссий за период 2010–2015 годы об отказе к допуску на участие в конкурсном отборе, можем выделить основные: в заявке представлена копия документов, вместо оригинала, не представлен какой либо обязательный документ, представленный документ в иной форме (расчёт по налогам вместо справки об отсутствии задолженности из ФНС), отсутствует подпись или печать на каком либо документе, отсутствии электронного варианта заявки, наличие в выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП ОКВЭД подпадающих под акцизы и пр. более мелки нарушения.

Таким образом, целевое финансирование предприятий малого и среднего бизнеса имеет важное значение для поддержания экономики Нижегородской области, однако получения данной поддержки достаточно сложная процедура.

Выводы:

  1. Целевое финансирование оказывает стимулирующие влияние на организацию и развитие предпринимательской деятельности Нижегородской области.
  2. Целевое финансирование стимулирует развитие не популярных сфер бизнеса (сельское хозяйство, социальный бизнес, производство).
  3. Наблюдается тенденция к ужесточению требований к кандидатом на получение грантов в Нижегородской области, а также усложнение бюрократических барьеров процедуры оформления заявки.

Литература:

  1. Малый и средний бизнес Нижегородской области [электронный ресурс] Режим доступа. URL: http://www.msp.nnov.ru
  2. Миляков Н. В. «Финансы» М, 2004 г., 543 с.
  3. Постановление Правительства Нижегородской области от 21 октября 2009 г. N 752 «О порядке субсидирования части затрат субъектам малого предпринимательства (гранты), связанных с началом предпринимательской деятельности»
  4. Федеральный закон «О Бухгалтерском учёте» № 402 ФЗ
  5. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle