Библиографическое описание:

Губарева Е. А. Реабилитация в условиях психоневрологического интерната // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 988-991.



 

В последнее время растёт интерес к проблемам социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов. Реабилитация — это целенаправленная деятельность коллектива в медицинском, педагогическом, социальном аспектах с целью сохранения, восстановления и укрепления способностей человека принимать активное участие в общественной жизни.

Конечная цель реабилитации в психоневрологическом интернате — восстановление личного и социального статуса. Приоритетная цель — сохранение у проживающих имеющихся умений и навыков.

Для реализации этой цели необходимо выполнить ряд задач:

  1.                Организовать для проживающих в интернате интересную, содержательную деятельность;
  2.                Вызвать положительные эмоции, связанные с творческой активностью;
  3.                Поддерживать и развивать у больных коммуникативные навыки.

Для решения поставленных задач используются как традиционные методы и приёмы, так и новейшие. В последнее время часто можно слышать термин «арт-терапия», однако многие понимают это как работа с рисунком, и только. Между тем арт-терапия представляет собой более широкое понятие и включает в себя:

  1.                Музыкальную терапию.
  2.                Танцевальную терапию.
  3.                Драмотерапию.
  4.                Игровую терапию.

Арт-терапия имеет длительную историю развития, она показала свою универсальность. Традиционная классификация видов арт-терапии основывается на классификации видов искусства.

Арт-терапевтические технологии, разработанные в каждом виде арт-терапии, не являются однотипными по своей природе. Их можно разделить на несколько групп. К арт-терапевтическим технологиям в широком смысле можно отнести технологии, связанные с восприятием того или иного художественного произведения, технологии обучения приёмам и способам художественно-творческой деятельности, технологии создания художественного произведения. По-настоящему арт-терапевтической каждая из названных групп технологий становится только в том случае, если нацелена на разрешение психологической проблемы клиента.

Арт-терапевтическая работа по изобразительному искусству начинается с проведения диагностических процедур, по результатам составляется программа реабилитации. В этапы реабилитации арт-терапевтическим методом входит:

  1.                Предварительный ориентировочный этап.
  2.                Исследование обстановки, изобразительных материалов, изучение лимитов и ограничений в их использовании.
  3.                Выбор темы рисования, эмоциональное включение в процесс рисования.
  4.                Поиск адекватной формы выражения.

Надо заметить, что это одно из любимых занятий наших воспитанников. Не проходит дня, чтобы мы не занимались рисованием. Темы самые разные: растительный и животный мир, окружающий мир, праздники, человек, игрушки, сказки, впрочем, их можно перечислять долго. Наши воспитанники умеют рисовать как карандашом, так и красками. В своих рисунках они выражают настроение, через рисунок они учатся понимать настроение других людей. Часто стоит посмотреть на рисунок, композицию, выбранные цвета и становится понятно, в каком расположении духа находится наш подопечный. Отсюда вытекает следующий этап работы: беседа, наблюдение, выведение из конфликтной ситуации.

У нас есть очень талантливые ребята, которые выпускают стенгазеты, участвуют в конкурсах на лучший рисунок, получают дипломы и призы не только внутри интерната, но и на городском уровне.

В нашей работе часто приходится сталкиваться с тем, что инвалиды не всегда идут на контакт, тем самым не позволяют раскрыть их творческие способности, создают стену отчуждения. К каждому из них необходим индивидуальный подход, часто приходится менять методы и способы общения. Проходит какое-то время и результат даёт о себе знать. У кого-то выявляется умение декламировать, кто-то хорошо поёт, кого-то удаётся раскрыть трудотерапией, кому-то нравится вышивать, кому-то вязать.

Разные виды восстановительной работы мы давно комплексно используем в работе с нашими воспитанниками, не делая резкой границы между ними, не отделяя их друг от друга. Например, музыкальная и танцевальная терапия тесно связаны друг с другом, они дополняют друг друга, усиливают взаимное влияние на чувства и эмоции наших получателей. Ведь вообще человек научился выражать свои чувства при помощи движений раньше, чем научился говорить. Поэтому возник танец как средство выражения разных чувств, состояний, эмоций, как метод релаксации, снятия стрессовых симптомов, раскрепощения.

Во все времена танец играл большую роль в жизни человека, до сих пор в народных обычаях сохранились ритуальные танцы, которые сопровождали человека на протяжении его жизни: рождение, вступление в брак, смерть. В древности люди обращались к танцу, чтобы была удачной охота, чтобы собрать хороший урожай, выиграть турнир. При недомоганиях танец был призван освободить человека от болезни. В некоторых странах до сих пор существуют шаманы, к которым обращается человек, оказавшийся в непростой жизненной ситуации или от которого отказалась официальная медицина.

Танец ритмичен, имеет эстетическую форму, которая нормализует энергетику человека. Эти две стороны танца оказывают лечебное воздействие. В течение многих лет люди этим пользовались. Но только в наши дни терапевтическое воздействие танца получило научное подтверждение.

Имеются свидетельства, дошедшие из древнейших времён, о попытках использования музыки, танца, театра с целью восстановления функций организма, а также сохранения духовного мира личности. Характерным является факт признания благотворного влияния искусства на психику.

Доказано, что танец является сильным средством раскрытия личности. Всем, кто имеет проблемы в общении, кто отгорожен от мира, танец помогает раскрыться. Здесь не надо применять приёмы, которые трудно было бы реализовать. Все танцевальные движения должны быть выполнимы. Они не должны препятствовать полной свободе движений: клиент не должен ни в коем случае бояться, что он может сделать что-то неправильно. Для раскрытия чувств подходят любые танцевальные шаги. Можно попробовать выучить вальс, польку, кадриль. Но начинать нужно всегда с простейших танцевальных движений, чтобы пришла уверенность в своих силах.

Я хочу поделиться с читателями тем, как через танцы удаётся раскрыть личность, больше сплотить проживающих, раскрепостить и научить их держаться на сцене, не выдавая своих эмоций, не отвлекаясь на что-либо постороннее. Чувство локтя, дружеского участия, желание помочь товарищу — всё это я наблюдаю, когда в очередной раз готовиться танцевальный номер. Но всё по порядку.

Наша танцевальная группа существует уже 3 года. В основном составе у нас "лидеры", которые на ходу могут интерпретировать движения, мы вместе с ними составляем сценарий выступлений, распределяем роли, отрабатываем движения, меняем их на другие.

В процессе создания танца наблюдаю, какое действие оказывает танец на личность. Во-первых, это здорово сплачивает коллектив выступающих. Они знают, что от того, насколько точны и отточены их движения, зависит общий успех. Если что-то не получается, стараются научить друг друга и делают это охотно не только на репетициях, но в любое свободное время. Сейчас наша танцевальная группа — это слаженный работоспособный коллектив, в котором каждый понимает друг друга, которым интересно делать общее дело. За 3 года танец стал творческой лабораторией, помогающей выработке коммуникативных навыков и социальной адаптации инвалидов.

Мастерство на сцене отрабатывается непосредственно в процессе работы над коллективным танцем. Только систематические репетиции могут обеспечить успех. Самым большим успехом пользуются номера, для участия в которых мы привлекаем мужскую половину. Например, на 8 марта мы подготовили совместный юмористический танцевальный номер с участием мальчиков. Составили общий сценарий, график проведения репетиций, выбрали участников, продумали костюмы для танца. В интернате есть костюмерная, но и приходится шить новые, здесь уже задействованы и сотрудники, и проживающие, словом те, кто умеет шить и вязать.

Развитие культуротерапией в процессе осуществления программы реабилитации начинается с того, что воспитанник интерната становится пассивным участником разного рода развлекательных мероприятий. Во время экскурсий, просмотра кинофильмов и телепередач проживающие остаются пассивными слушателями или зрителями. Но уже в этот период необходимо начать работу с тем, чтобы они по возможности стали активно участвовать в происходящем, для чего проводится обсуждение просмотренных кинофильмов, прочитанных книг. Совместное обсуждение способствует углублению межличностных отношений в группе, лучшему контакту воспитателей и проживающих, развивает речь, обогащает их словарный запас. При любом удачном комментарии мероприятия следует хвалить и поощрять выступившего, чтобы у него возникло желание и впредь высказывать своё мнение, укрепить его уверенность в себе. Такой подход позволяет чаще привлекать большее количество инвалидов к активному участию в мероприятиях. Они становятся участниками концертов, спортивных мероприятий, конкурсов, выставок, лепят, рисуют. В этом случае развивается активность, целеустремлённость, умение считаться с мнением окружающих, стремление к творчеству, что способствует оживлению эмоциональности и повышению общей культуры.

Культуротерапия также помогает стабилизировать состояние пациентов. Одним из методов культуротерапии является реабилитация театром. Он позволяет «распрямить сознание и закрепить правильные реакции на травмирующие психику ситуации».

Общение с искусством понижает восприимчивость к стрессам, расширяет кругозор, развивает личность всесторонне, позволяет забыть о неприятностях и открывает волшебный мир.

Люди верят в чудеса и сказки, а в кукольном театре легко себе представить, что куклы — реальные герои, полные эмоций и чувств. Человек начинает верить в стабильность мира, исчезает ожидание чего-то плохого. Здесь воспитанники знакомятся со сценической речью, выразительным чтением, раскрытием характеров героев не только через речь, но и через движения, эмоции, декорации. Они наблюдают игру актёров во взаимодействии с другими героями. Так развивается внимание: вовремя выйти, уйти, сказать свои слова, правильно повернуться, выдвинуть декорации. Это впоследствии пригодится в постановке спектаклей и исполнении ролей, способствует решению коррекционных задач.

Наш кукольный театр существует не очень давно, всего несколько месяцев, но и за это время его успели полюбить наши воспитанники. Сказкотерапия является одним из наиболее эффективных методов работы с теми инвалидами, которые испытывают те или иные затруднения в общении, поскольку применение сказкотерапии решает ряд проблем. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с проявлениями агрессии, неуверенности в себе, застенчивостью. Этот вид терапии позволяет осознать свои проблемы и показать пути их решения.

Значительная часть наших воспитанников нуждается в восстановлении и сохранении социально — трудовых связей. Необходимо формирование и закрепление гигиенических, бытовых и трудовых навыков, положительной установки к труду и коллективу. В нашей работе нельзя допускать эмоциональных и трудовых перегрузок, следует обеспечить проживающим правильный режим дня с максимальным пребыванием на воздухе и активным отдыхом. В целях профилактики нарушений режима стараемся максимально занять каждого согласно интересам и возможностям.

Терапия занятостью в восстановительной работе занимает значительное место в нашей работе. Здесь реализуются индивидуальные склонности и интересы проживающих. Она направлена на развитие индивидуальных способностей не только к рисованию, лепке, декоративно-прикладному творчеству, но и на выработку у каждого умения прислушиваться к мнению других, учит жить в коллективе. Никакого принуждения, никакого диктата, только добровольное желание. А творчество развивает взаимное доверие, укрепляет уверенность больного в своих силах, способствует нахождению компромиссов и спокойному разрешению конфликтов.

Виды занятости принято условно делить на 3 группы:

  1.                Занятия по способностям (музыка, литература, изобразительное искусство).
  1.                Занятия «прикладного характера» (кружки по развитию творческих способностей, кулинарии, кройки и шитья).
  2.                Мероприятия, имеющие развлекательно-познавательный характер (беседы на разные темы, литературно-музыкальные вечера, День Именинника, экскурсии, посещение кинотеатра, цирка).

Хочу остановиться на проведении в нашем интернате Дня Именинника. Это стало традицией, ежемесячно чествовать в праздничной обстановке именинников в нашем кинозале. Подготовить и провести праздник в группе, состоящей из разного возраста так, чтобы всем было весело дело непростое, поскольку у всех свои интересы и возможности. Поэтому подготовку начинают с совета, на котором каждый имеет право голоса. После долгих и упорных споров дело находится каждому, тем более, что возможности и таланты друг друга ребята знают лучше воспитателей. Одни готовят декорации, другие — костюмы, а кто-то рисует красочные приглашения. В итоге разрабатываем сценарий проведении мероприятия заранее, примерно за месяц. Тематику связываем со временем года, с праздниками, с интересами и возможностями наших ребят.

Наибольшее значение среди форм и методов лечебно-воспитательной работы имеет трудовая реабилитация, которая отличается от терапии занятостью тем, что предусматривает контролируемое участие в трудовых процессах, имеющих профессиональный характер. В процессе трудовой терапии пациента побуждают к регулярному производительному труду в обществе. Перед ним стоит задача восстановления прежних профессиональных навыков или обучения новым. У нас для трудотерапии имеются лечебно трудовые мастерские. Трудотерапия применяется в сочетании с другими методами реабилитации.

В процессе реабилитационной работы мы придаём большое значение коллективному характеру проводимых мероприятий, стремясь развить у проживающих навыки активного общения друг с другом, приучать их действовать и трудиться сообща. Этой же цели служат и проводимые не реже одного раза в месяц собрания лидеров с участием руководства отделения, на которых решаются некоторые вопросы быта, организации досуга. Во время проведения собраний поощряются критические замечания по вопросам режима, быта, взаимоотношений проживающих и персонала.

Проблемы социальной адаптации лиц с ограничениями жизнедеятельности, стоящие перед российским обществом, стимулируют поиск наиболее эффективных способов их решения. К особенностям современного понимания возможностей помощи таким людям относится осознание идей интеграции. Специалисты всё чаще указывают на возможность более широкого включения этих людей в различные сферы социальной жизни.

 

Литература:

 

  1.                Коновалова М.Д. Значение арт-терапевтических технологий в решении проблем социальной адаптации лиц с нарушениями в развитии. // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2011. — № 2-3. — С. 33-37.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle